Слайд 1
Древние образы в современных народных игрушках
5 класс. Урок № 9
Разработала учитель ИЗО
Усова Ольга Викторовна
МБОУ «Молодежненская школа № 2»
Симферопольского района
Республики Крым
Слайд 2
Цели урока:
создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных
художественных промыслов;
Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;
Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.
Планируемые результаты:
Предметные
получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией; аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;
познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;
определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;
выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы
Личностные
Понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: ПК, музыкальный центр, ватманы, ножницы, клей
Наглядно-демонстрационный материал: выставка декоративного народного творчества; иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.
Основные понятия и термины: декоративно-прикладное творчество, древние солярные знаки, мастера.
Слайд 3Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего
искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)
Слайд 5Деревня
Филимоново
в Тульской
области ---
знаменитый центр
производства этих
игрушек.
Никто
уже не помнит
когда здесь стали
делать
замечательные
игрушки.
Но и сегодня
живет прекрасное
искусство умельцев
Слайд 7Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой глины – белой с синеватым
оттенком.
Расписывают игрушки как и раньше , куриным перышком, после того как они просушены и обожжены в печи. После обжига на светлом фоне глины ярко играют все цвета росписи.
в образы игрушек,
в их форму,
орнамент.
Слайд 9
Ты играй, играй,
сверкай,
Древняя свистушка,
Восхваляя здешний
рай,
Звонкая игрушка.
Слайд 10Бабы, куры, мужички,
Козочки, лошадки…
До чего ж вы хороши,
Красочны
и гладки.
Слайд 11Эй, фигурка, закружись
Яркими цветами
И в полосках расскажи,
Что пришло с
веками.
Вот зеленый цвет травы,
Алый – солнца вестник,
Ну, а желтый – цвет земли
На игрушке светит.
Слайд 12В Филимонове всегда жило это чудо.
Это вспыхнула звезда, будто ниоткуда.
И шагнула за порог, славя край свой дивный. Глина, синенький комок, всеми так любимый.
Слайд 13ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:
у филимоновских игрушек
вытянутые, мягкие
по очертанию
формы, они
выглядят
стройными ,
изящными- - игрушки почти
всегда со свистком
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
РОСПИСИ:
малиново- красный, жёлтый,
изумрудно- зеленый.
Слайд 16Это глиняная
игрушка, известна
с давних времен
изготавливаемая в
городе Каргополе
Архангельской
области,
потому она и
называется
«каргопольская».
Тем не менее,
настоящей
родиной
этой глиняной
игрушки
являются деревни
вокруг Каргополя.
Слайд 17Каргопольская глиняная игрушка сегодня по праву занимает одно из первых мест
среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринёво: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
в образы игрушек,
в их форму,
орнамент.
Слайд 20Каргопольская игрушка – кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски – очень
яркие мазки.
Слайд 21В вас и радуга, и солнце, яркий цветик на оконце,
Глазуревые глаза,
темно-русая коса.
Слайд 22Пляшут бабы с мужиками, и гармонь поет басами.
Слайд 23Тройка мчится, снег скрипит, в небесах луна блестит.
Слайд 26ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:
Формы упрощены кажутся
неуклюжими
и тяжеловатыми,
приземистыми
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА
РОСПИСИ: красный,
желтый,
бледно-зеленый, синий,
коричневый, черный
разноцветно расписанная в
ярких или приглушенных тонах, но без лишних деталей.
Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее.
Слайд 27Элементы каргопольской росписи
Используют древние солярные знаки – большие огненно-красные круги, кресты
,а также символы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.
Слайд 29
Дымковские игрушки самые знаменитые в России. Родились они в Дымковская слобода,
неподалеку от города Вятка (ныне Киров)
Слайд 31
Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались свистопляской или
свистуньей. Развлечением на празднике были глиняные игрушки-свистульки.
Слайд 33
Где из труб идет дымок, знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой: Свистульками
звонкими с голосами тонкими,.
Слайд 35
. Кошечками Мурками, расписными петухами, курицами, индюками,
Слайд 36
Змейки, ленточки и точки. Клетки, кольца, завиточки, Веселит, ласкает взор Пестрый
Дымковый узор.
Слайд 38ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ: - силуэт отличается плавностью и округлостью множество лепных деталей:
изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными.
ЦВЕТА РОСПИСИ:
желтый и синий , малиново-красный и зеленый, черный. Яркие цвета дополняют мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными
Слайд 41В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные
живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)
Слайд 43Подведение итога
- Вы все справились с заданием, и я вижу, что
в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской
Слайд 44РЕФЛЕКСИЯ.
-А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:
1. Что нового
узнали сегодня на уроке ?
2.Чему научились?
3.Понравилась ли вам ваша работа?
1. Каковы общие черты глиняных игрушек ?(ответы детей)
2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?( ответы детей)
3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?( ответы детей)
4. Характерные особенности Дымковских игрушек?( ответы детей)
-Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.
Слайд 46Литература и электронные ресурсы: Горяеева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. 5 класс, под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2015 г. http://filimonovskaya-igrushka.ru/page/47