Слайд 1Северная роспись
Северодвинская
Пермогорская
Слайд 2
Пермогорская роспись – это роспись с Северной Двины.
Слайд 3
Т.к место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы, а
на станции Пермогорье горы «первые по высоте».
Слайд 4
Если подняться на самый верх горы, то все краски северной
природы становятся еще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.
Слайд 5Северодвинская роспись по дереву- общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи
изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в.
Слайд 6
В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из
дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.
Слайд 7Искусствоведы потом описали разные центры народных промыслов и дали им названия:
верхнеустюгская, пучугская, ракуловская, бороковская, но самой первой стоит пермогорская роспись
Слайд 8Элементы росписи
бордюры-ленточки;
Слайд 14 сюжетная композиция – сценки из повседневной жизни;
Слайд 15Бытовые сцены на предметах
«По грибы, по ягоды»
Слайд 16Бытовые сцены на предметах
«Весёлые супрядки»
Слайд 17Бытовые сцены на предметах
«Праздничный выезд»
Слайд 20В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку.
И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее ее любит жених.
Слайд 21
Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда
имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Птица Сирин заключена в круг и расположена в середине древа. В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катания, чаепитие, посиделки и т.д. Обрамление прялки выполняется поясами бордюров.
Слайд 23Торжественное чаепитие
Средний ярус туеса
заполняется бытовой сценой
Весёлые супрядки
Слайд 24Верхний ярус туеса
заполняется растительным узором, узором в круге, птицами и т.д.
Слайд 25 Вначале пером наносили черный контур, а затем заполняли рисунок яркими красками
— красной, зеленой, желтой. Основные мотивы росписи — растительные побеги, трилистники и мелкий узор, чаще по белому фону. В понятие «роспись северодвинского типа
Слайд 26Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных
вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки „хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели — сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде — большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Слайд 27Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы:
древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка…
Слайд 29Приобретали их на ярмарках, в частности и на нижегородской, у торговцев
— перекупщиков. Те хранили в тайне места промыслов, да и в любом случае не так-то просто было добрать-ся в далекие северные края. По внешнему виду эти росписи с Северной Двины были разные, хотя все сближались по тематике, композиционному построению и графическому рисунку пером с рукописными книжными миниатюрами. До поры до времени они носили одно общее название северодвинских.
Слайд 30Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень
Слайд 31В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три
области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.
Слайд 32Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для
росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов.
Слайд 33Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для
росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов.
Слайд 34Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского
Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.
Слайд 35удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в
музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры еще в конце прошлого века. Московские и петербургские музеи, частные коллекции П. И. Щукина, М. К. Тенишевой и И.С. Куликова (ныне его коллекция хранится в муромском музее)
Слайд 38Домашняя работа
выполнить роспись
прялки пермогорской росписью
Слайд 39 Практическая работа
Задание:
Составить композицию верхней части прялки с птицей Сирин,
используя элементы росписи.
Выполнить рисунок композиции.