Слайд 1ОБРАЗ И МЫСЛЬ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 2Инновационная образовательная технология «Образ и мысль» является национальным вариантом американской программы
«Стратегия визуального мышления.
В ее основу положены теории выдающихся психологов Л. Выготского и Ж. Пиажэ. Технология разработана в Санкт-Петербургском университете и прошла апробацию в течение 10 лет в школах и детсадах г. Санкт-Петербурга. Уникальность этой технологии заключается в том, что она ориентирована на организацию взаимодействия учеников с произведениями искусства, а не на передачу информации.
Технологию можно использовать в рамках конкретных предметов: литература, русский язык, изо и музыка, искусство и МХК.
Слайд 4совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
используется активизирующая детей форма соревнования;
диалоговая форма;
инициируется творческая
активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы).
Слайд 5Технологические приемы
Фасилитированная («направленная») групповая дискуссия
Прямой и обратный порядок работы с картиной.
Ассоциативные
параллели
Слайд 6Фасилитированная
(«направленная») групповая дискуссия.
Перед классом ставится задача: обосновать версию замысла художника
через описание увиденного фрагмента или картины, а результат групповой работы озвучить перед классом. После выслушивания всех групп проводится анализ всех групп, выявляются точки соприкосновения и разногласия в видении картин.
Слайд 7Кто дорисует? Дети по желанию дорисовывают рисунок по деталям, частям предметов, животных.
Слайд 8Рисунки-путешествия.
«Путешествуя» по лесам, лугам, океанам, морям, по временам года, дети делают
зарисовки в альбоме, на отдельных листах, рисуют красками, применяя разную технику — мазком, пятном, тычком, передавая сюжеты в цвете, смешивая краски, комментируя свои действия.
Слайд 9Линия-волшебница.
Учитель рассказывает о линии, стройной и ровной, которая решила попробовать быть
другой: линия-облако, линия-завиток, линия-волна и т.д. Рисовать красками, карандашами, фломастерами.
Слайд 10Прямой и обратный порядок работы с картиной.
Рассмотрение картины, погружение в ее
художественный мир можно начать со всей картины. А потом ее разбивки на фрагменты (прямой порядок) и наоборот. А можно разбить на фрагменты, а затем постепенно увидеть ее всю(обратный порядок).
Слайд 11детали и восприятие изображения в целом
Кто больше увидит. У каждого на листе
нарисованы 5—6 различных фигур в разных позициях. Дети должны из них сделать полные рисунки.
Слайд 13На лист бумаги наносим самые разнообразные линии — округлые, ломаные, прямые,
напоминающие незаконченный рисунок. Линии наносятся простым карандашом. Ребенок выполняет рисунок в цвете, дополняя и заканчивая его. Обязательным должен быть рассказ о рисунке.
На листах изображены геометрические фигуры. Детям предлагается определить, на что они похожи, а потом нарисовать «увиденный» образ. Рассказ обязателен.
Слайд 14Графическое рисование
— рассказывание. Учитель начинает рассказ и сам рисует то, о
чем говорит. Все дети рисуют рассказ на своих листах. На самом интересном месте рассказ прерывается. Далее обучающиеся сами сочиняют продолжение рассказа (сказки) и графически его изображают.
Можно предложить разделить лист на части и в каждой части-страничке рисовать определенный сюжет. В следующий раз дети могут использовать эти рисунки, как эскизы, для рисования акварелью в цвете.
Слайд 15Основные особенности проведения занятий по технологии «Образ и мысль» заключаются в
следующем:
содержание материала имеет занимательную форму:
- занятие должно быть интересно учителю и ученикам, и родителям;
· развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации:
- я сижу в стороне, близко, мне плохо видно;
- я не понимаю жестов и мимики учеников;
- на вопрос «Что я думаю по этому поводу?» - ответ «Возможно …»;
· совместный характер деятельности:
- я не знаю так же, как и вы; давайте вместе разбираться;
- работа в группах;
· полнота «проживания-переживания»:
- рассказ не только о том, что фактически видно, но и о том, что происходит и почему;
- какие эмоции это вызывает?
· используется активизирующая детей форма соревнования:
- разные группы разное видят;
Слайд 16Ассоциативные параллели
Учащимся предлагается провести параллель с произведениями искусств из других областей.
Что
я и сделала на уроке по искусству. Провела черту образа дороги на пример изобразительного искусства, музыки и литературы. Мы рассмотрели образ дороги в творчестве художника Саврасова «Распутье», «Зимняя дорога». В литературе образ дороги хорошо представлен у поэта Н.Некрасова, А Пушкина, С Есенина. Прочитали стихотворения этих авторов. В музыке образ дороги представлен в классической музыке, романсах и в песнях современных исполнителей. На последующих уроках учащимся предстоит проводить эту черту в искусстве к образу солнца и дереву. Это основные символы в искусстве.
Педагог в данной технологии является тьютером, «облегчающим понимание».
Слайд 17осуществляются выходы в другие предметные циклы:
- ….(самый широкий круг ассоциаций);
· занятия
организованы в диалоговой форме:
- даже 2 ученика уже ведут дискуссию;
· включены формы, способствующие усилению мотивации:
- сначала объяснить родителям, что это за предмет;
- экскурсии в музей – не просто обзор, а «выездной урок»;
· инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы):
- дети ищут информацию в музеях и в интернете.
На практике занятие проводится следующим образом:
Класс делится на две группы (оптимально от 6 до 12 человек).
Начинается обсуждение первого из предлагаемых произведений искусства.
Учитель задает наводящие вопросы в последовательности, изложенной в методике. Например: «Что мы видим на этой картине?», «Что здесь происходит?» и т.д.
Слайд 18Стратегия вопросов
Что Вы видите на этой картине?
Что происходит на этой картине?
Кто
этот человек? (Кто эти люди?)
Где это происходит?
Когда это происходит?
А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?
Кто видит еще что-нибудь?
А что еще Вы видите?
А что еще Вы видите кроме этого?
А что еще происходит?
Кто-нибудь видит что-то другое? И т.д.
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто видит что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?
Слайд 19вопросы системного подхода:
Кто, что? (объект);
Когда? (время);
Где? (пространство);
Как? (образ действия);
Зачем? (установление причинно-следственных
связей).
Слайд 20помогает
приобрести основы умения вглядываться в произведения искусства, научиться делать личные наблюдения
и умозаключения;
получить первичное представление о дискуссии, формировать умение аргументировать и четко формулировать свои мысли;
освоить первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
Слайд 21Результат:
развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения
слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др
Слайд 22заключение
Существует много увлекательных, оригиналь-ных концепций методик, прекрасно
проявив-ших себя на практике. Ценность технологии «Образ и мысль» в том, что она создаёт условия для развития ребенка в процессе общения с искусством, помогает формировать целостную личность, способствует социализации детей. Работа по этой технологии увлекает, развивает рефлексию и помогает самому педагогу в личностном росте.
Слайд 23Презентацию подготовила
учитель МБОУ «Ерцевская СШ»
Таранова Елена Александровна.