Слайд 15 класс
Фесенко Александр Оттович
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Высокоключевая СОШ»
Высокоключевой, Ленинградской области
Одежда
говорит о человеке
Томецкая Марина Михайловна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ Гимназия №2
г. Мурманска
Слайд 2О роли одежды в жизни человека
Из всех предметов одежда более
других связана с человеком . Это как бы его «вторая кожа» .
- Одежда служит практическим целям
- греет
- защищает.
-Создает образ, стиль.
Одежда – особый знак положения в обществе ,
его роли.
Слайд 3 Чтобы разобраться во всем этом, нам придется совершить невероятное путешествие
в разные эпохи, разные страны, где складывались свои формы одежды, декора, свои представления о красоте.
Слайд 4Национальная одежда Китая
Когда речь заходит о мужской одежде, невольно думаешь о
стандартном наряде – брюки, рубашка, галстук, строгие туфли, шляпа… Но это современный облик делового человека, а если представить вспомнить более ранние стили одежды, то картинка значительно измениться. Особенно кардинальные отличия заметны в костюмах китайских мужчин. У них совершенно иные понятия стиля, моды, признаков социального статуса, состоятельности. Например , национальная одежда мужчин Китая включает в себя халат. Мы привыкли считать халат «домашним», удобным, теплым, но неприличным для появления на людях. Национальная одежда народов Китая воспринимает халат как верхнюю одежду, обязательный элемент костюма. А вот штаны для китайцев – неприличное одеяние, как раз их жители страны прикрывают халатом либо плахтой. Мужчины Китая носят широкие штаны, а женская национальная китайская одежда – штаны без молний, пуговиц (защита от проникновения нечистой силы).
Слайд 5Древний Китай
Одежда китайского императора
«Простым людям запрещается носить любую одежду с изображениями
феникса, белого кролика, дракона с пятью когтями и двумя рогами, восемь драконов, девять драконов, иероглифы 万寿 и 福寿, а также золотисто-желтый цвет.»
«Закон пяти когтей» (1271—1368)
Слайд 6Знатные и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния:
короткая рубаха, короткие
или длинные штаны, кофта, жилет, чулки,
башмаки, шапочка и длинный верхний халат.
Слайд 7
В феодальном Китае чиновники делились на девять классов. Каждый класс имел собственные четырехугольные
нашивки (буфаны) на спине и груди:
гражданские чиновники имели нашивки с изображением птиц,
а военные — с изображением диких животных и птиц.
Слайд 8Четырехугольные нашивки (буфаны)
Слайд 9 По древнекитайскому этикету требовалось, чтобы голова всегда была покрыта. Мужчина
считался совершеннолетним, когда надевал шапку, а происходило это в возрасте двадцати лет.
Слайд 10По украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение обладателя.
Слайд 11 Женщины, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны,
скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм был также подобен мужскому. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров.
Слайд 12Прически были сложными, но легкими и изящными. Их укладывали из прямых
волос с несколькими проборами. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики.
Слайд 13Маленькие кисти и стопы считались красивыми, поэтому девочкам с раннего возраста
ножку туго бинтовали кожаными ремнями, и она деформировалась и прекращала расти.
Слайд 14Простолюдины носили простую одежду из растительных волокон, позже из хлопка. Их
костюм состоял из куртки и штанов (ку), удобных для работы. Верхней одеждой был халат, который подпоясывали. В холодное время одевали несколько халатов. В дождь одевали плащ из плетеной травы или соломы.
Слайд 15 И вот новые времена, другая страна…
Мы с вами в
17 веке, во французском дворце, во времена знаменитых мушкетеров.
Эпоха короля Людовика XIV— это эпоха сложных церемоний, праздников, роскоши и строгого этикета.
В искусстве складывается стиль «барокко». Барокко — стиль чрезвычайно парадный, декоративный, чопорный.
Здания барокко живописны и скульптурны; стены украшаются рельефами, фонтаны завершаются статуями, проемы-ниши заполняются скульптурами.
Слайд 16Костюм эпохи барокко всецело подчинен дворцовому этикету.
Костюм пышный, чопорный, с
огромным количеством украшений.
Согласно новым этическим представлениям, человеческая красота отступает на задний план за пышный, экстравагантный, чопорный, богатый и красочный костюм.
Характерные черты костюма эпохи барокко:
• многослойность;
• вычурность;
• нефункциональность.
Костюм — произведение искусства. Он отражает определенный этап в развитии культуры человечества.
Итак, человек в обществе подчиняется этикету, а костюм, в свою очередь, — стилю эпохи.
Слайд 17«У них в обычае всегда ходить в сапогах со шпорами, у
иного даже лошади нет и никогда в жизни он верхом не ездил, а все-таки непрестанно разгуливает в наряде всадника... Но, по-моему, им следовало бы называться попугаями, ибо большинство носит плащи и чулки ярко-красного цвета (так, что их всех поголовно можно принять за кардиналов), зато остальная часть одежды пестрит большим числом красок, чем палитра художника. Перья у них длиною с волчий хвост, а на голове носят они подставную голову с поддельными волосами, именуемую париком».
Марио Джамбатиста
Людовик XIV
Слайд 18Прилегающий силуэт кафтана (жюстокор), придавал мужчинам стройность. Шился он длиной до колен с
узкими вверху и расширяющимися книзу рукавами, которые заканчивались отложным широким манжетом. Воротник кафтану заменял белый галстук с кружевным концом, а поясом служил шарф. В дополнение к кафтану шились кюлоты– узкие до колен штаны из шерсти, бархата или шелка. В это время впервые появляется такая деталь одежды, как прорезной карман.
Слайд 19Женская одежда состояла из двух платьев. Нижнее – котт, длинное, легкое,
светлое, с
декольте, на корсете и каркасе и с узкими длинными рукавами. Верхнее платье роб – распашное, тяжелое, темного цвета и с завышенной талией и имело каркасную основу. Лиф платья был узким и застегивался на пуговицы (аристократки вместо пуговиц использовали драгоценные подвески). Декольте имело форму прямоугольника или овала. Костюм дополнял отложной воротник, украшенные кружевами. Рукава платья, зауженные и перехваченные лентой в нескольких местах, также украшались кружевами и высокими отложными манжетами.
Слайд 20Прически мужчин и женщин были многообразны, основным же новшеством этого века
были парики. В целом, можно сказать, что все прически состояли из затейливо уложенных локонов.
Слайд 21Простые горожане одевались в удобную и добротную одежду темных, в основном
серых цветов, т. к. им не разрешалось носить одежду ярких цветов.
Слайд 23На этом занятии мы начинаем коллективную работу на тему
«Бал эпохи Средневековья»
Продумайте основной комплект костюмов участников. Нарисуйте карандашом фигуру в парадном платье и выполните работу в цвете.
Украсить одежду мелкими деталями
Творческое задание
Слайд 24Домашнее задание:
доработать рисунок, вырезать и принести. Эту же тему мы
продолжим на следующем уроке, прошу принести иллюстрации с изображением интерьеров замков и дворцов.
Слайд 25http://mir-kostuma.com/19-vek/item/54-20-vek
Использованные ресурсы:
http://starina-rus.ru/zelenin-p/national_clothes_china.php
http://anashina.com/kitajskij-imperator-i-drakon/
http://messiah.jnm.ru/dress.shtml?print
http://messiah.jnm.ru/dress.shtml?print
http://born-of-fashion.couturiers.ru/76/903.htm
http://fashionstime.ru/?p=1336#more-1336