Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Русский народный костюм

Содержание

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства

Слайд 1Русский народный костюм
На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне,

которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.

Русский народный костюмНа протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому

Слайд 2Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать

движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка.
Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару

Слайд 3В древности в качестве пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери

— рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубаш-ки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу. Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. В рубахах, без другой одежды, женщины выходили на покос. Покосные рубахи чаще всего были белыми.

Основным видом одежды, кото-рую человек носил от рождения до смерти, была рубаха . Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних руба-хах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом,

Слайд 4На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека

всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.

Отсутствие пояса считалось признаком принадлежности к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, но обязательно без пояса.
Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил оберегом пупа, через который ребенок был соединен с матерью чревом.
Пояс считался священным предметом, так как дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.
Известны разные пояса: вязаные, плетеные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.

На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться

Слайд 5Мужской костюм
Мужской костюм во всех областях России был более унифицирован, чем

женский, так как виды тяжелой физической работы под открытым небом были по сути одинаковы. В свободное от полевых работ время крестьяне отправлялись на заработки, они общались с жителями других губерний, с горожанами и многое перенимали друг у друга.
Мужской костюмМужской костюм во всех областях России был более унифицирован, чем женский, так как виды тяжелой физической

Слайд 6Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) . Порты

шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник. Пестрядь — пестрая ткань из пряжи, выкрашенной в разные цвета. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани — штаны, которые назывались «синеполосые».

Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов — ластовицы.
Длина мужской рубахи доходила до колен. У молодых парней — короче, у стариков — длиннее. Носили ее навыпуск, подпоясывали шнуром с кистями, завязанным сбоку. Вышивалась рубаха чаще всего красной нитью по подолу, обшлагам рукавов, воротнику и застежке. Готовя подарок жениху, невеста особенно старалась вышить верх груди, где, как считали, обитает душа.

Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) . Порты  шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины

Слайд 7Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан

был приталенным , с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником . Полукафтанье — укороченный (выше колен) кафтан.

Также в дорогу в холодное время года поверх кафтана надевали длинный с широкими рукавами похожий на халат армяк. Шили его из домотканого сукна, как правило, коричневого цвета, без застежек и без подкладки.

Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным , с узкими рукавами

Слайд 8Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой

одеждой считалась шуба. Она шилась мехом внутрь, а сверху обшивалась дорогой тканью. Шуба — предмет русского костюма, но пользовались ею отнюдь не бедные люди. Самой распространенной обувью были лапти, закреплявшиеся на ноге лыковыми оборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх холстинных или суконных онучей. Зажиточные крестьяне к концу XIX в. ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку, а сельские богачи носили лакированные сапоги с жесткими голенищами в форме бутылок.
Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой одеждой считалась шуба. Она шилась мехом

Слайд 9Женский костюм
Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался

фасоном и деталями. Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как правило, была мало знакома с чужими обычаями. Поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.

Женский костюмРусский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался фасоном и деталями. Связано это было

Слайд 10Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действитель-ности сарафан известен на

Руси лишь с XVI в., и до первой половины XVII в. так называлась мужская одежда. Слово «сарафан» произошло от персидского « serapa », что означало «почетная одежда». Дело в том, что привезенные дорогие восточные костюмы всегда подвергались так называемому второму крою, и название «сарафан» сначала закрепилось за особенно дорогой и нарядной одеждой царя и бояр. Со временем это название перешло на женский костюм, а затем стало означать не ткань, а фасон одежды. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками. На Севере для украшения использовали речной жемчуг и рубленый перламутр.
Сарафан считается исконно русской женской одеждой. В действитель-ности сарафан известен на Руси лишь с XVI в., и

Слайд 11Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и

передник. Так называлась одежда, состоящая из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Иногда передники делали с грудкой. В некоторых губерниях девушки могли надевать передник прямо поверх рубахи вместо сарафана. В Поволжье передник называли запоном.

Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника выши-вали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожела-нием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира; кони, связанные со средним, зем-ным миром, были символами мальчиков.

Сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, собственно сарафан, пояс и передник. Так называлась одежда, состоящая из

Слайд 12На иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» И.Я. Билибин изобразил Василису одетой

в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная одежда с рукавами и с прямоугольным вырезом сзади до лопаток. Надевалась она через голову. По подолу и краям рукавов занавеска также украшалась вышивкой.
На иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» И.Я. Билибин изобразил Василису одетой в занавеску. Занавеской называлась длинная туникообразная

Слайд 13В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была

короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Шили ее из прямоугольного куска ткани, могли простегивать ватой и украшать мехом. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…». Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка) — короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках .
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку). Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней

Слайд 14Головные уборы
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу .
Головные уборыОбраз русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Девушки на Руси до замужества могли

Слайд 15Самым распространенным головным убором девушки был платок. В старину девушки могли

также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники, коруны .
Самым распространенным головным убором девушки был платок. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по

Слайд 16Богатый большой платок — убрус — замужняя женщина надевала поверх кички

или кокошника

Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, носили кокошники, но через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они надевали кичкообразные головные уборы. В некоторых местах термин «кичка» относился ко всему головному убору, сложному по конструкции и состоявшему иногда более чем из десятка деталей.

Богатый большой платок — убрус — замужняя женщина надевала поверх кички или кокошника Молодые женщины, недавно вышедшие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть