Слайд 2
Декоративно-прикладное искусство(ДПИ)
(от лат. decoro
- украшаю) - раздел искусства, охватывающий
многие виды народных промыслов, связанных с созданием
художественных изделий, имеющих практическое
назначение в быту.
Народными промыслами называют районы,
где преобладает распространение определенного вида
народного искусства (резьба, роспись, вышивка, литьё,
гончарство, набойка, чеканка, интарсия и т. д.)
Слайд 3
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
обозначает художественное оформление бытовых предметов, окружающих человека (мебели, посуды и различной утвари, орудий труда, оружия, средств передвижения, а также тканей, одежды и всякого рода украшений, игрушек и т. д.)
Наряду с делением произведений ДПИ по их практическому назначению, утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, кера-мика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, вышивка, набойка, литьё, чеканка, роспись, гончарство, интарсия и т. д.)
Слайд 4Народные промыслы России.
Роспись.
Слайд 12ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЧЕРНЬ (чернение по
металлу).
Слайд 13 Каргопольская, Филимоновская и Дымковская роспись игрушек
Слайд 14ну и конечно же, всем известная - ХОХЛОМА
Слайд 15 Тема урока: «ХОХЛОМА.«Золотые узоры»»
Слайд 16
Орнамент (лат. Ornamentum — "снаряжение, вооружение" и от
Ornare — "вооружать, оснащать, снабжать необходимым") — отвлеченный тип изображения.
Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
Слайд 17 Роспись по дереву.
Не то дорого,
что чистого золота,
а то дорого,
что мастера доброго!
Хохлома.
Слайд 18 Хохлома - так называлось большое торговое село в
Горьковской области (Горький - ныне Нижний Новгород), куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.
Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.
История развития промысла «Хохломская роспись»:
Река Узола, вдоль которой расположены деревни, где родилась Хохлома.
Слайд 20 Технология промысла:
Выточенную на токарном станке или вырезанную из липы
или березы вещь сушат, затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости льняным маслом, обмазывают особым составом - вапой или жидкой глиной. Грунтованное изделие сушат в печи, многократно покрывают олифой- так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок серебристый металл (олово или алюминий). Втирание полуды называется лужением. Луженая вещь похожа на серебряную. Следом идет роспись художника. масляными красками. Последним таинством ведают лачила и печник. Лакированные в ручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160-180 градусов. Под пленкой закаленного лака все что было в росписи серебряным, становится золотым, а красные узоры еще больше горят на золотом и черном фоне. Поэтому и называют Хохлому «золотой» и «пламенной».
Это – «бельё».
Луженая и расписанная кружка
Слайд 22
Инструменты и материалы:
-Тонкие кисточки(которые они часто делают
сами из беличьих хвостов); "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
-Хохломская роспись выполняется масляными красками. Основные цвета - красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.
-Дерево - удобный и доступный материал для создания предметов быта.
Слайд 23Виды хохломской росписи:
Хохломская роспись
бывает двух видов:
верховое
письмо и
фоновое письмо .
Слайд 24
Верховое письмо
-это травная роспись,
роспись «под листок».
Слайд 25
Фоновое письмо:
- это «кудрина»,
роспись
«под фон».
Слайд 26 Характеристика
верхового письма:
Верховое письмо выполняется по
серебристому фону изделия сверху черной, красной, зеленой и желтой красками. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
Слайд 27 Узор травка
Все элементы травного орнамента
рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Самые маленькие и тонкие травинки называются «осочками». «Осочки» рисуем сверху вниз без нажима на кисть . Нажим только в середине.
«Травинки» – выше и толще , поэтому рисуем их с нажимом на кисть, особенно в середине.
Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это -«капельки».
«Завитки»-это то же, что и «усики», только уже с нажимом на кисть.
«Кустики» состоят из осочек, травинок и капелек.
Слайд 28 Травный орнамент
Все
элементы орнамента располагаются на основном стебле, веточке – «КРИУЛЬ».
Плавной линией ведется «усик» слева на право, закругляем вниз, превращаем его в завиток, второй «усик» проводим так же неотрывно, и кончик снова закругляем, но уже вверх, и т.д.
В орнаменте ритмично чередуются «завитки» и «кустики».
На последнем этапе прописываются «осочки» и «капельки».
Слайд 29 Роспись «под листок»
Разновидностью «травного»
письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)
Слайд 30 Роспись «под фон»
Фоновое письмо более трудоемкое. Начинают с прописки контурного
рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным или черным) покрывают серебристый фон вокруг рисунка, оставляя узор не закрашенным. Растительный узор получается золотистым. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, -
приписка. Ее делают по уже
высохшему фону, используя
всю цветовую палитру хохломы.
Слайд 32 «Кудрина»
Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «
под фон» и пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов , плодов и широких листьев, составленных из округлых кудреватых завитков, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись «кудрина» напоминает ковер. Кудрявятся травки, веточки, усыпанные ягодками и цветами.
Слайд 34Современное состояние промысла
Угасавший в начале 20 в. промысел,
в современное время возродился; в 20-х — начале 30-х гг. мастера объединились в артели.
В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись»
в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, мебель, сувениры и пр. Работу мастеров хохломской росписи можно увидеть на различных выставках.
.
Слайд 35Столовый набор
дерево, роспись, лак
Удалова В.А.
/с. Семино, ЗАО «Хохломской художник»
Ковш «Лебедь»
лак, дерево,
роспись
/с. Семенов, ЗАО "Хохломская роспись»
Кружка, сахарница, солонка
дерево, роспись, лак
/с. Семенов, ЗАО «Хохломская роспись»
Выставки
Слайд 37 Узор тра
Все элементы травного орнамента
рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине.
Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки».
«Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.