Слайд 1
Древние образы в современных народных игрушках
Урок изобразительного искусства
5 класс
Разработал учитель
изобразительного искусства
Усова Ольга Викторовна
МБОУ «Молодежненская школа № 2»
Симферопольского района
Республики Крым
Слайд 2
Тип урока: Изучение новых знаний
Цели:
Сформировать понятие об изделиях народных художественных промыслов;
Развивать
творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Планируемые результаты:
Предметные
получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;
аргументированно анализировать художественные промыслы;
познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;
самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;
определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;
выдвигают контраргументы в дискуссии;
делают выводы
Личностные
Понимают значение знаний для человека;
осознают свои интересы и цели;
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский
Оборудование: Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская
Ноутбук , презентация.
Основные термины, понятия: игрушечник, народный промысел, роспись, обожжённая глина
Слайд 3“Глазам – радость, душе – отрада!”
(народная поговорка)
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя в нутрии?
-Верь, не верь ли, мой хороший,
А в нутрии-то - ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.
/М. Бородицкая/
Слайд 4Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, --
это игрушечных дел мастера или просто игрушечники
Слайд 5
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они
были участниками древних обрядов.
Им приписывали особую силу: охранять , оберегать людей от зла.
"Берегиня" - знак Земли "Медведь"- знак Плодородия
Слайд 6"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба
Слайд 7Полкан — один из самых интересных образов в игрушке. Это
фантастическое, мифологическое существо,
полуконь- получеловек
"Полкан" - знак Солнца
Слайд 8Любая народная игрушка имеет глубокую и чрезвычайно долгую историю, так как
следы подобных предметов народного творчества находили историки в древних захоронениях, которые датируются временами, затуманенными для нас глубокой древностью и пылью веков.
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны , расписаны традиционным орнаментом
-- Рассмотрите игрушки разных промыслов и постарайтесь найти то, что отличает их друг от друга
Слайд 16Глиняные игрушки разных ремесленных центров (Дымково, Филимоново, Каргополь)
сходны по образам
и символике
отличны по форме и цветовому оформлению.
Слайд 17Технология изготовления глиняной игрушки
1. Лепка игрушки
Каждая игрушка от куска глины до
готовой скульптуры выполняется одним мастером.
Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки.
Затем, смачивая водой, прикрепляют мелкие детали к основной. Все из небольших кусков глины.
Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое..
обжиг.
Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.
Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.
Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность.
Слайд 193. Обеливание игрушки.
После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину
использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея..
Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.
Слайд 204. Финальная часть процесса - роспись.
Слайд 21Практическое задание
Выполнить эскиз глиняной народной игрушки
Слайд 22РЕФЛЕКСИЯ.
1. Что нового узнали сегодня на уроке ?
2.Чему научились?
3.Понравилась ли
вам ваша работа?
Слайд 23Домашнее задание
Принести пластилин, стеки, дощечку для лепки, гуашь, кисти, баночка
Слайд 25Литература и электронные ресурсы: Горяеева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. 5 класс, под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2015 г. http://filimonovskaya-igrushka.ru/page/47