Презентация, доклад по ИЗО Основы композиции

Содержание

Композиция (composition - сочинение, составление, расположение в переводе с лат.) объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.В таком широком понимании термин применим к различным видам

Слайд 1ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Умрихин
Сергей Васильевич
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»

лекционный курс

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИУмрихин Сергей ВасильевичДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34» лекционный

Слайд 2Композиция (composition - сочинение, составление, расположение в переводе с лат.) объединение

отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
В таком широком понимании термин применим к различным видам искусства (театр, кино, литература, музыка, архитектура и т.д.).

Композиция – это соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей.
Композиция (composition - сочинение, составление, расположение в переводе с лат.) объединение отдельных элементов произведения в единое художественное

Слайд 3Виды композиции
фронтальная
глубинно-пространственная
объемно - пространственная
Существует три вида композиции:

Виды композиции фронтальнаяглубинно-пространственнаяобъемно - пространственная Существует три вида композиции:

Слайд 4плоскостная
объемно-фронтальная
Фронтальная композиция
Фронтальная композиция подразделяется:

плоскостнаяобъемно-фронтальная Фронтальная композицияФронтальная композиция подразделяется:

Слайд 5Это композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью ( рисунок,

аппликация, инкрустация, и т.д.).
Элементы располагаются в одной плоскости, в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном.

Плоскостная композиция

Это композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью ( рисунок, аппликация, инкрустация, и т.д.). Элементы располагаются

Слайд 6Это композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов

зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов и т.д.).
Композиция развивается в трех направлениях.

Объемно-фронтальная композиция

Это композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные

Слайд 7Объемно фронтальная композиция характеризуется
небольшой глубиной (рельефом) и преимущественным
фронтальным расположением

элементов.
Объемно фронтальная композиция характеризуется небольшой глубиной (рельефом) и преимущественным фронтальным расположением элементов.

Слайд 8Объемно – пространственная композиция
Это композиция из взаимосвязанных элементов, размещенных

на разных уровнях и плоскостях (мебель, скульптура, предметы интерьера и экстерьера и т.д.).
Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон.
Объемно – пространственная композиция Это композиция из взаимосвязанных элементов, размещенных на разных уровнях и плоскостях (мебель, скульптура,

Слайд 9Объемно – пространственная композиция, характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных

направлениях при соблюдении их компактности восприятия. Часто используется при разработке скульптурного ансамбля.
Объемно – пространственная композиция, характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности восприятия.

Слайд 10Глубинно-пространственная композиция
Это композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они

размещены (интерьеры, парковые площади, архитектурные ансамбли).
Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях.
Глубинно-пространственная композицияЭто композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены (интерьеры, парковые площади, архитектурные ансамбли).

Слайд 11Глубинно-пространственная композиция характеризуется,
Преимущественным развитием в глубину и восприятием
изнутри, разрабатывается

при оформлении интерьера,
сцены театра, архитектурного ансамбля.
Специфику составляет положение человека (зрителя),
который находится внутри композиции.
Глубинно-пространственная композиция характеризуется, Преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри, разрабатывается при оформлении интерьера,сцены театра, архитектурного ансамбля.Специфику

Слайд 12Основные законы композиции:
- закон целостности
- закон соподчинения
- закон равновесия

Основные законы композиции:- закон целостности- закон соподчинения- закон равновесия

Слайд 13Закон целостности
Неделимость (целостность) композиции – закладывается в
конструктивной идее, которая объединяет

в одно целое все
компоненты композиции.

Единство и соподчинение – связь различных частей в
единое целое. Единства можно добиться путем соподчинения,
то есть нахождения общего в тех частях, которые следует
соединить в неразрывное целое.
Целостность композиции выражается в единстве образного,
смыслового раскрытия темы и пластического замысла.

Закон целостностиНеделимость (целостность) композиции – закладывается в конструктивной идее, которая объединяет в одно целое всекомпоненты композиции.Единство и

Слайд 14Целостность восприятия

Человек способен воспринимать как части, так и все изображение

в целом одновременно.
Целостность восприятия Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно.

Слайд 15Закон соподчинения
Закон соподчинения

композиции идейному замыслу
– требует, чтобы организация поверхности или пространства
всегда выстраивалась вокруг главного объекта или действия,
то есть доминанты, смыслового центра композиции.
Закон соподчинения        Закон соподчинения композиции идейному замыслу – требует, чтобы

Слайд 16Основные приемы соподчинения –
организация композиционного центра и поддержки.
Композиционный центр

несет основную смысловую
и визуальную нагрузку по привлечению
внимания зрителя.
Основные приемы соподчинения – организация композиционного центра и поддержки. Композиционный центр несет основную смысловуюи визуальную нагрузку по

Слайд 17«Поддержкой» - называют второстепенные элементы,
которые визуально поддерживают доминанту композиции
благодаря сходным

с ней предметным качествам.
Поддержка всегда менее активна, чем доминанта.
«Поддержкой» - называют второстепенные элементы,которые визуально поддерживают доминанту композиции благодаря сходным с ней предметным качествам.Поддержка всегда менее

Слайд 18закон равновесия
Равновесие – сбалансированность всех элементов
композиции между собой.
Композиционный вес

элемента зависит от многих качеств:
размера, тона и цвета, формы, степени деталированности,
фактурного решения и т.д.
закон равновесияРавновесие – сбалансированность всех элементов композиции между собой. Композиционный вес элемента зависит от многих качеств: размера,

Слайд 20Равновесие формы - состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой,

вызывают ощущение покоя и уверенности.

