Слайд 1
Народный праздничный костюм
Урок № 6
5 класс
Шардакова Татьяна Владимировна
Учитель ИЗО, черчения, технологии
МБОУ
Чекменёвская ООШ, Нытвенского района, Пермского края
Изобразительное искусство
Слайд 2Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски
с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
Слайд 3Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм.
Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай».
Слайд 4В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои
характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
Слайд 5Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого
льняного или конопляного полотна, которое ткали в крестьянских домах.
Слайд 6Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но
и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили).
Слайд 7Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле
и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Слайд 8В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины
носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами.
Слайд 9На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею.
Слайд 10На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву –
домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.
Слайд 11К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен
узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни).
Слайд 12Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов)
из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной.
Слайд 13Сравните женский народный костюм северных и южных губерний России. Найдите отличительные
особенности.
Слайд 14Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно
было определить возраст его владелицы, её семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.
Слайд 15Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы
открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось.
Слайд 16Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали
кокошник, который в разных местах называли по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок.
Слайд 17Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» – петух,
кика, или кичка (утка), сорока.
Слайд 18Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом.
Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку.
Слайд 19Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела
у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ей из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
Слайд 20Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты,
которые завязывались на шнурке вокруг пояса. Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Слайд 21Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а
на голову – шапку из сукна либо войлока.
Слайд 22Задание
Выполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский
или мужской (по выбору).
Слайд 23Домашнее задание
Найди вместе с родителями в книгах, журналах, Интернете два-три образца
народной праздничной одежды разных регионов России или ближайшего зарубежья, сравни их общие и отличительные признаки.
Расскажи, как в форме костюма и отдельных деталей, в цветовом решении, орнаментах проявляются черты национального своеобразия, связь с природой.
Слайд 24Список использованной литературы:
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни
человека».: Москва «Просвещение» 2014 год.
http://allphoto.in.ua/photo/59/es2065083.jpg
http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/.jpg
http://domvparke.ru/uploads/posts/.jpg
http://akim.ucoz.ru/_pu/0/27957512.jpg
http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/.jpg