Слайд 1Андрей Петрович Рябушкин
«После Сурикова - это наш второй исторический живописец.
А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка."
(Бенуа А.Н.)
Автор: Патракова Л.П.-учитель ИЗО МБОУ СОШ № 17 Г. Йошкар-Олы
Слайд 2Андрей Петрович Рябушкин
Родился в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии в семье
крестьянина-иконописца.
Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества у В.Г.Перова
и И.М.Прянишникова и в петербургской Академии Художеств.
Слайд 3
Андрей Рябушкин родился 17 октября 1861 г. "от государственного крестьянина Петра
Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиной" (6) в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Отец и старший брат Рябушкина были известны как иконописцы, и сам он с детства начал рисовать; ребенком пел в церковном хоре (его музыкальность и позднее привлекала внимание). Помогая отцу и старшему брату в иконописных работах, А.П. Рябушкин приобретал первые навыки в живописной технике, задумывался о композиции и цвете. Близкий друг Рябушкина И.Ф. Тюменев (1855–1927) написал впоследствии: "Художество у него было в крови" (7). Отец будущего художника умер рано, и неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы не счастливое обстоятельство: летом в доме Рябушкиных останавливался бывавший наездами в Борисоглебском молодой художник А.Х. Преображенский. Рисунки крестьянского мальчика поразили его, и он стал давать уроки, а затем проявил большое участие в судьбе талантливого мальчика и помог уехать ему в Москву для обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Слайд 4Случай помог Рябушкину стать художником: его способности заметил гостивший в селе
студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. X. Преображенский. Он увез мальчика в Москву, определил его в Училище и принял самое Горячее участие в его судьбе. Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище, -«Нападение пиратов», «Масленичное гуляние» (1881, ГРМ), «Летний вечер в деревне» (1881, ГРМ) и др. — свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880, ГТГ). В этой картине уже чувствовались черты индивидуальности художника: тонкая наблюдательность, сдержанность и мягкость в передаче чувств, добродушная, снисходительная ирония. Рябушкин не окончил Московское училище. После смерти своего учителя В. Г. Перова он едет в Петербург и в 1882 году поступает в Академию художеств. Большую роль в его серьезной профессиональной подготовке сыграл преподаватель натурного класса П. П. Чистяков.
Слайд 5Крестьянская свадьба 1880г
В «Крестьянской свадьбе» еще не вполне проявился талант
Рябушкина — это еще не самостоятельная вещь.
Но яркая индивидуальность Рябушкина уже очевидна. А кроме того, картина насыщена фактурой — как чисто живописной, так и психологической, — потому-то она и служит значительной вехой на его недолгом художническом пути.
Слайд 7Снятие с креста (Голгофа), 1890
К моменту окончания Академии в 1890
г. молодой художник написал картину "Плач о Христе" — "Голгофу" (в дипломе работа названа "Снятие со креста" Президент Академии великий князь назначил Рябушкину на два года стипендию из "личных средств Августейшего Президента" Высочайшей оценкой творчества стало приобретение полотна П.М. Третьяковым для галереи.
Слайд 8Снятие с креста (Голгофа), 1890
Слайд 10Пир богатырей у ласкового князя Владимира, 1888
Слайд 11«В тереме.»
Рябушкин - автор разнообразнейших произведений: иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных
росписей, декоративных панно и живописных работ.
Слайд 13Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в
конце XVII века)
Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.
Слайд 14Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893
В
1893 году Рябушкин создал картину "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (ГТГ). Художник передал с тонкой ядовитой иронией чопорную важность и скуку, царящие на подобных "сидениях". Кажется, что восседают манекены в боярских одеждах, с равнодушными, безучастными лицами обсуждающие государственные дела. В этой картине художник впервые подошел к иному, совершенно своеобразному колористическому решению полотна. Если раньше он прежде всего стремился точно следовать натуре, то сейчас он ставит еще одну, не менее важную задачу - через общий красочный строй полотна раскрыть "дух истории".
Слайд 15Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893
Слайд 16Семья купца в XVII веке, 1896
Картина А.П. Рябушкина "Семья купца"
перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. "воочию увидел" запечатленные на полотне и "таинственно ожившие образы Древней Московии". Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: "Рябушкин именно не "исторический живописец" мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях..." (5).
Слайд 18Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899
В 1899 году Рябушкин
окончил одно из самых любимых полотен "Русские женщины XVII столетия в Церкви" (ГТГ). Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Плавным и певучим ритмом, редкой звучностью красок, светлой гармонией картина воспринимается подобно старинной мелодичной песне. Тонкая, изящная живопись напоминает и древние ярославские фрески, и драгоценную эмаль, и старинную миниатюру. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца" были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже.
Слайд 19Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899
Слайд 20Московская девушка XVII века. 1903.
Интерес к эпохе XVII века выразился
у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества того времени.
Слайд 21Московская улица XVII века в праздничный день, 1895
Избрав обычный эпизод
из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед зрителями оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние…
Слайд 22Московская улица XVII века в праздничный день, 1895
Слайд 23Свадебный поезд в Москве (XVII столетие), 1901
В 1901 году написана
одна из лучших картин художника "Свадебный поезд в Москве" (ГТГ). На полотне вновь оживает далекая Москва XVII века. Быстро движется шумная красочная процессия. На первом плане картины, на фоне темно-серого сарая, выделяется нарядная фигурка молодой печальной девушки, стремящейся уйти подальше от пышного и радостного торжества. Художник многое не досказал, предоставив возможность каждому воспринимать картину по-своему. С необычайной тонкостью передан пейзаж - тихий, задумчивый, пронизанный последними лучами заходящего весеннего солнца. Некоторые места холста едва тронуты кистью, часть деталей осталась в подмалевке, да и сам художник считал эту работу неоконченной, но все-таки картина воспринимается цельной, эмоциональной, выразительной.
Слайд 24Свадебный поезд в Москве (XVII столетие), 1901
Слайд 25Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе
родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.