Презентация, доклад по изобразительному искусству для 5-7 классов

Содержание

Формирование у детей способности к пониманию особого языка изображения в христианском искусстве Средних веков . Знакомство с культурным наследием Древней Руси. Формирование и закрепление умений и навыков изобразительной деятельности в процессе выполнения работ на библейские темы.Эстетическое

Слайд 1По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», VII класс
Библейские

темы в изобразительном искусстве
По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», VII классБиблейские темы в изобразительном искусстве

Слайд 2Формирование у детей способности к пониманию особого языка изображения в христианском

искусстве Средних веков . Знакомство с культурным наследием Древней Руси.
Формирование и закрепление умений и навыков изобразительной деятельности в процессе выполнения работ на библейские темы.
Эстетическое развитие учащихся.

Задачи блока

Формирование у детей способности к пониманию особого языка изображения в христианском искусстве Средних веков . Знакомство с

Слайд 3Занятие 1.Христианское искусство Средних веков
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких

и суровых
Увлажнялось светлою слезой!

Христианское искусство близко нам, знакомо с детства, эмоционально понятно. Посмотрим на глаза Богородицы Владимирской… Не правда ли это взгляд Матери, с тревогой, заботой, нежностью смотрящей на свое дитя? Для того, чтобы почувствовать это нужно лишь внимательно созерцать икону. Однако, икона таит в себе гораздо больше… Попробуем проникнуть в тайну христианского искусства…

Занятие 1.Христианское искусство Средних вековУмилясь на нежный облик Твой,Сколько глаз жестоких и суровыхУвлажнялось светлою слезой!Христианское искусство близко

Слайд 4Что такое икона.
Отличие иконы от картины.
Язык иконы.
Появление иконописи.

Первая икона.
Техника иконописи.

Ключевые вопросы темы

Что такое икона. Отличие иконы от картины. Язык иконы. Появление иконописи. Первая икона. Техника иконописи.Ключевые вопросы темы

Слайд 5Что такое икона?
Согласны ли вы с утверждением, что икона

– это изображение Иисуса Христа, Богородицы и событий из Священной истории? Любое ли подобное изображение можно назвать иконой?
Что изображает эта картина? Попробуйте доказать, что это – священное изображение.





Что такое икона?  Согласны ли вы с утверждением, что икона – это изображение Иисуса Христа, Богородицы

Слайд 6Сравним картину и икону, изображающих Рождество Иисуса Христа.

Сравним картину и икону, изображающих Рождество Иисуса Христа.

Слайд 7На иконе показано невидимое (нимб – сияние вокруг головы святого, ангелы)
Вместе

изображены события, происходящие в разное время
Обратная перспектива
Символичный цвет
Наличие деталей – символов
На иконе отсутствуют тени.
Иконы очень редко подписывались автором, так как создавались «во славу Божию».
Икона пишется с соблюдением этих правил, то есть по канону. Канон – язык иконы.

Особенности иконописного изображения

На иконе показано невидимое (нимб – сияние вокруг головы святого, ангелы)Вместе изображены события, происходящие в разное времяОбратная

Слайд 8Цвет
Какие цвета чаще других встречаются в иконе?











О чем говорит икона?

ЦветКакие цвета чаще других встречаются в иконе? О чем говорит икона?

Слайд 9Цвет








Как бы вы охарактеризовали чувства, которые вызывает каждый из этих цветов?

ЦветКак бы вы охарактеризовали чувства, которые вызывает каждый из этих цветов?

Слайд 11Символы
Круг – символ Бога, вечности, так как не имеет ни начала,

ни конца, как и Бог.


Ткань – означает, что изображенное в иконе действие происходит в закрытом помещении



«Горки» – означает, что действие происходит на открытом природном пространстве



СимволыКруг – символ Бога, вечности, так как не имеет ни начала, ни конца, как и Бог.Ткань –

Слайд 12Обратная перспектива
Сравните изображение предмета в линейной перспективе (как мы видим в

действительности) и в обратной.
Прямая перспектива Обратная перспектива









При обратной перспективе изображение в иконе направлено на зрителя, окружает его.


Обратная перспективаСравните изображение предмета в линейной перспективе (как мы видим в действительности) и в обратной.Прямая перспектива

Слайд 13Пробуем «прочесть» икону.
Перед вами икона «Спас в силах», написанная Андреем Рублевым.

Кто изображен на иконе? Какие символы видите вы в этом изображении? Что они означают?


