Слайд 1Техника холодный батик
Подготовила: учитель изобразительного искусства, МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Султангирова Ляйсан Фаниловна
2018 г
Слайд 2Содержание:
История техники
Техники холодного батика
Необходимые инструменты
Выбор материалов
Холодный батик — техника выполнения
Мастер-класс —
холодный батик на платке
Видеоурок: роспись панно
Слайд 3 Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные
предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.
Слайд 4История техники
Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно
его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.
Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.
Слайд 5Техники холодного батика
Существует несколько способов рисования батиком в холодном
стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.
Слайд 6 К примеру, в Японии и Индии придумали такие
интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.
Слайд 7 Различие сибори и бандан в том, что в первом
случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.
Фурошики — удивительнейшее искусство упаковки предметов, которое распространилось по всеми миру благодаря своей простоте и оригинальности. С его помощью вы можете завернуть подарок, смастерить сумку для покупок или прогулки.
Слайд 8 Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась
техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.
Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.
Слайд 9Необходимые инструменты
Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для
начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.
Слайд 10Стеклянная палочка
Главный прибор при работе с резервирующей
жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.
Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.
Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.
Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.
Слайд 11Кисти
При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного
диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.
Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.
Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.
Слайд 12Выбор материалов
Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк,
хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.
Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.
Слайд 13Краски
Приобретите специальные краски для батика — их
можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.
И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.
Слайд 14Холодный батик — техника выполнения
Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер
должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.
Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.
Слайд 15 Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава
можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.
Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.
Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.
Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.
Слайд 16Мастер-класс — холодный батик на платке
На самом деле, даже
некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.
Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.
Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.
Слайд 17На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.
Слайд 18Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера
или кнопок.
Слайд 19Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок
на ткань.
Слайд 20Обведите контур черным резерватором.
Слайд 21Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.
Слайд 22Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.
Слайд 23С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного
к желтому.
Слайд 24Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на
нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.
Слайд 25Затонируйте части изображения в контуре.
Слайд 26Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие
завершающие детали.
Слайд 27Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить
уже после данного этапа.
Слайд 28Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань
в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.
В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.
Слайд 29Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий
видеоурок по расписыванию красивого панно. https://youtu.be/405pfBIPxSM