Равновесие

Равновесие формы - состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой, вызывают ощущение покоя и уверенности. Равновесие

Слайд 21Соразмерность – это соотношение по размеру частей композиции между собой и

с целым, достигается благодаря удачно найденным пропорциям и масштабу.

Пропорция – соотношение основных параметров формы
(длина, ширина, высота).

Соразмерность – это соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым, достигается благодаря удачно найденным

Слайд 22Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, карте, рисунке

к его размерам в натуре.

Масштабность – степень крупности форм, воспринимаемая на основе соотношений их величин с величиной целого, с окружающим, с человеком.

Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, карте, рисунке к его размерам в натуре.Масштабность –

Слайд 23Чем меньше членений, тем реже ритм,
тем значительнее среда (пространство)

Чем меньше членений, тем реже ритм, тем значительнее среда (пространство)

Слайд 24Приемы композиционного построения
– средства достижения образной выразительности
проектируемого объекта.
Основные приемы

композиции:
Ритм – метр, симметрия – асимметрия, контраст – нюанс,
статика – динамика.
Приемы композиционного построения – средства достижения образной выразительности проектируемого объекта.Основные приемы композиции:Ритм – метр, симметрия – асимметрия,

Слайд 25Ритм – метр
Метр – точный повтор одинаковых элементов изображения.
Иначе метрические

композиции называют раппортными.
Раппорт – это повторяющийся мотив в орнаменте.

Виды метрических
композиций:

Сетчатая;
Ленточная (в полосе);
Замкнутая круговая;
Замкнутая квадратная.

Ритм – метрМетр – точный повтор одинаковых элементов изображения. Иначе метрические композиции называют раппортными.Раппорт – это повторяющийся

Слайд 26Ритм – чередование однородных элементов изображения,
подчиненное определенной закономерности
Ритм бывает простым,

когда меняется какая-то одна
закономерность (форма, фактура, цвет, расстояние
между элементами и др.)

Сложный ритм, когда изменения происходят сразу
по нескольким параметрам.

Ритм – чередование однородных элементов изображения,подчиненное определенной закономерности Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одназакономерность (форма, фактура,

Слайд 27Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент.
Акцент в композиции можно изобразить:
- Изменив

форму объекта
- Изменив цвет объекта
- Изменив размер объекта
Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент.Акцент в композиции можно изобразить:- Изменив форму объекта- Изменив цвет объекта- Изменив

Слайд 28Симметрия - асимметрия
Симметрия – абсолютное или приблизительное сходство
двух, трех и

более частей изображения относительно
условных точек (центров), линий (осей) или плоскостей,
определяющих конструктивную основу композиции.

Симметрия достигается:

Зеркальным отражением;
Поворотом (ложная симметрия);
Параллельным переносом

Симметрия - асимметрияСимметрия – абсолютное или приблизительное сходство двух, трех и более частей изображения относительно условных точек

Слайд 29Геометрическая симметрия- когда сходство абсолютное
Образная симметрия - когда сходство приблизительное


Асимметрия – несовпадение частей композиции
относительно осей и центров композиции

Геометрическая симметрия- когда сходство абсолютное Образная симметрия - когда сходство приблизительное Асимметрия – несовпадение частей композицииотносительно осей

Слайд 30Равновесие и симметрия

Равновесие и симметрия

Слайд 31Контраст - нюанс
Контраст – сопоставление противоположных предметных
качеств, способствующих их усилению
Нюанс

– минимальная мера сближения
противоположных качеств

Контраст - резкое различие элементов композиции.

Контраст - нюансКонтраст – сопоставление противоположных предметныхкачеств, способствующих их усилению Нюанс – минимальная мера сближения противоположных качеств

Слайд 32Статика - динамика
Статика – передача композиционного покоя,
отсутствуют диагональные направления, симметричная

и уравновешенная композиция.

Динамика – передача композиционного движения, диагональными линиями, свободное пространство перед движущимся объектом, в композиции закладывается действие

Статика - динамикаСтатика – передача композиционного покоя, отсутствуют диагональные направления, симметричная и уравновешенная композиция.Динамика – передача композиционного

Слайд 33Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней

динамики.
Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Слайд 34Средства достижения художественного образа
Текстура – рисунок на поверхности материала, который
определяет его

внутреннее строение (структуру).











Фактура – это свойство, характер поверхности предмета,
из которого он состоит, шершавость, гладкость, рельефность.
Средства достижения художественного образаТекстура – рисунок на поверхности материала, которыйопределяет его внутреннее строение (структуру).Фактура – это свойство,

Слайд 35Ассоциативность
Передача графическими средствами конкретных ощущений (осень, сладость, молодость, движение)

АссоциативностьПередача графическими средствами конкретных ощущений (осень, сладость, молодость, движение)

Слайд 36Ассоциативная композиция
Колокольный звон

Ассоциативная композицияКолокольный звон

Слайд 38Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них

вызывает другое представление, третье и т.д.
Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое представление, третье и т.д.

Слайд 39Иллюзорность – обманчивость зрительного восприятия


Иллюзорность – обманчивость зрительного восприятия

Слайд 40Стилизация – (фр. Style – стиль), намеренная имитация
формальных признаков и

образной системы того или иного
объекта (предмета) в новом, необычном для него
художественном контексте.

Стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур
и предметов с помощью условных приемов, упрощения
рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.
В декоративном искусстве:
Стилизация – закономерный метод ритмической
организации композиции.

Стилизация – (фр. Style – стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иногообъекта (предмета)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть