Слайд 1.
Подготовила учитель ИЗО и МХК
Галактионова Е.А.
МОУ Константиновская СОШ
Искусство
перевоплощения
Слайд 2Тема урока: Изобразительные средства актерского перевоплощения: маска.»
Ма́ска (личина) — предмет, накладка
на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях.В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.
Слово «маска» происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara.
Слайд 35000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до
наших дней масок.
Слайд 4Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи,
папье-маше и многих других.
Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.
Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали.
Слайд 5Декоративные маски
Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В
качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту. Могут создаваться из дерева, бронзы, гипса, керамики, или папье-маше.
Слайд 6Маски в искусстве
С древних времен во всем мире маски играют важную
роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.
В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.
Слайд 7Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль рупора.
Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.
Слайд 9Театр Диониса
Театр в Эпидавре
Слайд 10Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов,
карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.
Слайд 11Масочные герои комедии дель арте считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж
уличного театра — Арлекин, широко известен и в настоящее время.
Арлекин
Пульчинелла
Панталоне.
Слайд 14В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных
театрах. Так же маски используются в сценических образах участников некоторых групп, таких как Slipknot, Mushroomhead и Hollywood Undead
Слайд 15Ритуальные маски
Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев
и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Океании). Изготовлялись из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или какие-либо фантастических или мифологических существ. Особый вид таких масок — наголовники.
Применение ритуальных масок связано с культами предков, духов, животных, тотемистическими представлениями и прочим. Надевший маску как бы преображался в то существо, которое она изображала. Нередко ритуальные маски были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и др.
Слайд 17Театральные маски
Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз
(как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.
Слайд 18Маски широко используются в различных формах театра, например:
японский театр ноо;
широко известная
комедия масок;
индонезийский Ваянг;
китайская Чао-опера;
ритуальный военный танец чхау в Индии;
Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа
Слайд 19Японский театр
Театральная маска исторически вышла из обрядовой маски. Традиционно существует как
в форме накладки на лицо (театр Древней Греции, буддистский мистериальный театр, комедия дель арте и пр.), так и в форме маски-грима (японский театр Ноо и Кабуки). Изображает «чужое лицо» или представляет «безличность», «безымянность», скрывая лицо/часть лица под нейтральной повязкой.
Слайд 22Карнавальные маски
Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях
и карнавалах.
Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.
Карнавальные маски могут полностью закрывать лицо, либо частично. Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут создаваться из пластика или папье-маше.
Слайд 28Театральная премия "Золотая маска"
Национальная театральная премия "Золотая маска" и одноименный
фестиваль были основаны в 1994 Союзом Театральных деятелей РФ. Премии вручаются спектаклям всех жанров современного театра: драма, опера, балет, мюзикл, кукольный театр.
С 1995 года обладание этим призом – мечта многих и многих театральных деятелей!
Слайд 29Только соблюдая полную гармонию между всеми средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать
на признание зрителей.