Слайд 1Густав Курбе
«Историческая картина одного погребения в Орнане» (1849 – 1850)
Слайд 2«Похороны в Орнане»
крупноформатная картина, написанная в 1849—1850 годах французским художником Гюставом
Курбе (1819—1877) в знак уважения к памяти своего деда Удо, республиканца эпохи Великой французской революции, оказавшего сильное влияние на формирование политических взглядов Курбе.
Размер картины — 315 × 668 см
Слайд 3«Похороны в Орнане»
На полотне расположено около пятидесяти фигур в натуральную величину:
мэр, нотариус, кюре, весь церковный притч, соседи, друзья, родственники автора.
Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции.
Слайд 4«Похороны в Орнане»
Образы картины портретны и одновременно гротескны, написаны с преувеличением
каких-то конкретных черт.
Слайд 5Художник подчеркивает натуралистические детали: люди, несущие гроб, отворачивают от него лица,
на краю могилы лежит череп из какого-то прежнего захоронения
Слайд 6«Похороны в Орнане»
Курбе не просто констатирует факты, он акцентирует внимание на
обыденной жизни, на значительности привычных событий и делает это средствами живописи.
Слайд 7«Похороны в Орнане»
Какими средствами, на Ваш взгляд, художник передает повседневность жизни?
Слайд 8«Похороны в Орнане»
Курбе делает это с помощью цвета. На фоне скал,
серого неба, доминирующего черного траура глубокий красный цвет одежд причетников производит особое впечатление.
Слайд 9«Похороны в Орнане»
Фигуры с обнажёнными головами расположены по краям композиции. Слева
- дед Курбе, к этому времени уже покойный. Он наблюдает за похоронами с видом доброжелательного хозяина.
Слайд 10Обратите внимание на лица церковных сторожей. Что выделяет их из числа
других персонажей?
Слайд 11Многие критики полагали, что красные лица церковных сторожей говорят об их
пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание.
Слайд 12В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и
женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур - мать Курбе и три его сестры.
Слайд 14«Похороны в Орнане»
Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и
вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков.
Большинство считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна.
Слайд 15«Похороны в Орнане»
«Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает
к себе внимание... В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации.
критик К. Виньон писал[5]:
Слайд 16«Похороны в Орнане»
..Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и
облиты презрением. Можно увидеть черных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры черных женщин, а позади причетники и могильщики с гнусными физиономиями...»
критик Клод Виньон
Слайд 17«Похороны в Орнане»
Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он
акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти.
Слайд 18«Похороны в Орнане»
На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен
Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты.
Считалось, что теперь Курбе выступил не только против классицизма академии, но и против романтизма.
Слайд 19«Похороны в Орнане»
Одним из главных выразительных средств в картине является цвет:
сочетание чёрного и белого.
Однако о реальном цвете картин Курбе сейчас судить трудно: они сильно потемнели со временем. Причина этого – использование коричневой краски – битума: высыхая очень медленно, он растекается в соседние красочные слои, вызывая необратимое потемнение.
Слайд 20«Похороны в Орнане»
«Курбе универсален. В "Похоронах в Орнане" плачущие женщины –
это все женщины, собака – это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе»
Антуан Бурдель
Слайд 21Оноре́ Викторе́н Домье́
(1808 — 1879)
- французский художник-график, живописец и
скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Слайд 22
Оноре́ Викторе́н Домье́
Родился в Марселе в семье стекольщика. С детства
увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
! Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
Слайд 23Оноре́ Викторе́н Домье́
В 1832 г. за карикатуру на короля Луи-Филиппа
(«Гаргантюа») Домье был на полгода заключен в тюрьму.
Слайд 24Оноре́ Викторе́н Домье́
Двенадцать лет Домье работал в журнале «Карикатура» и
тридцать девять лет в газете «Шаривари» (1835—1874).
Героями сатирических рисунков Домье, были министры и депутаты, царствующая династия и пэры Франции, судьи и адвокаты, цензоры и чиновники, приспособленцы и авантюристы, занявшие правительственные посты.
Слайд 25Оноре́ Викторе́н Домье́
Надеясь «приручить» неугомонного художника, правительство Наполеона III, прозванного
«Наполеоном маленьким», решило преподнести Домье орден Почетного легиона. От этой награды он отказался. Свое право присутствовать на заседаниях палаты депутатов Домье использовал для пристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров и депутатов.
Слайд 26Оноре́ Викторе́н Домье́
После заседания палаты Домье принимался за портретные шаржи,
выполняя их в различной технике.
Эти портретные шаржи Домье «собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во что превращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхают табак либо болтают друг с другом отупевшие старцы.
Слайд 28Оноре́ Викторе́н Домье́
Домье обращался и к положительному герою, к образам
рабочих. Так, в ответ на расправу солдат с восставшими рабочими Домье создал литографию «Улица Транснонэн» (1834).
Слайд 30«Улица Транснонэн»
«Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и
продиктованная благородным негодованием»
Шарль Филипон
Картина появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания.
Слайд 31«Улица Транснонэн»
Отряд правительственных войск ворвался в жилище рабочего и истребил всю
семью, не щадя ни детей, ни стариков.
Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста.
Слайд 32Оноре́ Викторе́н Домье́
В литографии «Не суйтесь!» изображен грозный молодой рабочий
типографии, охраняющий территорию с надписью «Свободу печати!». Сатира Домье направлена в адрес душителей независимой прессы, изображенных с портретным сходством; тут и король Луи-Филипп, и глава Совета министров Гизо, и прокурор Персиньи; не забыт даже выгнанный из Франции Карл X Бурбон.
Слайд 33Оноре́ Викторе́н Домье́
После 1835 года, когда политическая карикатура была запрещена
правительственным декретом, Домье обратился к социально-бытовой сатире.
В «Добрых буржуа» и в «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей и адвокатов.
Слайд 34Оноре́ Викторе́н Домье́
В живописных произведениях Домье — главным образом положительные
герои, люди, зарабатывающие хлеб насущный честным трудом.
В его живописи нашла отражение тема революции. Картины Домье отличаются сдержанностью колорита, напряженными светотеневыми контрастами.
Слайд 36«Прачка»
На картине изображены две фигуры: женщина-мать и дочка — старательная «помощница»,
не по-детски серьезная.
Будничному явлению придано большое социальное звучание. Такие женщины, как эта прачка, умеют сохранить достоинство и твердость характера в любых испытаниях, выпавших на их долю.
Слайд 37«Прачка»
«Прачка» противопоставлена изнеженным аристократкам и «синим чулкам», не по возрасту кокетливым
и жеманным, которых высмеивал Домье.
В картине выражены сердечность, забота прачки. Ее сильные руки могут и нести тяжесть — узел белья, только что выполосканного в реке,— и ласково помогать малышке взбираться по лестнице на закованную в гранит набережную Сены.
Слайд 38«Ноша» (Прачка), между 1850-1853
Слайд 39«Ноша» (Прачка)
Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая
ярость стихии. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед.
Живописец создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. Женщина здесь - воплощение безысходности. Полотно выполнено в сумрачном, темном колорите.
В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Слайд 40«Вагон третьего класса», 1863-1865
Слайд 41«Вагон третьего класса», 1863-1865
На этом полотне Домье изображает вагон третьего
класса, наполненный людьми, едва освещаемыми светом из окон. Изможденные лица персонажей отражают безропотное подчинение трудностям обыденной жизни.
Женщина на первом плане кормит младенца, а сломленный усталостью мальчик, сидящий рядом со старухой, забылся сном. Тень улыбки, пробежавшая по его лицу, показывает безоружную наивность мира детей перед лицом страданий и нищенской жизни.
Слайд 47ОНОРЕ́ ВИКТОРЕ́Н ДОМЬЕ́
Домье иллюстрировал басни Лафонтена, комедии Мольера и «Дон-Кихота»
Сервантеса. Написал портреты Дюма-отца, композитора Берлиоза, пейзажиста Теодора Руссо. Но к портретному жанру Домье обращался редко, возможно, потому, что его наблюдательность глубже проникала в жизнь общества, в злобу дня, чем в индивидуальный характер.
Домье принадлежит почетное место в семье великих мастеров искусства. Его именем назван Международный клуб карикатуристов, организованный в 1958 году.
Слайд 48Реализм Г. Курбе и О. Домье
Домье был единственным реалистом, разделившим с
Курбе историческое понимание этого термина. От него исходит политический и социальный бунт, который проявляется в некоторых его гравюрах с мощными акцентами и в его поразительных по силе экспрессии картинах.
Но очень личностное противопоставление света и тени и четко выделенные объемы значительно удаляют эти произведения от традиционного реализма.