Пробуем «прочесть» икону.Перед вами икона «Спас в силах», написанная Андреем Рублевым. Кто изображен на иконе? Какие символы

Слайд 14Пробуем «прочесть» икону.
На иконе изображен Иисус Христос, находящийся в круге. Круг

– символ Бога и вечности,он указывает на то, ч то Иисус Христос – Бог, вечный и бессмертный. Обилие красного цвета в иконе говорит о Божьей любви к людям и о том, что ради этой любви Он принес Себя в жертву, пострадав за грехи людей и воскреснув из мертвых.


Пробуем «прочесть» икону.На иконе изображен Иисус Христос, находящийся в круге. Круг – символ Бога и вечности,он указывает

Слайд 15Первая икона - Святой Убрус (Спас Нерукотворный)
Первые из дошедших до наших

дней икон относятся к началу нашей эры. Это – настенные росписи в катакомбах – подземных строениях, служивших местами молитвенных собраний первых христиан. По преданию 6 века, первая икона Христа появилась во время Его земной жизни.
Она называется «Нерукотворный образ», так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему свое полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 веке открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского востока. В 944 году Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа, он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году.


Симон Ушаков «Спас Нерукотворный»,
1677



Первая икона - Святой Убрус (Спас Нерукотворный)Первые из дошедших до наших дней икон относятся к началу нашей

Слайд 16Темперными красками (природные пигменты, связующее вещество – яичный желток) на доске.

Процесс изготовления начинается с приготовления доски, укрепленной с тыльной стороны врезанными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег). Доска проклеивается полотном (паволокой), на который кладут несколько слоев мелового грунта (левкас). На высушенный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы, одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног, делают надписи, после просушки живопись покрывают олифой. В этой технике выполнено большинство древнерусских икон.
Мозаика – изображение, выполненное из смальты (цветного непрозрачного стекла), возникла в античную эпоху. Техника мозаичных икон дорогостоящая . Она использовалась для украшения больших церквей, на пример, Михайловского и Софийского соборов в Киеве (ХII в.)
Фреска – живопись по сырой штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками. Фресковая живопись очень устойчивая . Однако техника сложна. Художник должен успеть закончить работу до высыхания штукатурки, иначе икона не получится. Сохранились фрески выполненные Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Дионисием.

Техника иконописи

Темперными красками (природные пигменты, связующее вещество – яичный желток) на доске. Процесс изготовления начинается с приготовления доски,

Слайд 17Мозаика
Храм Св. Софии в Константинополе (Константинополь – столица Византии , места

зарождения мозаичной иконы
Древняя мозаика с о. Кипр, в которой запечатлен дохристианский сюжет
Христос Пантократор., храм Софии в Константинополе
Благовещение, мозаика монастыря Дафни близ Афин
Дмитрий Солунский., Михайловский собор в Киеве
Богоматерь Оранта, софийский собор в Киеве
Мозаика Храм Св. Софии в Константинополе (Константинополь – столица Византии , места зарождения мозаичной иконыДревняя мозаика с

Слайд 18Андрей Рублев (XV в.) Для мастера характерна текучесть линии, мягкость моделировки

светотени
«Архангел Михаил» «Троица» «Спас»

Великие мастера русской иконописи

Андрей Рублев (XV в.) Для мастера характерна текучесть линии, мягкость моделировки светотени«Архангел Михаил»

Слайд 19Феофан Грек (XVв.) Лики написанные мастером как бы озарены небесным светом,

они излучают мужество и духовную мощь.

«Столпник» «Авель» «Прародитель Ной»


Феофан Грек (XVв.) Лики написанные мастером как бы озарены небесным светом, они излучают мужество и духовную мощь.

Слайд 20Дионисий (XVв.) Иконы, написанные мастером отличает особый колорит. Нежные, звонкие тона

передают духовную сущность изображаемых событий и персонажей.
«Архангел Михаил» «Распятие»


Дионисий (XVв.) Иконы, написанные мастером отличает особый колорит. Нежные, звонкие тона передают духовную сущность изображаемых событий и

Слайд 21Библия явилась источником тем, близких не только иконописцам, но и другим

художникам Западной Европы и России: из истории Ветхого Завета (сотворение мира, жизнь израильского народа до пришествия Спасителя), Нового Завета (рождение, чудеса, страдания Иисуса Христа), образы Богородицы, святых…
Познакомимся с некоторыми из них и попробуем создать свои композиции на темы Священной истории.

Занятие 2.Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Задание : создание композиции на библейские темы.

Библия явилась источником тем, близких не только иконописцам, но и другим художникам Западной Европы и России: из

Слайд 22Благовещение
Благовещение. Икона, А. Рублев, 15 в.
Благовещение. Г. Коржев, 1987-1997гг.
Благовещение. В. Боровиковский,

1824 – 1825 гг.

БлаговещениеБлаговещение. Икона, А. Рублев, 15 в.Благовещение. Г. Коржев, 1987-1997гг.Благовещение. В. Боровиковский, 1824 – 1825 гг.

Слайд 23Рождество Иисуса Христа
Рождество. Икона, Строгановская школа, 16-17 вв.
Рождество. Икона, Андрей Рублев,

15 в.
Рождество.
Е. Рейнтер. Святое семейство. 1858
Святое семейство, Микеланджело, 1504-1505
Рождество Иисуса ХристаРождество. Икона, Строгановская школа, 16-17 вв.Рождество. Икона, Андрей Рублев, 15 в.Рождество.Е. Рейнтер. Святое семейство. 1858Святое

Слайд 24Крещение
Крещение, первая половина 16 в.
Крещение Господне, Р. Волков, 1808г.
Явление Христа народу,

А. Иванов, 1837 – 1857
Крещение, Г. Доре
КрещениеКрещение, первая половина 16 в.Крещение Господне, Р. Волков, 1808г.Явление Христа народу, А. Иванов, 1837 – 1857Крещение, Г.

Слайд 25Чудеса Иисуса Христа

Чудеса Иисуса Христа

Слайд 26Овчая купель, Я. Ционглинский, 1885
Овчая купель (исцеление расслабленного), Н.Бруни, 1885
Исцеление слепорожденного

Иисусом Христом, В. Суриков, 1888
Воскрешение дочери Иаира, И.Репин, 1871


Овчая купель, Я. Ционглинский, 1885Овчая купель (исцеление расслабленного), Н.Бруни, 1885Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, В. Суриков, 1888Воскрешение дочери

Слайд 27Тайная вечеря

Тайная вечеря

Слайд 28Тайная вечеря, Н. Ге, 1883
Тайная вечеря, В. Шебуев, 1838
Тайная вечеря, Леонардо

да Винчи, 1495-1497


Тайная вечеря, Н. Ге, 1883Тайная вечеря, В. Шебуев, 1838Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1495-1497

Слайд 29 Страдания Иисуса Христа

Страдания Иисуса Христа

Слайд 30Моление о чаше, Ф. Бруни, 1830
В Гефсиманском саду, Н.Ге, 1869-1880
Распятие, Дионисий,

1500
Иисус под тяжестью креста, Г.Доре
Распятый Иисус Христос, В. Васнецов, 1885 – 1896
Несение креста, Ф. Моллер, 1869
Ночь на Голгофе, В. Верещагин, 1869
Голгофа, А.Егоров, 1810
Распятие, К. Брюллов, 1838


Моление о чаше, Ф. Бруни, 1830В Гефсиманском саду, Н.Ге, 1869-1880Распятие, Дионисий, 1500Иисус под тяжестью креста, Г.ДореРаспятый Иисус

Слайд 31Христос воскрес!
Воскресение, М. Нестеров, 1890
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения,

А. Иванов, 1835
Иисус Христос, В. Маковский, 1894


Христос воскрес! Воскресение, М. Нестеров, 1890Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения, А. Иванов, 1835Иисус Христос, В. Маковский,

Слайд 32Образ Иисуса Христа

Образ Иисуса Христа

Слайд 33Спас златые власы, 13 в.
Отечествие, В. Васнецов, 1907
Единородный Сын слово Божие,

В. Васнецов, 1885-1896
Христос Вседержитель, В. Васнецов, 1885-1896



Спас златые власы, 13 в.Отечествие, В. Васнецов, 1907Единородный Сын слово Божие, В. Васнецов, 1885-1896Христос Вседержитель, В. Васнецов,

Слайд 34История Ветхого Завета (сотворение мира, всемирный потоп, явление Ангелов Аврааму и

т.п.)
История Нового Завета (Рождество Иисуса Христа, Крещение, Пасхальная весть и т.п.)
Ангельский мир
Святые Земли Русской


Тематика практических работ

История Ветхого Завета (сотворение мира, всемирный потоп, явление Ангелов Аврааму и т.п.)История Нового Завета (Рождество Иисуса Христа,

Слайд 35Композиционные схемы

Композиционные схемы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть