Слайд 1Чем рисовали художники прошлого.
Проект подготовила
Ученица 7-В класса
Рябцова Анна
Руководитель
проекта: Середа М.Н.
Слайд 2Цель проекта:
Исследовать чем рисовали люди в древности, из чего изготавливали
краски в прошлых веках,
чем отличаются современные краски от красок прошлого.
План доклада:
1.История рисунка.
2.Удивительная охра.
3.Тайна ляпис-лазури.
4.Из чего делали краски?
5. Появление масляных красок.
6.В поисках замены ляпис-лазури.
7. Ядовитая изумрудно-зелёная.
8.Из чего получают кармин?
9.Почему дёшевы современные краски?
Слайд 3Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были
бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён. Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность нарисовать и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет!
Слайд 4В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название
имеет греческие корни. Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Затем краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Такое покрытие было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени. Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.
Слайд 5Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации
удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя тысячелетия рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Слайд 7Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и
надёжность, а также сравнительно короткое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.
Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, одной из производных молока.
Слайд 8Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов.
«Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.
Слайд 9Натуральные компоненты вместе с ручным производством делали краски очень дорогими. Особенно
это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Слайд 10Всё изменилось в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах
занимался улучшением качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.
Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.
Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.
Слайд 11Однако существовало одно обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты,
используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.
Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.
Слайд 12Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением
морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль».
Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню!
А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
Слайд 13Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень
дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.