Презентация, доклад по ИЗО на тему: Лики женской красоты в русской живописи

Содержание

Рубеж XVII-XVIII вв. Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.

Слайд 1Лики женской красоты в русской живописи.
Работу выполняла
Воробьёва Наталья Петровна.
МБОУ

Лицея №1 им Г. С. Титова.
Лики женской красоты в русской живописи.Работу выполняла Воробьёва Наталья Петровна. МБОУ Лицея №1 им Г. С. Титова.

Слайд 2Рубеж XVII-XVIII вв. Этот период стал переломным для русской живописи. На

смену иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.
Рубеж XVII-XVIII вв. Этот период стал переломным для русской живописи. На смену иконописи приходит светская живопись. С

Слайд 3Старость в самых разнообразных вариантах всегда заново захватывала Рембрандта: как характерная

реальность, как модель для библейских персонажей, как загадочный ответ на ищущие запросы искусства и, наконец, как видимое, постоянно замечаемое присутствие прожитой жизни. Этот интерес к жизни и поиск правдивости стали впоследствии главными пунктами нападения со стороны классицистической художественной критики.
Старость в самых разнообразных вариантах всегда заново захватывала Рембрандта: как характерная реальность, как модель для библейских персонажей,

Слайд 4Рембрандт «Портрет старушки» 1654 год. Местонахождение: государственный музей изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина.
Рембрандт  «Портрет старушки» 1654 год. Местонахождение: государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Слайд 5Портрет А. П. Струйской отличают особая утонченность и трепетная одухотворенность. Написанное

переливами пепельно-розового и бледно-золотого цветов (что усилено прозрачной лессировкой) лицо молодой женщины словно выступает из легкой таинственной дымки. Темно-карие внимательные глаза, нежные губы и легкий румянец на молодом прекрасном лице, открытое декольте делают Александру Петровну пленительной и очаровательной
Портрет А. П. Струйской отличают особая утонченность и трепетная одухотворенность. Написанное переливами пепельно-розового и бледно-золотого цветов (что

Слайд 6Ф. С. Рокотов «портрет А. П. Струйской». 1772 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская

галерея.
Ф. С. Рокотов «портрет А. П. Струйской». 1772 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.

Слайд 7Картины представляют зрителю жизнерадостных, преис­полненных девичьего задора и красоты юных девушек.

Задачей художника было запечатлеть смолянок не в привычных парадных портретах, а попытаться уловить индивидуальные черты каждой, максимально раскрыв характер в театральных постановках. Это как нельзя лучше отражает и общую атмосферу екатерининской эпохи, отличавшейся обилием балов-маскарадов, любимых императрицей.
Картины представляют зрителю жизнерадостных, преис­полненных девичьего задора и красоты юных девушек. Задачей художника было запечатлеть смолянок не

Слайд 8Д.Левицкий «Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской 1773 год.

Д.Левицкий «Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской 1773 год.

Слайд 9Алимова Глафира Ивановна (1758-1826) - дочь полковника Ивана Акинфиевича Алимова. Воспитанница

Смольного института благородных девиц (1764-1776), закончила его с золотой медалью; была одной из лучших арфисток того времени. С 1776, фрейлина Екатерины II. Ее первым мужем был A. A. Ржевский,писатель, член Российской академии наук.
Алимова Глафира Ивановна (1758-1826) - дочь полковника Ивана Акинфиевича Алимова. Воспитанница Смольного института благородных девиц (1764-1776), закончила

Слайд 10Д.Левицкий «Портрет Г. И. Алымовой» 1775 год.

Д.Левицкий «Портрет Г. И. Алымовой» 1775 год.

Слайд 11На обороте подрамника современный портрету бумажный ярлык с надписью пером: Портрет

написан Рокатавым в Москве 1780 году сентября 23 дня а мне от рождения 20 лет шести месяцев и 23 дней. Поступила в 1917 г. из собрания Ю. А. Новосильцева (ранее собрание Новосильцевых в имении «Кочемирово» Тамбовской губернии). Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 5638.
На обороте подрамника современный портрету бумажный ярлык с надписью пером: Портрет написан Рокатавым в Москве 1780 году

Слайд 12Фёдор Рокотов, Портрет варвары Ермолаевны Новосельцевой 1780 год.

Фёдор Рокотов, Портрет варвары Ермолаевны Новосельцевой 1780 год.

Слайд 13Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой отличают спокойствие и умиротворённость. Перед зрителем жена,

мать семейства, милая и обаятельная женщина. Детали костюма и обстановки — модная в те годы жёлтая персидская шаль, воздушный кисейный воротник платья, золочёная спинка кресла — выписаны удивительно тонко. Но наиболее привлекательны доброе, отзывчивое, немного печальное лицо героини и взгляд её тёплых, бархатистых глаз. Кипренский привносит в мир каноны нравственной чистоты, как бы заставляет нас оценить себя по ним, приглашая в мир, где нет лжи, где царит гармония и покой.
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой отличают спокойствие и умиротворённость. Перед зрителем жена, мать семейства, милая и обаятельная женщина.

Слайд 14Портрет Д. Н. Хвостовой О. Кипренский 1814 год.

Портрет Д. Н. Хвостовой О. Кипренский 1814 год.

Слайд 15В небольшой по размерам, почти миниатюрной работе, Венецианов создает яркий и

убедительный образ русской крестьянки, полный высокой поэзии и правды. Лаконичность композиции придает произведению монументальность, значительность. На фоне колосьев, величественно заполняя пространство холста, изображена жница с серпом в руке. Чередование округлых линий кокошника, лица, серпа придает работе впечатление завершенности, ясности. Недвижность, предстояние героини создает настроение торжественности.
В небольшой по размерам, почти миниатюрной работе, Венецианов создает яркий и убедительный образ русской крестьянки, полный высокой

Слайд 16Алексей Венецианов «жница» 1820 год.

Алексей Венецианов «жница» 1820 год.

Слайд 17На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII

века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения: кажется, что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, в которых бунтарку везут на допрос, свист мальчика, бегущего за санями.
На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза

Слайд 18Алексей Венецианов «На пашне» 1820 год.

Алексей Венецианов  «На пашне» 1820 год.

Слайд 19"Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под

настоящим виноградником в саду",- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.

Слайд 20К.Брюллов «Итальянский полдень» 1827 год.

К.Брюллов «Итальянский полдень» 1827 год.

Слайд 21На оборотной стороне холста не указано ни точной даты, ни имени

этой девушки. В каталогах Русского музея, а также во всех справочных изданиях и монографиях датирован портрет условно - 30-е годы, и название столь же условное -"Девушка в платке" или "Девушка в клетчатом платке". Не встречается упоминаний об этом портрете ни в письмах художника, ни в воспоминаниях его близких. Скромный этюд, сделанный с крестьянской девушки, по-видимому, быстро, в один-два сеанса. Между тем сама возможность появления его на свет была в некотором роде событием в истории русской живописи.
На оборотной стороне холста не указано ни точной даты, ни имени этой девушки. В каталогах Русского музея,

Слайд 22А. Венецианов «Девушка в клетчатом платке» 1830 год.

А. Венецианов «Девушка в клетчатом платке» 1830 год.

Слайд 23Про эту картину мало чего известно. Она находится в Третьяковской галерее.

Про эту картину мало чего известно. Она находится в Третьяковской галерее.

Слайд 24А.Иванов «Девочка альбанка в дверях» 1830 год.

А.Иванов «Девочка альбанка в дверях» 1830 год.

Слайд 25Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, к которому он часто

обращался, художник не ограничился задачами простой иллюстрации. Не случайно выбор сюжета совпал с приездом Брюллова в Москву накануне святок. Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана.
Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, к которому он часто обращался, художник не ограничился задачами простой

Слайд 26К.Брюллов «Гадающая Светлана» 1836 год.

К.Брюллов «Гадающая Светлана» 1836 год.

Слайд 27Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с

названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту. Он не захотел сочинять «сложную» композицию, подробно рассказывая о бедствии. Может быть, прежде и показалось бы соблазнительным изобразить гроб, стоящий на столе в убогом жилище, толпу кредиторов, осаждающих испуганную молодую женщину, оставшуюся без покровительства, судебного исполнителя, руководящего накладыванием печатей на имущество, старушку няню, тщетно пытающуюся урезонить незваных пришельцев, и прочее , но сейчас ему интересно было не столько событие в неприглядной живописности его бытовых подробностей, сколько сама несчастная и ее горести.
Мысль об этой картине зародилась в нем (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с

Слайд 28«Вдовушка» П. Федотов 1851 год.

«Вдовушка» П. Федотов 1851 год.

Слайд 29Это - самое значительный портрет работы П.А.Федотова. Как и в других

работах Художник объединяет портретную и жанровую задачу. Он детально воссоздает среду, в которой пребывает модель, вводит действие – игру на фортепиано. Но он, как будто, прерывает эту игру, поворачивая голову и взгляд девушки в сторону зрителя, отвлекая модель от занятия. Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели. Девушка предстает перед нами во всей сложности своего душевного бытия, в период пробуждения чувств, целеустремленного движения к будущему. Взгляд ее выражает сложные душевные переплетения. В нем есть одновременно и доверительность, и настороженность, желание впустить стороннего наблюдателя в мир своих чувств и вместе с тем отгородиться от него. Он свидетельствует о том, что сама душа юной Жданович еще в становлении, в процессе формирования.
Это - самое значительный портрет работы П.А.Федотова. Как и в других работах Художник объединяет портретную и жанровую

Слайд 30Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно П. Федотов 1854 год.

Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно П. Федотов 1854 год.

Слайд 31Приобретена в 1982 г. у И. В. Альтман-Щеголевой, вдовы художника. Произведение записано

в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером Ж-975.
Приобретена в 1982 г. у И. В. Альтман-Щеголевой, вдовы художника. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской

Слайд 32«Дама на веранде» В. Борисов-Мусатов 1870 год.

«Дама на веранде» В. Борисов-Мусатов 1870 год.

Слайд 33Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрел

у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья.
На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артемово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артемово. Изображенный за правым плечом девочки деревянный гренадер, был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.
В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, вбежала в дом и взяв персик присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате, изображенной на картине. Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:
За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награжден премией Московского общества любителей художеств.
Справа внизу подпись: Серовъ 87. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 г. у А. С. Мамонтовой.
Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрел у дочери писателя Сергея Аксакова в

Слайд 34«Девочка с персиком» В. Серов 1875 год.

«Девочка с персиком» В. Серов 1875 год.

Слайд 35Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре,

во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879. Холст, масло. ГТГ. Приобретена П.М.Третьяковым в 1879 году у автора
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки

Слайд 36Царевна Софья И. Репин 1879 год.

Царевна Софья И. Репин 1879 год.

Слайд 37Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин

В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.    Грусть девочки очень взрослая. Печаль в ее глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, темные глаза, нежно-алые губы – формируют легко читаемый образ ребенка с трудной судьбой. В Аленушке совсем нет ничего сказочного, фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчеркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.    Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть - с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится...
Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет,

Слайд 38В. М. Васницов «Алёнушка» 1881 год. Местонахождение государственная Третьяковская галерея

В. М. Васницов «Алёнушка» 1881 год. Местонахождение государственная Третьяковская галерея

Слайд 39Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета. Надменное выражение лица выдает

натуру избалованную, капризную. Художник в качестве модели выбрал, несомненно, красивую девушку. Большие черные глаза в окружении пышных ресниц, полные губы, густые брови, мягкий овал лица, восточный нос. Гордо взирает восточная красавица на зрителя, сидя в открытой коляске.
Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета. Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную. Художник в качестве

Слайд 40И. Н. Крамской «Неизвестная». 1883 год. Местонахождение: государственная Третьяковская галерея.

И. Н. Крамской «Неизвестная». 1883 год. Местонахождение: государственная Третьяковская галерея.

Слайд 41Иван Есаулков Куда по улице она Идёт в вечерний час одна, Скромна, довольно миловидна?

- Спешит на курсы, очевидно! А Петербург сырая мгла Туманом серым облегла, И перспектива улиц тонет В расплывчатом и влажном фоне. Как мастерски передаёт Её движение вперёд Художник! Прямо перед нами, С большими ясными глазами, Она возникла - и черты Полны девичьей красоты! В простые туфельки обута, И характерны атрибуты Одежды - белый воротник И грубый свитер... Связка книг... Готова послужить Отчизне Она, и образ полон жизни!.. А клетчатый и толстый плед Дополнит девичий портрет, Что скомпонован гармонично И выписан весьма лирично!..
Иван Есаулков Куда по улице она Идёт в вечерний час одна, Скромна, довольно миловидна? - Спешит на

Слайд 42Н. А. Ярошенко «Курсистка».1883 год местонахождение: Калужский областной художественный музей.

Н. А. Ярошенко «Курсистка».1883 год местонахождение: Калужский областной художественный музей.

Слайд 43Картина «На пашне. Весна» дает яркое представление об особенностях жанровой живописи

А. Г. Венецианова и является одним из его лучших произведений. Статная крестьянка в сарафане босиком величаво шагает по пашне и ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Низкая линия горизонта, редкие кусты и небольшие камни на поле придают женской фигуре монументальность.
Картина «На пашне. Весна» дает яркое представление об особенностях жанровой живописи А. Г. Венецианова и является одним

Слайд 44«Боярыня Морозова» В. Суриков 1884 год.

«Боярыня Морозова» В. Суриков 1884 год.

Слайд 45«Портрет Петрункевич, написанный Ге за год до его смерти, — самый

таинственный и труднообъяснимый среди его портретов», — считает ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Карпова. «Петрункевич приезжала вечером перед чаем… Становилась у окна и читала Герцена… За окном аллея из громадных тополей, освещенная кое-где солнцем, крик на все лады огромного количества грачей». Крик грачей остался там, в воспоминаниях ученика Ге. Здесь в картине царит благоговейная тишина. Через открытое окно в печальный сумрак старого дома льются ароматы осеннего сада — запах прелых листьев и свежей листвы. Девушка очень близко. Рядом теплый бархат ее платья. Она слегка прислонилась к прохладному стеклу. В стекле отразился легкий силуэт. Тихо отодвигается створка раскрытого окна. Отражение ускользает в прохладную глубину зазеркалья. И вдруг в гаснущих лучах заходящего солнца девушка у окна начинает казаться странно далекой. Ни дотронуться до нее, ни окликнуть. Не Наталья Ивановна Петрункевич — прекрасная дама из рыцарских времен, являющаяся в таинственном сиянии изумрудов и блеске золота.
«Портрет Петрункевич, написанный Ге за год до его смерти, — самый таинственный и труднообъяснимый среди его портретов»,

Слайд 46Портрет Н. И. Петрункевич Н. Ге 1893 год.

Портрет Н. И. Петрункевич Н. Ге 1893 год.

Слайд 47Сколько ни смотрю на эту картину, взгляд каждый раз, скользнув мимо

«виновницы», переходит на линии стен, окна, деревьев и домов, в него заглядывающих. Что с ними случилось? Почему они вдруг отклонились от своих горизонталей и вертикалей, пришли в движение и устремились куда-то вверх, влево? Так что крестьянская изба качнулась, словно колыбель, и поплыла, влившись в чей-то неведомый танец, такой странный для привыкшего к неподвижному, статичному фону глаза…
Сколько ни смотрю на эту картину, взгляд каждый раз, скользнув мимо «виновницы», переходит на линии стен, окна,

Слайд 48К. С. Петров-Водкин «Мать». 1915 год. Местонахождение: государственный русский музей Санкт-Петербург.

К. С. Петров-Водкин «Мать». 1915 год.  Местонахождение: государственный русский музей Санкт-Петербург.

Слайд 49Давайте посмотрим на прекрасные женские портреты художника. Женщины на портретах  Николая

Ге красивы, лучезарны, светоносны. Он часто рисовал свою жену, одну или с детьми. Этот портрет написан на побережье Неаполитанского залива в Вико, называется он «За чтением. Портрет А.П.Ге». Написан он в то счастливое время, когда художник с женой впервые приехали в Италию на пенсионерскую премию.  Вся картина наполнена светом и солнцем, кругом счастье, покой, умиротворенность.
Давайте посмотрим на прекрасные женские портреты художника. Женщины на портретах  Николая Ге красивы, лучезарны, светоносны. Он часто

Слайд 50«За чтением. Портрет жены» Н. Ге год не известен.

«За чтением. Портрет жены» Н. Ге год не известен.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть