Слайд 1Объект и пространство
Блок уроков:
«Художественный язык конструктивных искусств»
Изобразительное искусство
7 класс.
2 четверть.
Учитель изобразительного искусства:
Шаповалова Любовь Александровна
МКОУ «Березовская СОШ
им.Героя Советского Союза г.А.Рубцова»
2017 год
Слайд 2Цель (результат) :
Ученик научится создавать объёмно-пространственный макет из 2-3 объемов (домов)
стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях.
ЗАДАЧИ:
Содействовать развитию эмоционального, эстетического воображения и композиционного мышления.
Содействовать развитию навыков конструирования
из бумаги.
Воспитывать самостоятельность в учебной работе
Слайд 3Окружающий нас мир может быть отображен в картине, на чертеже и
макете.
Предметы объемны и трехмерны (у них есть длина, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (у них лишь высота и ширина)
Глубина пространства и объем предметов на КАРТИНЕ, условны, иллюзорны благодаря особому способу изображения – перспективе.
ЧЕРТЕЖ можно рассматривать как изобразительно-шифрованную запись предмета, содержащую всю информацию, для его создания.
По чертежам могут быть созданы как настоящие предметы, так и их макеты, модели. Объемно-пространственный МАКЕТ условен в сравнении
с натурой (по размеру и материалу).
Слайд 4
Урок 1: «Соразмерность и пропорциональность объектов в пространстве».
Проблемный вопрос:
Двухэтажный дом большой
или нет?
Слайд 5Определение величины предмета возможно только в сравнении его с чем-то. Первое
и главное мерило всему в архитектуре и дизайне – ЧЕЛОВЕК.
Существуют исторически сложившиеся и биологически выработанные условия и нормы наибольшего соответствия вещевой среды человеку. Эти нормы, сформулированы в науке – ЭРГОНОМИКА и активно используются в конструктивных искусствах.
Оказывается для нас важны и высота стола и объем нашей комнаты и расстояния между домами на улице. Все это влияет на наше самочувствие и психику и даже на здоровье будущего потомства
Слайд 6Объемно-пространственное макетирование – создание архитектурных моделей.
Ещё архитектор эпохи Возрождения Альберти указывал
на необходимость определять соотношение высоты постройки и ширины площади на которой она находится.
Один и тот же объём выглядит по разному в зависимости от того на какой площади он расположен.
Слайд 7Чтобы добиться БАЛАНСА объема и пространства, надо найти такую высоту бумажного
дома, при которой он был бы наиболее СОМАСШТАБЕН полю,
т.е. решить композиционную задачу достижения СОРАЗМЕРНОСТИ объема детали и площади поля.
Слайд 8Характер здания
Внешний облик вещи или здания, их пропорции и тектоника формируют
наше зрительное восприятие. Их силуэт, цвет и материал могут вызвать самые разные ощущения: легкости или тяжести, ясности или загадочности форм, рождая определенный образ.
Здания, как и люди, могут выглядеть высокими и стройными, низкорослыми и толстыми. Это зависит от пропорций.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ – важнейшее определение в архитектуре. Оно характеризует ТЕКТОНИКУ здания, т.е. его строение
и соразмерность его частей друг другу
и к целому.
Слайд 10Макет из нескольких объемов.
Указания к работе:
В городе здание не стоит одно
в чистом поле, а «живет» среди других сооружений.
Значит нужно найти соразмерность объекта не только к площади поля, но и к другим объектам.
Объекты в пространстве не должны подавлять друг друга и не должны быть случайно разбросаны по полю. Рассматривать их надо не по отдельности, а во взаимосвязи с друг другом, как части единого композиционного целого.
Слайд 11Достичь гармонии, равновесия можно оперируя пропорциями (меняя высоту, ширину), отодвигая или
приближая их друг к другу.
.
Часто объекты так близко расположены, что примыкают друг к другу сторонами или ребрами, образуя одно целое
Слайд 12РИТМ вертикалей, разница их высот, когда есть ДОМИНАНТА и второстепенные элементы,
придают композиции образную ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 13Задание
Создайте объемно-пространственную композицию из 3-5 объёмов.
Решите задачу пропорциональности и соразмерности домов
по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.
Используйте в работе метод примыкания объёмов.
Слайд 14Вывод
Создавая макеты мы обнаруживаем, что их
динамическое равновесие достигается благодаря общим
законам композиции:
соподчинению элементов,
членению на планы,
выделению главного…
А образность и выразительность всей композиции зависит от:
контраста объемов,
противопоставления высокого низкому,
тонкого широкому,
ритмичности расположения в пространстве.
Слайд 15Урок 2: «Архитектура.
Композиционная организация пространства».
Проблемный вопрос:
Что существующее в реальности может
быть обозначено на чертеже ЛИНИЯМИ?
Слайд 16Линии на чертеже.
При взгляде сверху вниз так может выглядеть:
РЕЛЬЕФ – перепады
уровней природных поверхностей (холмы, горы)
Так же: дороги, реки.
Архитектурные объекты (ступени, лестницы, мосты),
Вертикальные плоскости (стены, ограды)
Слайд 17Что могут означать линии
на этих рисунках?
1
2
Слайд 21Взаимосвязь объектов
в архитектурном макете.
Взаимосвязь объектов в макете может быть усилена
введением в него стен, ступеней, оград, бордюров, углублений или возвышений ландшафта (клумб, газонов и др.)
Слайд 22Разновысокие горизонтальные или вертикальные плоскости сами по себе могут быть элементами
композиционного творчества.
Слайд 23
Выполнение пространственно-макетной композиции:
Указания к работе:
Горизонтальные плоскости, располагаясь на разных уровнях, могут
иметь прямолинейные очертания (ступени) и свободные очертания (трассы).
Удачное соединение и пересечение полосок придает ДИНАМИКУ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ и РИТМ всему макету.
Композиция макетов может быть разной:
ориентированной на центр или разомкнутой,
построенной по принципу сгущенности или
разреженности масс.
Слайд 24Задание
Создайте объёмно-пространственный макет из 2-3 объемов (домов) стоящих на разноуровневых горизонтальных
плоскостях (ступенях).
Расположением и формой этих элементов добейтесь целостного и динамического равновесия всей композиции.
Слайд 25Вывод
Создавая свой макет мы узнали, что смотреть на него надо не
только сверху, но и с точки зрения человека, идущего среди этих построек.
Благодаря ритмической организации пространства
решали задачи:
соразмерности и громоздкости,
динамического равновесия,
и целостности всей композиции
Слайд 26Оригинальных вам
идей и творческих
успехов!
Слайд 27Источники информации:
А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. «Дизайн
и архитектура в жизни человека».
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. М., «Просвещение». 2012г.