Презентация, доклад по ИЗО на тему Основы композиции

Содержание

Средства композицииформат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе

Слайд 1Композиция
Термин «композиция» происходит от лат. «composition», что означает составление, сложение, соединение

частей, приведение их в порядок.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «композиция – передача в рисунке или живописи линий, форм и образов, смутно еще рисующихся в воображении художника, и составление из них органичного целого, выражающего творческий замысел художника».
КомпозицияТермин «композиция» происходит от лат. «composition», что означает составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок. В

Слайд 2Средства композиции
формат,
пространство,
композиционный центр,
равновесие,
ритм,
контраст,
светотень,
цвет,
декоративность,


динамику и статику,
симметрию и асимметрию,
открытость и замкнутость,
целостность.
Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.
Средства композицииформат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию,

Слайд 3Требования композиции :
простота,
ясность,
естественность,
единство,
красота.

Требования композиции :простота, ясность, естественность, единство, красота.

Слайд 4Основное правило композиции
«Композиция считается правильной, когда ни одна ее часть не

может быть изъята или заменена другим без ущерба для целого»
Основное правило композиции«Композиция считается правильной, когда ни одна ее часть не может быть изъята или заменена другим

Слайд 5Типы композиции

Типы композиции

Слайд 61. замкнутая композиция («кулисная композиция»)

1. замкнутая композиция («кулисная композиция»)

Слайд 7Рафаэль
«Сикстинская мадонна»

Рафаэль«Сикстинская мадонна»

Слайд 82. открытая композиция (центробежная)

2. открытая композиция (центробежная)

Слайд 9Василий Поленов «Золотая осень»

Василий Поленов «Золотая осень»

Слайд 103. симметричная композиция

3. симметричная композиция

Слайд 11Виктор Васнецов «Три богатыря»

Виктор Васнецов «Три богатыря»

Слайд 124. асимметричная композиция

4. асимметричная композиция

Слайд 13В. Васнецов «Витязь на распутье»

В. Васнецов «Витязь на распутье»

Слайд 145. динамичная композиция

5. динамичная композиция

Слайд 16Мауриц Эшер «День и ночь»

Мауриц Эшер «День и ночь»

Слайд 17Н. Гончарова «Велосипедист»

Н. Гончарова «Велосипедист»

Слайд 18

6. статичная композиция

6. статичная композиция

Слайд 19К. Васильев
«Ожидание»

К. Васильев «Ожидание»

Слайд 20Виды композиции

Виды композиции

Слайд 21Многоплановая композиция Используется для передачи сложного исторического, жанрового или природного явления. В

ней создается иллюзия глубины пространства. Выделяется главная фигура, полнее раскрываются тематические черты во всех действующих лицах и окружающей предметной среде. Всему изображаемому придается наглядность и тем самым усиливается эмоциональная реакция зрителя на ситуацию.
Многоплановая композиция Используется для передачи сложного исторического, жанрового или природного явления. В ней создается иллюзия глубины пространства.

Слайд 23Фризовая композиция Показывает течение жизни во времени, последовательно развивающихся событий. Все фигуры

размещаются в пределах зрительной полосы (как буквы в строчке), они связаны друг с другом и смыслом, и движением, и ритмом. (Др. Египет, Греция, иконопись).
Фризовая композиция Показывает течение жизни во времени, последовательно развивающихся событий. Все фигуры размещаются в пределах зрительной полосы

Слайд 24Истома Савин. Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами

Истома Савин.  Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами

Слайд 25«Загробный суд Осириса»
из «Книги мертвых» Ани

«Загробный суд Осириса» из «Книги мертвых» Ани

Слайд 26Фронтальная композиция Двухмерность и небольшая глубина. Это панно, витражи.

Фронтальная композиция  Двухмерность и небольшая глубина.  Это панно, витражи.

Слайд 29Объемная композиция Имеет высоту, ширину, объем (глубину) и длину. Скульптурные изображения, архитектура.


Объемная композиция  Имеет высоту, ширину, объем (глубину) и длину. Скульптурные изображения, архитектура.

Слайд 32Глубинно – пространственная композиция Интерьерное производство (мебель, скульптура – малая пластика,

стенды и т.д.). Оформление комнат, театров, сцен и т.д.
Глубинно – пространственная композиция  Интерьерное производство  (мебель, скульптура – малая пластика, стенды и т.д.).

Слайд 36Законы композиции

Законы композиции

Слайд 371. Закон целостности и неделимости композиции

1. Закон целостности и неделимости композиции

Слайд 382. Выразительность композиции
Выразительность – это свойство художественного отражения действительности.
Она проявляет

себя только в законченном произведении, являясь конечным продуктом композиции, ее целью, вершиной.
Выразительность как воздействующее средство композиции проявляется главным образом в умении пользоваться контрастами.
2. Выразительность композицииВыразительность – это свойство художественного отражения действительности. Она проявляет себя только в законченном произведении, являясь

Слайд 39Контраст
– один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление 2

– х соотносящихся качеств с целью их усиления.

Цветовые
Светотеневые
Контраст– один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление 2 – х соотносящихся качеств с целью

Слайд 40Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого,

веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого,

Слайд 413. Уравновешенность (баланс)
- Статическая
- Динамическая
Варианты уравновешивания:
по массе и тону;
по цвету;
сами фигуры

и пространство между ними.
3. Уравновешенность (баланс)- Статическая- ДинамическаяВарианты уравновешивания:по массе и тону;по цвету;сами фигуры и пространство между ними.

Слайд 42Динамическое уравновешивание цветом

Динамическое  уравновешивание цветом

Слайд 43Статическое уравновешивание (по оси симметрии)

Статическое уравновешивание (по оси симметрии)

Слайд 444. Закон равновесия
3 источника:
- натура;
- закон зрительного восприятия натуры;
- закон картинной

плоскости (формат и линия горизонта).
4. Закон равновесия3 источника:- натура;- закон зрительного восприятия натуры;- закон картинной плоскости (формат и линия горизонта).

Слайд 45Формат

Формат

Слайд 47Линия горизонта
(линия горизонта ниже) (на уровне глаз)

(линия горизонта выше)
Линия горизонта(линия горизонта ниже)     (на уровне глаз)      (линия

Слайд 48Осень

Весна
Осень                Весна

Слайд 49длинная комната высокая комната

длинная комната     высокая комната

Слайд 505. Доминанта (выявление композиционного центра)

5. Доминанта  (выявление композиционного центра)

Слайд 51Композиционные правила

Композиционные правила

Слайд 521. Передача движения (динамика)

1. Передача движения (динамика)

Слайд 53Правило передачи движения: - если на картине используются одна или несколько

диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; - эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; - для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Правило передачи движения:  - если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет

Слайд 542. Передача покоя (статика)

2. Передача покоя (статика)

Слайд 55Правило передачи покоя: - если на картине отсутствуют диагональные направления; -

если перед движущимся объектом нет свободного пространства; - если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия; - если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.


Правило передачи покоя:  - если на картине отсутствуют диагональные направления;  - если перед движущимся объектом

Слайд 563. «Золотое сечение»
Образуется бесконечный ряд чисел: 1,2,3,5,8,13,21,…………
5
8
3
2

3. «Золотое сечение»Образуется бесконечный ряд чисел: 1,2,3,5,8,13,21,…………5832

Слайд 57                                                        
Логарифмическая кривая – «Спираль Жизни»

                                                         Логарифмическая кривая – «Спираль Жизни»

Слайд 58Выделение главного в композиции

Выделение главного в композиции

Слайд 59 Пространственное расположение (ближе, дальше, выше, ниже)

Пространственное расположение  (ближе, дальше, выше, ниже)

Слайд 602. Цвет

2. Цвет

Слайд 613. Свет
4. Размер.
5. Пространство между главной фигурой и другой группой.
6. Движение

(динамика).
3. Свет4. Размер.5. Пространство между главной фигурой и другой группой.6. Движение (динамика).

Слайд 627. Тон
Как средство выделения силуэта

7. ТонКак средство выделения силуэта

Слайд 63Приемы размещения композиционного центра живописного изображения на плоскости:

Приемы размещения композиционного центра живописного изображения на плоскости:

Слайд 64Рембрандт
«Возвращение блудного сына»
Смещение композиционного
центра относительно
геометрического центра холста

Рембрандт «Возвращение блудного сына»Смещение композиционного центра относительно геометрического центра холста

Слайд 65Доминанта

Доминанта

Слайд 67Смещение доминанты, относительно центра

Смещение доминанты,  относительно центра

Слайд 68Основные элементы и формы

Основные элементы и формы

Слайд 69Формы по происхождению: 1. Геометрические

Формы по происхождению: 1. Геометрические

Слайд 70Формы природные

Формы природные

Слайд 71Искусственно - абстрактные

Искусственно - абстрактные

Слайд 72

Линия – основной элемент

Линия – основной элемент

Слайд 73
Линия – элемент деления и объединения

Линия – элемент  деления и объединения

Слайд 74Упражнения по теме «Линия»

Упражнения по теме «Линия»

Слайд 75«Жесткие линии»

«Жесткие линии»

Слайд 76«Мягкие линии»

«Мягкие линии»

Слайд 77Упражнение по теме «Цвет»

Упражнение  по теме «Цвет»

Слайд 78Психологическая характеристика цвета
легкий
теплый
пассивный

активный

спокойный

торжественный

холодный

тяжелый

Психологическая характеристика цвета легкий теплый пассивный

Слайд 79Дополнительные цвета

Дополнительные цвета

Слайд 80Упражнения
по теме «Графическая композиция»

Упражнения по теме «Графическая композиция»

Слайд 811. Метод «спирали»

1. Метод «спирали»

Слайд 832. Шрифтовая
композиция

2. Шрифтовая композиция

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть