Основным видом одежды, кото-рую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних руба-хах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
Отсутствие пояса считалось признаком принадлежности к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, но обязательно без пояса.
Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил оберегом пупа, через который ребенок был соединен с матерью чревом.
Пояс считался священным предметом, так как дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.
Известны разные пояса: вязаные, плетеные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.
Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов — ластовицы.
Длина мужской рубахи доходила до колен. У молодых парней — короче, у стариков — длиннее. Носили ее навыпуск, подпоясывали шнуром с кистями, завязанным сбоку. Вышивалась рубаха чаще всего красной нитью по подолу, обшлагам рукавов, воротнику и застежке. Готовя подарок жениху, невеста особенно старалась вышить верх груди, где, как считали, обитает душа.
Также в дорогу в холодное время года поверх кафтана надевали длинный с широкими рукавами похожий на халат армяк. Шили его из домотканого сукна, как правило, коричневого цвета, без застежек и без подкладки.
Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника выши-вали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожела-нием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира; кони, связанные со средним, зем-ным миром, были символами мальчиков.
Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, носили кокошники, но через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они надевали кичкообразные головные уборы. В некоторых местах термин «кичка» относился ко всему головному убору, сложному по конструкции и состоявшему иногда более чем из десятка деталей.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть