Слайд 1Композиция кадра
Разработала: учитель ИЗО и черчения Рейтарова А. А.
Слайд 2Композиция
Видеофильм состоит из большого числа монтажных кадров, которые соединяются в определенной
последовательности.
важное требование к видеокадру – это простота и логичность композиционного построения. В видеокадре не должно быть ничего лишнего, что не служит непосредственно созданию образа и развитию действия. Напротив, все снятое должно соответствовать главной задаче – идее фильма. Важно найти правильное соотношение фона и действия на втором плане с изображением важных для сюжета объектов переднего плана, используя для этого приемы композиционного изобразительного решения, акцентирующие внимание зрителя на главных объектах.
Для выявления главного, наиболее важного в сцене и привлечения внимания к нему зрителя могут служить элементы композиции кадра:
переход на более крупный план,
ракурсное изображение предмета
светотональный акцент.
Слайд 3Кинематографические планы
Рассмотрим пример разбиения на планы картины В. Перова «Тройка»
Общий
план (1 – дальний, 2 – общий) показывает действие в целом в окружающей обстановке. Его роль описательная. Показ этого плана должна быть достаточно продолжительным для того, чтобы зритель успел рассмотреть его содержание.
Средние планы могут быть разными: средний дальний (3), средний (4), средний ближний (5). На среднем дальнем плане человек показан почти во весь рост, на среднем – немного приближенным, фигура показана примерно до колен, на среднем ближнем – почти по пояс. Кадры, снятые средними планами, позволяют увидеть действия людей.
На крупном плане (6) лицо человека занимает значительную часть площади кадра. С его помощью можно сосредоточить внимание зрителя на эмоциях человека, передать тончайшие нюансы мимики и душевное состояние. Показ крупным планом неодушевленных предметов позволяет не только акцентировать на них внимание, но и усилить драматическое содержание эпизода. Показ плана детали дает возможность рассмотреть мельчайшие подробности предметов или лица человека, например глаза.
Слайд 4При использовании глубинного плана действующие лица располагаются на разных расстояниях от
видеокамеры, и в одном кадре их изображения получаются разной крупности
В ряде случаев предметы должны быть показаны на экране в определенном отношении к фону, иначе будет получено неправильное представление об их размерах.
Слайд 5Принцип равновесия в кадре
Принцип равновесия, заключается в том, чтобы найти пропорциональное
соотношение правой и левой частей картины.
Несоблюдение этого принципа при построении композиции кадра лишает его стройности и изобразительной завершенности.
Слайд 6 Учитесь видеть, находить в изображении главное. Это можно делать, рассматривая репродукции
картин знаменитых художников.
Слайд 7Ракурс
Съемка с наклоном видеокамеры вверх или вниз, а также с необычной
перспективой изображения называется ракурсной.
На помещенных фотографиях показано ракурсное построение изображения: фото а – вид на действующих лиц сверху, фото б – вид на актера и здание снизу.
Снимая человека с нижней точки вверх, можно подчеркнуть его значимость; съемка с верхней точки может вызвать впечатление приниженности, угнетенности.
Иногда ракурсное построение кадра определяется просто взаимным расположением персонажей и их естественными точками видения. Так, ребенок видит людей и предметы с нижней точки.
Ракурсная съемка – очень сильный прием, и нужно научиться правильно им пользоваться в необходимых случаях.
Слайд 8Перспектива
Существует несколько видов перспективы: линейная, воздушная, тональная и цветовая.
С помощью этих
видов перспективы в изображении создается представление о глубине пространства перед видеокамерой.
Главное свойство линейной перспективы заключается в стремлении линий, идущих вглубь экрана, сходиться в одной точке.
Слайд 9Воздушная перспектива создает ощущение глубины пространства тем, что по мере удаления
предметы становятся все более высветленными, менее насыщенного цвета и нечеткими. Усилить или ослабить ощущение глубины пространства помогает композиционное построение кадра. Если на переднем плане поместить темные или не освещенные солнцем предметы, то впечатление глубины пространства станет более ощутимым.
Слайд 10Световой акцент
Для того чтобы сосредоточить внимание зрителя на основных персонажах фильма
и их действиях, сделать их более заметными, используется световой акцент, то есть выделение лучом прожектора главного в сцене