Слайд 1Изобразительные средства актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска
Подготовила учитель ИЗО и МХК
Галактионова Е.А.
МОУ Константиновская СОШ
Слайд 2Театр – самое сильное средство воздействия на человека — синтез всех
искусств (живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и т.д.).
Слайд 3«Тело — лишь одежда, а лицо — маска» Стэлиос Грант Павлоу
(британский писатель и киносценарист).
Слайд 4Театр – это костюмы, маски, грим и драматические действия, посредством которых,
актёры отражают действительность: события, характеры, судьбы.
Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки. Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты! А эффекты не возможны без изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.
Слайд 5Основные работники театра, которые участвуют в той или иной степени в
актерском перевоплощении:
Гардеробщики
Гримёры
Художники по костюмам
Актёры
Режиссёр
Рабочие сцены
Осветители
Билетёры
Пожарные
И все они выполняют единую идейно–творческую задачу: удивить зрителя постановкой. Сегодня мы попытаемся рассказать вам о значении костюма, маски и грима в театральном искусстве.
Слайд 6Театральный костюм
Театральный костюм – это не просто часть театрального грима:
костюм в театре – больше, чем костюм.
Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.
Слайд 9Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.
Создание костюмов
– немалая доля театрального бюджета, очень затратная часть. Художник – дизайнер воплощает свой замысел для конкретной постановки предварительно на бумаге, и только после одобрения режиссёра (его корректировок) данное творчество художника переносится на ткань (при этом осуществляется подбор фактуры ткани и даже ручная роспись). И здесь немаловажно «чтобы костюмчик сидел», что не возможно без участия — костюмера.
Слайд 10Театральный грим
Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой
роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.
Грим – один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).
Слайд 13В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный
образ.
Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.
Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.
Слайд 14Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.
Современный грим –
это полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественному замыслу режиссёра.
К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.
Слайд 15В театре парик, борода, усы, бакенбарды, лепной нос – одни из
самых выразительных частей грима.
Парик с дополнениями (борода, бакенбарды, усы) всегда даёт возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, а также социальное положение и возраст героя.
Некоторые актёры всегда гримируются сами, но предварительно проводят большую работу – изучают собственное лицо и характер персонажа, образ которого им предстоит воплотить на сцене.
Слайд 16Перед нанесением грима лицо тщательно очищают, а затем наносится специальная кремовая
основа, далее в ход идёт подводка, пудра, специальные карандаши для глаз. Снимается грим также специальными средствами.
Важно!
Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму.
Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).
Обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом.
Слайд 17Театральные маски
Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз
(как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.
Слайд 18Изготавливаются из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.
Порой для
усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.
Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали.
Слайд 20Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно
рассчитывать на признание зрителей.
Слайд 21Это может быть интересно
Всем известная фраза: «Вся жизнь — театр,
а люди в нем – актёры» принадлежит Уильяму Шекспиру (английскому поэту и драматургу).
«Театр начинается с вешалки» — это слова основателя Московского Художественного театра — Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев).