Слайд 2Барокко - искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18
веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время, в искусствоведческих трудах - стиль, господствовавший в европейском искусстве между маньеризмом - искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время, в искусствоведческих трудах - стиль, господствовавший в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века.
Слайд 3Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством
и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсетБарочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Слайд 4А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ.
gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Слайд 5Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств —
променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Слайд 6В ВерсалеВ Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена
предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Слайд 7Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и
пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Слайд 13Купидоны провожают Адониса к Венере
Слайд 18Венера в
окружении
нимф и
купидонов
Слайд 40Юдифь
Считается
автопортретом
художницы
Слайд 51Святое
Семейство
на Пути в
Египет
Слайд 59Автопортрет
в образе
аллегории
Живописи
Слайд 63Юдифь,
обезглавливающая
Олоферна
Слайд 78Натюрморт с атрибутами искусства
Слайд 82Корнелис де Хеем. Натюрморт с цветами и фруктами
Слайд 83Корнелис де Хеем.
Натюрморт Vanitas с музыкальными инструментами
Слайд 84Разнообразные плоды и золотая посуда на столе, – традиционный символ vanitas.
Перевернутый кверху дном кувшин, из которого пролилось вино, обозначает быстротечность радости и удовольствий, которые доставляют человеку земные блага – богатство, еда, питье и т.д.
В этом контексте музыкальные инструменты являются знаками чувственной любви, а улитка, рожденная из грязи, символизирует грех. На заднем плане по стене вьется плющ – его рост вверх означает бессмертие. Персик и дыня изображены разрезанными не случайно – их семечки означают возможность возрождения к новой жизни.
Слайд 85Амброзиус
Босхарт
Старший
Букет цветов
Слайд 87Виллем
Класс
Хеда.
Завтрак
с омаром
Слайд 88Виллем Кальф. Натюрморт с пивным рожком
«Натюрморт с питьевым рожком гильдии стрелков
св. Себастьяна, омаром и стаканами»
Слайд 89Франс Снайдерс. Фрукты и овощной прилавок
Слайд 90Франческо Фиеравино. Цитроны и скрипка
Слайд 92Тип натюрморта-аллегории, представляющий пять чувств, распространяется во Франции в XVII веке.
Он состоит из предметов, символизирующих чувства, с помощью которых человек познает мир и живет в нем: зрение связано с зеркалом, вкус с фруктами, обоняние с цветами, слух с пением и музыкальными инструментами, осязание с деньгами и игральными картами.
Слайд 94Эти натюрморты имеют назидательный смысл, косвенно связанный с темой vanitas. В
произведении Линара главное место, с морально-нравственной точки зрения, отводится слуху. На переднем плане изображена книга гимнов со словами благодарения Богу «Laudate dominum», которая контрастирует с игральными картами и пустым кошельком на заднем плане – предметами искушения и соблазна.
Слайд 95Богэн Любен. Десерт с гофреттами
Слайд 96Филлип де Шампень. Натюрморт с черепом
Слайд 97Художники используют наиболее распространенные и очевидные символы vanitas. Цветок и песочные
часы обозначают быстротечность жизни, череп символизирует смерть.