Презентация, доклад по Изобразительному искусству на тему Искусство Жостова (5 класс)

Содержание

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.

Слайд 1Искусство
Жостова

Искусство Жостова

Слайд 2ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся

в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне

Слайд 3Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в

расположенном неподалеку Федоскино.
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскино.

Слайд 4Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян

— братьев Вишняковых.
В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1825 художник

Слайд 5Организация артелей

Организация артелей

Слайд 6С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали

в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове,

Слайд 7В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что

привело к упадку промысла.
В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

Слайд 8В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая

артель», выпускавшая подносы.
В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.

Слайд 9Артели появились в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская

трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд».
Артели появились в других селах: в Жостове — в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925

Слайд 10В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с

центром в деревне Жостово.
В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

Слайд 11С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного

ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов.
С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь

Слайд 12В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи,

где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др.
В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В.

Слайд 13ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ
Формирование особой манеры росписи

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИФормирование особой манеры росписи

Слайд 14К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера

и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.
К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи

Слайд 15По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под

самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как

Слайд 16Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет

не с натуры, а ориентируясь на свое воображение.
Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на

Слайд 17В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой

связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях.
В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на

Слайд 18Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся

типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций.Цветы могут располагаться гирляндами по

Слайд 19Особенности производства

Особенности производства

Слайд 20Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем

подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости

Слайд 21Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов

и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.

Слайд 22При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими

беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.

Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.

При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в

Слайд 23Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке

или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
Орнаментальный узор наносится

Слайд 24Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются

светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).
Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики,

Слайд 25После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой

в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу.
После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком

Слайд 26Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит

«тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.
Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» —

Слайд 27Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов»

— прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок.
Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков,

Слайд 28И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор

— делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.
И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются

Слайд 29И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор

— делается «привязка». Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом.
И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются

Слайд 30После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой

и полировкой.

Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.

После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка

Слайд 31Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
Жостовская лаковая

роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.
Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище. Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть