Презентация, доклад по ИЗО Шрифт2ч.

Содержание

В книге своя глубина. Кто доберётся до дна,

Слайд 1Искусство
оформления
книги и
рукописного
шрифта

Презентацию выполнила учитель ИЗО МОУСОШ

№4 г.Ростов
Попкова Л.В.

Искусство оформления книги и рукописного шрифта Презентацию выполнила учитель ИЗО МОУСОШ №4 г.Ростов Попкова Л.В.

Слайд 2 В книге своя глубина.

Кто доберётся до дна, Тот и получит в награду Слов драгоценные клады…

Иван Франко.

В книге своя глубина.

Слайд 3План урока.
1. Возникновение письменности, первые рукописные шрифты.

2.Изготовление книги. 3.Приспособления и материалы. 4.Оформление книги(заставка, инициал, шрифт, миниатюра, концовка). 5.Виды книг (религиозного, светского характера). 6.Декоративное письмо- вязь. 7.Виды древнерусских рукописных шрифтов(устав, полуустав, скоропись ). 8.Практическая работа.
План урока.   1. Возникновение письменности, первые рукописные шрифты.

Слайд 4Древнерусское письмо- кириллица 9-10в.

Древнерусское письмо- кириллица 9-10в.

Слайд 5Возникновение письменности и первые рукописные шрифты.
Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в

13в.

Бронзовые писала.10-12в.

Новгородская берестяная грамота с древнейшей азбукой 11в.

Возникновение письменности и первые рукописные шрифты.Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13в.Бронзовые писала.10-12в.Новгородская берестяная грамота с древнейшей

Слайд 6Изготовление книги.
Материал-пергамен (кожа ягнят или телят особой выделки).Выделанную кожу

разрезали на прямоугольники и сшивали в тетради по 8 штук. Сшитые тетради собирали в книгу. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе .

Древнерусская рукописная книга .13в.

Изготовление книги.  Материал-пергамен (кожа ягнят или телят особой выделки).Выделанную кожу разрезали на прямоугольники и сшивали в

Слайд 7Оклад Мстиславова Евангелия. 12в.
Оклад Евангелия 18в. С финифтяными вставками.
Поверх

обложки надевался оклад который украшался: золотом, серебром, сканью, эмалью, драгоценными камнями.
Оклад Мстиславова Евангелия. 12в.  Оклад Евангелия 18в. С финифтяными вставками.Поверх обложки надевался оклад который украшался: золотом,

Слайд 9Евангелие боярина Фёдора Андреевича Кошки.1392г.
Оклад
Феофан Грек..

Евангелие боярина Фёдора Андреевича Кошки.1392г.ОкладФеофан Грек..

Слайд 10Типичные металлические чернильницы.17в, Россия. Писали

книги обычно гусиным пером. Писать лебединым или павлиньим мог только царь. Чернила были бурого цвета(на основе железистых составов- ржавчины).

Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца, по краям оставляя поля.

Приспособления и материалы.

Типичные металлические чернильницы.17в, Россия.       Писали книги обычно гусиным пером. Писать лебединым

Слайд 11Оформление рукописной книги.
Перед текстом обязательно делали заставку –небольшую орнаментальную

композицию, часто в виде рамки вокруг названия главы или раздела. Завершался раздел небольшим рисунком-концовкой.
Оформление рукописной книги.  Перед текстом обязательно делали заставку –небольшую орнаментальную композицию, часто в виде рамки вокруг

Слайд 12Заставки из Евангелия 1605г.

Заставки из Евангелия 1605г.

Слайд 13 Первую, заглавную букву в тексте - инициал писали крупнее

и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным.
Первую, заглавную букву в тексте - инициал писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда

Слайд 15 На страницах древнерусских книг текст был расположен в один

или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Интервалов между словами не существовало. Долгое время не существовало нумерации страниц.
На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца.

Слайд 16Лицевые книги.
Книги содержащие множество миниатюр , назывались лицевыми и

особенно ценились. В середине 16в. в Москве по указу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Десять томов летописи хранили историю человечества и Руси от сотворения мира до1567г. 10 тыс. листов текста и 16 тыс. миниатюр содержит этот памятник живописи и письменности.
Лицевые книги.  Книги содержащие множество миниатюр , назывались лицевыми и особенно ценились. В середине 16в. в

Слайд 17 Поединок Пересвета с татарским богатырём. Сказание о Мамаевом побоище.

Лицевой свод,158-я миниатюра.

Слово миниатюра произошло от латинского minium –так называлась красная краска используемая в иллюстрациях. Часто это были портреты заказчиков или авторов книги , иллюстрации по тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублёв писали книжные миниатюры.

Поединок Пересвета с татарским богатырём. Сказание о Мамаевом побоище. Лицевой свод,158-я миниатюра.

Слайд 18Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия Театр.16в.

Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия Театр.16в.

Слайд 19В средневековой Руси создавались рукописи и светского характера. На иллюстрации слева

-страница из сочинения Козьмы Индикоплова «Христианская топография» с рисунками, изображающими туземцев, онагра, рогатого слона и других невиданных заморских «чудищ».
В средневековой Руси создавались рукописи и светского характера. На иллюстрации слева -страница из сочинения Козьмы Индикоплова «Христианская

Слайд 20 Для украшения рукописи заглавия писали особым, декоративным шрифтом- вязью.

Буквы вытянутые вверх, переплетались между собой(отсюда и название – вязь) , образуя текст, похожий на ленту орнамента.
Для украшения рукописи заглавия писали особым, декоративным шрифтом- вязью. Буквы вытянутые вверх, переплетались между собой(отсюда

Слайд 21Декоративное древнерусское письмо-вязь.

Декоративное древнерусское письмо-вязь.

Слайд 24Кириллица 11в.

Кириллица 11в.

Слайд 25Устав из «Остромирова Евангелия» - 1056-1057г.

Устав- буквы имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью форм. В строке они стояли свободно, промежутков между словами не было.
Устав из «Остромирова Евангелия» -     1056-1057г.  Устав- буквы имели почти квадратные пропорции

Слайд 26 Устав тип подчерка древних славянских рукописей, написанных кириллицей с

четким начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений.
Устав тип подчерка древних славянских рукописей, написанных кириллицей с четким начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений.

Слайд 27Древнерусский полуустав

Азбука.16в.
Древнерусский   полуустав        Азбука.16в.

Слайд 28Полуустав. Фрагмент из «Апостола» Ивана Фёдорова.
Полуустав, одна из

графических разновидностей шрифта, возникшая как упрощение устава.

Полуустав имеет более простое, быстрое и пластичное начертание чем в уставном письме. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Письмо приобретает заметный наклон.

Полуустав. Фрагмент из «Апостола» Ивана Фёдорова.   Полуустав, одна из графических разновидностей шрифта, возникшая как упрощение

Слайд 29Киевская псалтырь1397г.
Фрагмент рукописной книги выполненный полууставом. Страницы рукописей организованы так,

что поля и текст, заставки и инициалы образуют единое гармоничное целое.
Киевская псалтырь1397г. Фрагмент рукописной книги выполненный полууставом. Страницы рукописей организованы так, что поля и текст, заставки и

Слайд 30Изборник Святослава.1073г.

Изборник Святослава.1073г.

Слайд 31Пересопницкое Евангелие.

Пересопницкое Евангелие.

Слайд 32 «Март. Родить бо ся всяко животно в ней, радости и

веселия исполнена. Сицева есть весна». Этот текст предваряет миниатюру из Месяцеслова 17в.
«Март. Родить бо ся всяко животно в ней, радости и веселия исполнена. Сицева есть весна».

Слайд 33Древнерусская скоропись. По

мотивам рукописных образцов из букваря Кариона Истомина.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись. Ею пишут различные грамоты, акты, книги. Скоропись отличается особой каллиграфичностью , изяществом, округлостью букв, плавностью их начертания.

Древнерусская  скоропись.        По мотивам рукописных образцов из букваря Кариона

Слайд 34
«Прими же дар, что ценнее и больше всего серебра и золота

и драгоценных камней и преходящего богатства, и пойди с ним спешно упрочить речь»-так написано в Житии Константина о славянской азбуке.
«Прими же дар, что ценнее и больше всего серебра и золота и драгоценных камней и преходящего богатства,

Слайд 35Устав с11в.
Полуустав с 14в.
Скоропись с 15в.
Задание : выполнить личную монограмму используя

предложенные шрифты.

Монограмма - сплетённые в виде вензеля начальные буквы имени и фамилии.

Каллиграфические варианты кириллицы

Устав с11в.Полуустав с 14в.Скоропись с 15в.Задание : выполнить личную монограмму используя предложенные шрифты.    Монограмма

Слайд 36Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть