Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Развитие композиционных и творческих навыков учащихся на уроках ИЗО при использовании техники аппликации в начальных классах

Содержание

Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.Джошуа РейнольдсРебята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь

Слайд 1Развитие композиционных и творческих навыков учащихся на уроках ИЗО при использовании

техники аппликации в начальных классах.

Выполнила:
Анфилова Анастасия Викторовна
учитель МБОУ «Лицей №65» г. Воронеж

Развитие композиционных и творческих навыков учащихся  на уроках ИЗО  при использовании техники аппликации  в

Слайд 2Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать

те средства, которыми он это достигает; зритель должен только почувствовать воздействие результата его усилий.
Джошуа Рейнольдс

Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также является важным законом для композиции.
Константин Фёдорович Юон

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с
какой-либо идеей.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник не должен подчеркивать те средства, которыми он это достигает;

Слайд 3Младший школьный возраст - самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости

почти всех детей и, вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию композиционного мышления. Главную роль на уроках изобразительного искусства играет освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают наиболее общими способами.  Ознакомление происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится необходимым условием освоения всех последующих. Так осуществляется принцип развития композиционного мышления. С композиционными приемами дети знакомятся не через объяснения и определения, а в процессе собственных действий на листе бумаги.
Младший школьный возраст - самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и, вместе с

Слайд 4При объяснении элементарных основ композиции необходимо учитывать возрастные и психологические особенности

школьников. В занимательной и доступной форме дети усваивают сложные термины, характеризующие элементарные представления о композиционных закономерностях . В 1 классе учеников можно знакомить с элементарными понятиями о композиции, формате, размере изображения, центре композиции, равновесии, линии горизонта. 

Линия горизонта

При объяснении элементарных основ композиции необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. В занимательной и доступной форме дети усваивают

Слайд 5Вертикальный и горизонтальный
формат
Квадратный формат
Центре композиции

Вертикальный и горизонтальный форматКвадратный форматЦентре композиции

Слайд 6Размере изображения
Равновесие

Размере изображенияРавновесие

Слайд 7Во 2 классе к вышеперечисленным можно добавить представления о симметрии, асимметрии,

ритме, цветовой гамме

Симметрия, асимметрия

Ритм

Цветовая гамма

Во 2 классе к вышеперечисленным можно добавить представления о симметрии, асимметрии, ритме, цветовой гаммеСимметрия, асимметрияРитмЦветовая гамма

Слайд 8В 3-ем классе добавляется: контраст, аналогия, пластика, пространственные планы композиции.
Контраст
Аналогия
Пластика
Пространственные планы

композиции
В 3-ем классе добавляется: контраст, аналогия, пластика, пространственные планы композиции.КонтрастАналогияПластикаПространственные планы композиции

Слайд 9В 4-ом классе добавляется: статика и динамика, пропорции
Статика и динамика
Пропорции

В 4-ом классе добавляется: статика и динамика, пропорцииСтатика и динамикаПропорции

Слайд 10 Рассмотрение элементарных основ композиции, произведений живописи или графики должна содержать

каждая беседа о изобразительном искусстве. Такую работу необходимо проводит последовательно и постепенно. Дети очень впечатлительны, эмоциональны, мышление развивается вместе с речью. Мозг быстро утомляется. Поэтому необходимо соблюдать порядок, последовательность, в котором так убедительно говорит
Павел Петрович Чистяков:
«Каждое дело ... требует неизменно порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания ... нарушение порядка в делах приносит вред и ведет к совершеннейшей неверности и путанице ...». 
Таким образом, на уроках изобразительного искусства в начальных классах главным принципом обучения является наглядность и постепенность. А также широко используются словесные наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию
композиционного мышления 

Рассмотрение элементарных основ композиции, произведений живописи или графики должна содержать каждая беседа о изобразительном искусстве. Такую

Слайд 11Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими

положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой.. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество

Слайд 12Развитие  творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает

инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве.   А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д..

Развитие  творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к

Слайд 13Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это

способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
                                                          

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса

Слайд 14Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные

возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные  знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же

Слайд 15"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим,

чем ребенок, подражающий актам других.« Борис Владимирович Асафьев

Одна из ведущих задач ИЗО - творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов.


Слайд 16Аппликация – это один из древнейших декоративно-прикладных способов изображения путем соединения

отдельных деталей с фоном. В наше время аппликации уделяют должное внимание как народные умельцы, так и художники прикладного искусства.
В работах Запорожца Александра Владимировича, Давыдова Василия Васильевича, Поддъякова Николая Николаевича установлено, что младшие школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Аппликация – это один из древнейших декоративно-прикладных способов изображения путем соединения отдельных деталей с фоном. В наше

Слайд 17 Влияние аппликационной деятельности на развитие творческих способностей младших школьников.

В начальной школе

на уроках трудового обучения дети выполняют такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Младшие школьники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

 Влияние аппликационной деятельности на развитие творческих способностей младших школьников.В начальной школе на уроках трудового обучения дети выполняют

Слайд 18В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и

на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
Занятия аппликацией приучают учащихся к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Слайд 19Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при

котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений), но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Аппликация – очень хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность), больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Слайд 20Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации

французского живописца Анри Матисса.
Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового. Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.Главную роль играет

Слайд 21«Икар»
Анри Матисс

«Икар» Анри Матисс

Слайд 22Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки.

Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы.
Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.
Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.
Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной

Слайд 23На начальном этапе ребята раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных частей:

мяч – две половинки разного цветам, грибок – шляпка и ножка; тележка – прямоугольный корпус и круглые колеса, гирлянда – флажки прямоугольной формы и т.д.

Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).
При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

На начальном этапе ребята раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных частей: мяч – две половинки разного цветам,

Слайд 24-вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с

другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
-вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом  (высокое дерево и маленькие

Слайд 25-выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия,

обстановкой (цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
-выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (цветы растут на лугу).

Слайд 26-передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду,

окраску (колобок встретился с лисой – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
-передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с лисой –

Слайд 27расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по

горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов

Слайд 28создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов

с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в

Слайд 29-подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени

года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям
(золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

-подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому

Слайд 30Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде

посредством аппликации.
Содержание художественного труда первоклассников составляют:
-работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги, в сочетании с тканями, природными материалами, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров);
- работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
-работа с глиной (создание декоративных украшений, изготовление мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
-работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение из синтетической пряжи, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, по мнению Т.А.Гомыриной в художественном труде посредством аппликации.Содержание художественного труда первоклассников составляют:-работа

Слайд 31Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует

возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем объединяет их и получает новую форму.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей.
Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.
Если взять две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, сделать кольцо из каждой, соединить их, а затем добавить чуть-чуть воображения, можно сделать зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей может быть использован конус или цилиндр.

Первоклассники из бумаги выполняют различные двухмерные и трехмерные формы. Ребенок исследует возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая

Слайд 32Нахождение оттенков цвета

Нахождение оттенков цвета

Слайд 33Теплые и холодные цвета

Теплые и холодные цвета

Слайд 34Симметрия, асимметрия.

Симметрия, асимметрия.

Слайд 35Центр композиции

Центр композиции

Слайд 36Линия горизонта

Линия горизонта

Слайд 37Формат

Формат

Слайд 38Пространственные планы композиции.

Пространственные планы композиции.

Слайд 39Ритм

Ритм

Слайд 40Акцент

Акцент

Слайд 41контраст, аналогия

контраст, аналогия

Слайд 42Пропорции

Пропорции

Слайд 43Орнамент

Орнамент

Слайд 44Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают

умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Итак, аппликация – очень хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. Проще говоря, это еще один способ для развития мелкой моторики. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.
В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия способствуют развитию математических представлений. Младшие школьники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше), а соответственно развивают композиционные и творческие навыки.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы

Слайд 45Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть