Слайд 1«ШРИФТ»
Автор: учитель изобразительного искусства и черчения СОШ № 660 ЗЦ ДЮТ
«Зеркальный» ГБНОУ СПб ГДТЮ
Алексеева Е. Э.
Слайд 2Или почему Стив Джобс любил шрифты
Слайд 3Нас ждет потрясающее путешествие в мир шрифтов от древнейших времен до
наших дней. Хотите понять, каким образом шрифты влияют на наши эмоции? и наконец научиться отличать гуманистический гротеск от ленточной антиквы
Нам предстоит отправиться в потрясающее путешествие по миру шрифтов от древнейших времён до сегодняшних дней.
Мы узнаем, каким образом шрифты влияют на наши эмоции.
Слайд 4Что такое шрифт
Шрифт — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих
единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. (Википедия)
Слайд 6как шрифт влияет на восприятие информации
Эррол Моррис провел эксперимент в газете
New York Times. На страницах издания был размещен отрывок из книги. В конце читателям предлагалось ответить на два вопроса6 да или нет. Моррис хотел понять, влияет ли шрифт на восприятие информации, если да, то как. Использовались шесть различных шрифтов, в тесте приняли участие 40 тысяч человек разной социальной и возрастной категории. Результаты были такими, (рисунок ниже)
Слайд 7 В 2013 г. Google поменяла два пикселя в логотипе. Учитывая,
сколько людей заходят ежедневно на главную страницу поисковика и видят логотип, возможно, это не бессмысленный ход — потратить кучу денег на исследования и смену логотипа. Даже если вы не можете различить шрифты, они всё равно каким-то образом чуть-чуть на вас влияют. А уж если можете различить, то влияют довольно сильно.
Логотип Google с 6 мая 2010 г по 18 сентября 2013 г
Логотип Google с 19 сентября 2013 г по 31 августа 2015 г
Слайд 8Типографика создает эмоциональную связь между автором и аудиторией. Эта связь возникает
в любом случае, но её характер зависит от выбранной гарнитуры.
Слайд 9От этой картинки некоторые люди почувствуют, насколько разный будет вкус кофе,
и поймут, что ценник оправдан.
Слайд 10Этот рекламный плакат просто пугает. Причина – в несогласованности и отсутствии
гармоничности шрифтовой композиции. Я ни за что не позвоню по этому телефону.
Слайд 11Чтобы структурировать многообразный мир шрифтов, выделим четыре основные категории:
В шрифтах с
засечками (например, Times New Roman и Garamond) на конце каждой буквы имеются своеобразные “ножки”. Это варианты в классическом стиле, которые ассоциируются с надежностью и верностью традициям.
В шрифтах без засечек “ножки” на буквах отсутствуют, что придает надписи более обтекаемый и современный вид. Примерами этой категории шрифтов служат Helvetica и Franklin Gothic.
Рукописные шрифты имитируют надписи, написанные от руки. (И зачем нас в школе учили красиво писать?) Например, Allura или Pacifico.
Декоративные шрифты представляют собой особую группу шрифтов. Каждый из этих шрифтов имеет отличительную особенность, будь то необычная форма букв, контуры, тени или рукописные концы букв.
Слайд 12Короче! Какой шрифт надо взять, чтобы было красиво?
Вопрос хороший, но ответить
на него очень сложно. Красиво для кого? Для вас и для аудитории.
у шрифтов тоже есть характер. Есть шрифты-технари, есть шрифты-гуманитарии. Может быть, вы выберете шрифт, который вам подходит по характеру. Или который отразит того, кем вы хотите быть в жизни
Вверху — идеализированный технарь, внизу — шрифт Pushkin, имитация почерка Пушкина.
Слайд 13Каждая реклама Apple - это произведение искусства. Десятки, а то и
сотни фотографий создаются лишь для того, чтобы рекламируемый товар выглядел так, что его хочется потрогать, испытать и купить. Но фотографии - это далеко не все, что требуется для успешной рекламной кампании. Еще один залог успеха - это шрифты, о которых мы и хотим вам сегодня рассказать.
Стив Джобс в одной из презентаций говорил, что Apple — это компания, которая стоит на перекрёстке между технологиями и изящными искусствами. К технологиям ближе, но изящные искусства не забыты.
Слайд 14От наскальных рисунков
до дизайна интерфейсов
Слайд 15История шрифта
Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч.. γράμμα — запись) — знак, отображающий
важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.
письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей
Слайд 16Идеографическое письмо
(от греч. idéa — идея, образ и grápho — пишу),
тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы.
Слайд 17Иероглифы Древнего Египта
знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже иероглифы использовались
для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
Слайд 18Финикийский алфавит
Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником
большинства алфавитов мира -- греческого, латинского, кириллического и прочих.
Обратите внимание: нет заглавных букв, только строчные.
Слайд 19Греческий алфавит
Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки
литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм -- круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.
Слайд 20Латинский алфавит
Латинский алфавит произошёл от т греческого алфавита (возможно, через посредство
этрусского)
Римляне писали на пергаменте тростниковым пером. Когда ведёшь тростниковое перо по бумаге, получается неравномерный штрих. И римляне стали писать красиво. Они начали добавлять декоративные штришки на концах букв для однородности, а значит, для красоты. Потом оказалось, что так ещё и удобнее читать.
То есть шрифты, которыми мы пользуемся, это наследники тростникового пера, той архаичной технологии.
Слайд 21
В I — II вв. н.э. достигает своего совершенства римское капитальное
письмо (лат. capitalis — большой, главный, солидный). Другое название — маюскул (лат. — несколько больший). Надпись, выполненная маюскулом, укладывается строго между двумя горизонталями, ни единой черточкой не выходя за пределы образованной им строки. Маюскул — это шрифт торжественных надписей, высекавшийся на колоннах, триумфальных арках, стенах. Его технология исполнения не является повторением технологии скольжения тростниковой палочки, а является медленным высеканием в каменной плите по заранее намеченному контуру .Постепенно буквы стали более правильными и вычерченными, а не написанными. Затем сформировалась совсем новая деталь — засечка (сериф), а также впервые определились различия в толщине между разными штрихами.
Слайд 22Антиква
Новое письмо — антиква ( littera antiqua; от латинского слова antiquus
— старый, древний), называемое также латинским письмом. Этот шрифт появился на основе римского маюскула. Соответственно маюскулам капитального письма свободные концы стоек маюскулов были также снабжены засечками; равным образом окончательно установилось начертание букв g, v, w, x и y.
а- классическая антиква б - курсив
Слайд 23
Почему эти шрифты называются «антиква»? Потому что таким рукописным почерком переписывали
античных авторов. У антиквы вечный исторический флёр.
Ренессансная, или гуманистическая антиква отличалась некоторой лапидарностью. Пришедшая ей на смену переходная антиква была утонченнее. В конце XVIII века французские и итальянские типографы,, вырабатывают новый, более строгий и сбалансированный стиль — новую (классицистическую) антикву.
Слайд 24Вопросами построения шрифта занимались такие величайшие художники, как Альбрехт Дюрер и
Леонардо да Винчи. Они пытались улучшить антикву!
Слайд 25И к чему нам все эти древности?
Давайте уже про Стива Джобса!
Вот!
Это выбор компании, которая хочет быть «гуманитарием среди технарей», которая очень много работает с образованием, заботится о красоте. И десять лет в рекламе Apple применялась антиква старого стиля, шрифт Garamond
Слайд 26Шрифт гротеск
В 2002 году Apple стала использовать еще один шрифт, также
известный нам благодаря другой компании. Так, Роберт Слимбах и Кэрол Тумблей спроектировали новый способ оформления текста «Myriad» специально для компании Adobe, о которой мы очень хорошо наслышаны не только благодаря её профессиональным программам, таким как PhotoShop, но и повседневным продуктам Flash Player и Reader. Именно этот шрифт компания Apple стала использовать на упаковке.
Слайд 27Гротески – это шрифты без засечек. Они гораздо моложе антиквы, и
впервые появились в конце восемнадцатого века. Вначале применялись исключительно для привлечения внимания, но в двадцатом веке стали использоваться для набора текста.
Этот шрифт прошёл проверку временем. Выглядит очень современно. Нет ощущения старости, а ему реально сотня лет.
Слайд 28Пятью годами позже, вместе с запуском iPhone, Apple выпускает, наверное, самый
популярный среди пользователей шрифт — Helvetica. Именно он используется во всех iOS и Аррle, а в 2013 году его специально подогнали под интерфейс iOS 7, сделав его супертонким; в 2014 же он добрался и до OS X, благодаря Yosemite. Кстати, автором является швейцарский дизайнер Макс Мидингер, который в 1957 году впервые его изобразил. Мы видим, что это разновидность гротескового шрифта.
Слайд 29Шрифт Хельветика (Helvetica) был создан в швейцарской компании 1957 году
До появления Helvetica
среднестатистическая реклама выглядела как-то так:
А через десять лет после Helvetica всё поменялось. Стало намного чётче, точнее, жёстче, по делу, очень кратко.
Слайд 30Шрифт Helvetica изменил плакаты. Сначала он воцарился в шрифтовых плакатах, а
потом к ним добавили картинки. Сейчас в IKEA вы увидите такое:
IKEA — это современный, молодежный дизайн. Швейцарский дизайн 1960-х годов, до сих пор жив.
Слайд 31И последнее:
Главный исполнительный директор Samsung сказал: «Дизайн — большой приоритет для меня,
потому что это то, что дифференцирует мой бизнес». Поэтому Samsung всегда будет № 2 после Apple. Потому что Джобс так никогда не думал. Он просто любил, чтобы было красиво. Понимаете разницу? Там ищут смысл, а ему просто нравилось. Человек, которому просто нравится, всегда окажется на шаг впереди.
Слайд 32Интернет ресурсы
http://www.quickandlazy.appspot.com/#sans
https://typejournal.ru/articles/The-Trajan-Letter-in-Russia-and-America
https://appleinsider.ru/analysis/istoriya-apple-v-shriftax.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BA_(%D1%88%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%82)
https://appleinsider.ru/news/shrifty-kotorye-ispolzuet-apple.html
https://netpeak.net/ru/blog/about_fonts_and_typography/