Слайд 1Идеология и культура СССР в послевоенное время
Презентацию подготовила
Мусаева Диана
Слайд 2Идеология и культура в послевоенный период.
Культура – одна из важнейших областей
общественной жизни. В современном обществе, в изучении его исторического развития существует понятие: культура – всегда включала и включает в себя, прежде всего образование – умственное и нравственное (В.И. Даль).
В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять тотальный контроль над духовной жизнью народа, используя идеологический комплекс, в состав которого входили несколько основных компонентов.
Большой акцент делался на укрепление национально-патриотического чувства. В массовом сознании развивалось ощущение участия в новом великом деле - восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба.
При этом пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство
Слайд 3Сталин Иосиф Виссарионович - советский государственный и партийный деятель
Слайд 4Литература
В ходе борьбы с возникшими элементами свободомыслия были приняты постановления
по проблемам литературы. Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) обвинил издательство Советский писатель в переиздании порочивших советскую действительность и государственный аппарат книг Двенадцать стульев и Золотой теленок. Постановления О журналах Звезда и Ленинград (1946 г.) содержали беспощадную критику творчества М.Зощенко и А.А.Ахматовой. Позднее появились аналогичные постановления: О журнале Крокодил (1948 г.), Огонек (1948 г.), Знамя (1949 г.). Итогом этого идеологического наступления стало закрытие ряда журналов, запрещение некоторых литературных произведений.
Слайд 7ТЕАТР И КИНО
Вслед за литературой было "усилено партийное руководство" театром и
кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным "пафосу борьбы за коммунизм". Критиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, "идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож", за "внедрение в репертуар театров пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль".
4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное критике "безыдейности" ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы: "Большая жизнь" (2-я серия) Л.Лукова, рассказывающей о трудностях восстановления Донбасса после войны (бал раскритикован за "фальшивое изображение партийных работников" и отсутствие показа "современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток"); "Адмирал Нахимов" В.И. Пудовкина; "Иван Грозный" (2-я серия) С.М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя - нерешительного и бесхарактерного, "типа Гамлета", неправильно, в негативном виде показана опричнина).
Слайд 8
Критике были подвергнуты также выдающиеся кинорежиссеры Г.Козинцев, Л. Трауберг
Слайд 9МУЗЫКА
В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление "О декадентских тенденциях
в советской музыке", где критике подвергся Мурадели за "пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности".
После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле. Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее
от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь - в освоении огромного классического наследия.
Слайд 11ОБРАЗОВАНИЕ
Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования.
Война
и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим образованием и недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе
Слайд 13В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось
около 35 млн. детей. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. Страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества.
Слайд 15НАУКА
В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них
возвратили
из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для "усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - для сведения счетов с научными оппонентами
Слайд 16Наиболее типичной из таких "дискуссий" стала дискуссия по проблемам биологии. Ее
инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко. Сделав головокружительную карьеру в 30-е гг. на критике "кулаков от науки". Добившись ареста в 1940 г. Академика Н.И. Вавилова (умер в саратовской тюрьме в 1943 г.), Лысенко в 1947-1948 гг. возобновил атаку на генетиков и биологов-менделистов.
Слайд 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в
людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший культуру на излете сталинской эпохи