Слайд 1Творческий отчёт по теме самообразования
«АРТ-ТЕРАПИЯ
терапия искусства»
Педагога дополнительного образования, руководителя студии изобразительного искусства «Вернисаж» Ушаковой Галины Викторовны
МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония» Киренского района
Слайд 2Тема доклада :
Формирование универсальных учебных действий через через использование методов
и приёмов АРТ-ТЕРАПИИ.
Слайд 3Введение
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной
и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Слайд 4Универсальный характер УУД
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного
и познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 5«Я» как система представлений о себе, отношений к себе.
Показатель успешности
• знаю/могу, • хочу, • делаю.
Слайд 6Особенности процесса формирования личной готовности обусловлены особенностями развития ребёнка в переходный
период
Предшкольная ступень - школа 1-ой ступени (переходный период 6-8лет)
Начальное образование – среднее образование (переходный период 10-11лет)
Слайд 7Используя наблюдения за детьми в эти периоды их жизни, я занялась
поисками методик
Большой интерес вызвали приёмы и методы используемые в арт – терапии
Слайд 8А Вас никогда не тянуло в минуту душевной невзгоды схватить фломастер
или карандаш и на чистом листе бумаги изобразить нечто, выражающее ваши эмоции? Не сдерживайтесь - должно стать легче! И знайте, что если это произойдет, вы прикоснулись к великой целительной силе, известной в мире как арт-терапия
практическая
Слайд 9Мои исследования и наработки пригодились как нельзя кстати. Почему???
Что такое арт
– терапия?
Слайд 10Арт-терапия - это вид терапии, использующий искусство как терапевтический фактор
Что дает
арт терапия?
Слайд 11Современные методы арт-терапии
рисунок и живопись, керамику, скульптуру, работу с камнем и
деревом, маски, коллаж, батик, грим, бодиарт, психодраму, психологический перфоманс, танец и вообще движение, музыку и работу с голосом, терапию на песке, рисование мандал, создание и работу с марионетками, фото, видео и даже компьютер
Слайд 12Структура занятий
1. Настрой (разогрев).
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
3. Индивидуальная изобразительная
работа (разработка темы).
4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
5. Коллективная работа (сказкотерапия, самостоятельное сочинительство, театрализация).
6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Слайд 13Различия между уроком и арт - терапевтическим занятием
урок
1. Не совпадают приоритетные
цели. Главное на уроках рисования — научить школьника основам изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода. 2. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задаются и строго контролируются учителем.
арт-терапевтическое занятие
1. Основные цели — психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво — некрасиво, похоже — не похоже, правильно — неправильно.
Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности.
2. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии.
Важно не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.
3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Педагог на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу (от англ. — облегчать, продвигать).
4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия:
• Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».
• Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.
• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.
• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.
Слайд 14“Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка”
В.А.Сухомлинский
Слайд 15Так родился проекта
"Развитие творческих способностей через методы и приёмы арт
- терапии "
Анонс:
Человек создает рисунок, а рисунок преображает человека.
Слайд 16Основные темы
1. Новый взгляд на искусство видения
2. Перевернутое рисование
3.
Рисование как параллельный язык, как сделать мысль видимой
4. Как заставить линии говорить
5. Рисование ощущений
6. Рисование по интуиции
7. Рисование по памяти: ваша история, как художника
8. Восприятие формы пространства: позитивные аспекты негативной формы
9. Визирование соотношений и пропорций
10. Тени, озаряющие путь
11. Внутренняя сила
12. Новые стратегии мышления
13. Непринужденное рисование портрета
14. Логика света и тени
15. Жизнь цвета
16. День рисования: рисование с помощью внутреннего художника
17. Интуитивное рисование
18. Кляксование
Слайд 17Идея опыта:
Обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, разработать систему развития творческих
способностей учащихся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Слайд 18Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Художественное образование школьников направлено на
развитие у них целостного представления о изобразительном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков изобразительной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Слайд 19Задачи, способствующие развитию творческих способностей учащихся
увлечь рисованием, привить интерес и
любовь, научить ценить красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на произведения изобразительного искусства, чувство сопереживания художественным образам;
развить художественно-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии произведений; научить размышлять о них, связывая с жизнью и другими видами искусства;
заложить основы творческих изобразительных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, воспроизведению и просмотру импровизации;
развить художественно-эстетический вкус и потребность в общении с шедеврами изобразительного искусства; побудить к художественному самообразованию.
Слайд 20Опираюсь на следующие принципы
Личностно-ориентировочный подход в обучении;
Создание благоприятных условий на занятии;
Развитие творческих способностей учащихся;
Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;
Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;
Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;
Развитие у каждого учащегося творческих способностей;
Развитие эмоциональной отзывчивости на увиденное и воспроизведённое.
Слайд 21Занятия изобразительным искусством – это особые занятия.
И требования к ним особые – они должны строиться по законам искусства. А искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, сотрудничество педагога и ученика. Занятия искусством немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью зрительных образов, музыки, игровых ситуаций, диалогов педагога с детьми.
Слайд 22Примеры
Тема: «Бабочка (монотипия).
Тема: «Гусеничка».
Слайд 23Занятия проходят в атмосфере
творчества
фантазии
радости
Слайд 24Творческие задания
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они
выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята изображают мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через рисунок, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
Слайд 25Арт - терапевтические игры
«Ковер-самолет»
«Разрывание бумаги»
«Рисование с помощью клубка»
«Рисунок по кругу».
«Фреска «Животные».
«Имена».
«Друг».
Программа
« Арт Студия», уроки рисования с профессором Раскраскиным
Слайд 26Адресная направленность
Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей
учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в творческом плане, зависит решение актуальных и новых задач образования - обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 27“Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское
“авось” и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как загрохочет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”.
слова Ф.Шаляпина
Слайд 28Творчество - это всегда создание нового на бессознательном уровне: создание не
только новых приемов, техник, материалов, но и новых норм, ценностей, - рассказывает президент центра арт-терапии Олег Пищев.
Слайд 29
Что есть нормальность и что - ненормальность? Где в нашей жизни
бред и где - правда?
У каждого человека - неподражаемый внутренний мир, богатейшее воображение.
Арт-терапия - реальная сила, способная помочь найти и ощутить себя.
Слайд 30А лекарство необыкновенно простое - берёте кисточку и краски и рисуете
свою манию величия, или агрессию, или клептоманию, или непонятное состояние души.
И, глядишь, лет
эдак через сто…
Слайд 31 Выступления, мастер - классы и распространение опыта.
Открытые уроки:
«Кляксование» - методическая неделя на базе МКОУ СОШ п. Алексеевск 2011г; Интегрированное внеклассное занятие «Бабочки» 1 класс - методическая неделя на базе МКОУ СОШ п. Алексеевск 2013г. Мастер-класс: «Жидкие Фантазии» - районный слёт молодых педагогов 2013г; Исследовательская работа Ушаковой А. «Монотипия» - районная научно-практическая конференция 2011г; Доклады: «Арт-терапия - терапия искусства» - педсовет МКОУ СОШ п. Алексеевск 2010 г; «Интерактивное обучение» - педсовет МКОУ СОШ п. Алексеевск 2011 г; «Демонстрационное рисование красками» - районное мо учителей рисования, черчения, технологии 2010г; Родительское собрание: «Арт-терапия – почему она полезна нашим детям» - 2013г.
Слайд 33 Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но
и сверстниками, поэтому часто я провожу выставки детских работ.
Слайд 34Альбомы с выставочными экспозициями
Слайд 35Пожелания для педагогов
Удивительные возможности увлечь даны педагогу-руководителю творческого коллектива, который сам
прошел эту школу познания звука и весь горит восторгом открытия. Трудно отрицать, что успех педагога напрямую зависит от степени его искренней заинтересованности в том, что он делает, и включенности в процесс. Если педагог во время занятия только дает указания, проводя те или иные упражнения, а сам остается в стороне - не поет вместе с детьми, не зажигает их своим задором, не дополняет своей неповторимостью, то дистанция между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть.
Слайд 36Ваши пожелания!!!
Вопросы???
или
Благодарю всех за внимание и терпение.