Слайд 1Витраж
Исторические справки и систематизация материала по видам и стилям витража
Материал подготовлен:
учителем ИЗО и технологии
МОУ ИРМО «Максимовской СОШ»
Собяниной Натальей Витальевной
http://aida.ucoz.ru
Слайд 2Витраж
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum —
стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный).
Слайд 3 Люди Средневековья вполне оправданно сравнивали окна готических соборов
с ювелирными украшениями. В соборе монастыря Сен Дени в Париже находятся витражи, о которых говорили: «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней». Они долгое время оставались идеалом красоты и примером для подражания.
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге.
В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, витражи отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже.
http://aida.ucoz.ru
Слайд 4Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского
интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья.
Взлет витражного искусства произошел в XII в. В то время появилось, наверное, 1-е руководство на эту тему – монах Теофил написал трактат, в котором достаточно подробно рассказал о процессе изготовления витражного окна.
Надо сказать, что «метод Теофила» не сильно отличается от современного. В общем-то этапы выполняемых работ остались прежними. Конечно, инструменты и материалы несколько усовершенствовались. Например, раскаленный железный прут уже никто не использует, а применяют специальные устройства для резки стекла, а вместо деревянной доски с рисунком – бумажные выкройки.
Слайд 5 С началом Первой мировой войны в 1914 году
объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены.
После Октябрьского переворота все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили свое существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана.
Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.
Слайд 6Техники изготовления витражей
Слайд 7 С середины XIX в. число витражных мастерских в
Европе неуклонно увеличивалось. Ассортимент создаваемых типов витражей мог поразить своим многообразием. Времена объединения различных взглядов и идей взрастили и развили бесконечное разнообразие художественных и декоративных форм витражного искусства.
В XX в. развитие различных стилей и направлений витражного искусства продолжалось. Совершенствовались приемы и подходы, а Вторая мировая война подтолкнула этот процесс. После окончания военных действий потребовалось восстанавливать элементы внутреннего убранства, множество соборов и других строений.
Как никогда, перед художниками раскинулся простор для творчества, и они этим активно пользовались, экспериментируя с материалами и приемами.
Названа техника в честь американца Луиса Комфорта Тиффани, который ее и изобрел.
Мастер работал в стиле арт-нуво (от фр. art nouveau – «новое искусство»), который впитал в себя все прогрессивные веяния моды XXв. Временем появления данной техники считается 1899г. Наиболее востребованными изделиями компании Луиса являлись абажуры для электрических ламп.
Изящество и тонкость витражей в технике тиффани делает их похожими на расписные стекла.
Слайд 10 В конце 19 века Тиффани впервые создал опаловое
стекло, которое обладало необыкновенными эстетическими свойствами.
При изготовлении витражей по этой технологии используются художественные стекла с более чем 150 оттенками и фактурами.
Изысканные плавные рисунки, получавшиеся благодаря новой технике, были удивительны для эпохи, знавшей только строгую геометрию свинцовых витражей.
По сути мастер усовершенствовал технику пайки классического витража.
С помощью этой технологии можно сделать объемные витражи, особенностью которых являются выпуклые или вогнутые участки, благодаря чему изделие приобретает особенную неподражаемость и оригинальность.
Своими открытиями в области искусства Тиффани заслужил Гран-при на Всемирной Парижской выставке.
Слайд 11Мозаичные витражи
Мозаичные витражи имеют свое подразделение: на витражи,
выполненные по технике Тиффа-ни и на свинцово-паечные.
Свинцово-паечные витражи относятся к ранней технике, распространенной в Европе. Заключается данная техника в соединении при помощи оплетки из свинца цветных частей стекол, которые спаиваются оловом.
Данного вида мозаичные витражи в интерьере исполь-зуются и до сих пор.
Слайд 12Мозаичные витражи
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило,
орнаменталь-ный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мо-заику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.
Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Слайд 13Спечной витраж (фьюзинг)
Фьюзинг – способ изготовления цельных витражных
стекол методом спекания отдельных кусочков цветного стекла в печи при температуре 850°С. Сегодня это наиболее динамично развивающаяся техника витражного искусства. Фьюзинговые витражи не-повторимы и поражают своей изыскан-ностью и красотой. Их фактура содер-жит объем и богатую цветовую палит-ру. Огромное количество оттенков и полутонов рождается в процессе спе-кания разных по цвету измельченных стекол, которые вместе с отдельными элементами составляют композицию.
Слайд 15Живописные витражи
Они составляются из кусочков цветного стекла, расписываются
кера-мическими красками, затем подвер-гаются обжигу. После процесса обжига, краски на стеклянной картине спекаются со стеклом, происходит их диффузия.
Правда, любая живопись на стекле, выполненная спекающимися красками, уступает по чистоте и яркости цветов, светопроницаемым витражам, выпол-ненным из цветных стекол.
Кроме того, после обжига на стекле остается тончайший слой пленки вроде патины, который образуется в результате окисления металлических поверхностей.
Расписной витраж
Это вид витража, в котором все стекла имеют роспись, независимо от того, использовано ли при этом цельное стекло для написания картины или она собрана из уже расписанных фрагментов. Для придания блеска допускаются незначительные вкрапления мелких осколков граненого и прессованного стекла.
Разумеется, раскрыть все секреты процесса изготовления расписных витражей невозможно – их мно-жество. Многое познается в практики и в опробывании все новых появляющихся красках.
Нацвет — тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии.
Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (зачастую может быть белый на цветном фоне или, наоборот).
Слайд 19Техника Рюмочная плитка
Это соединенные по классической технологии (свинцовым профилем)
специально сделанные стеклянные круги, напоминающие своей формой дно рюмки (отсюда и название). Данный вид витража происходит из средневековой Европы. Именно тогда, окна храмов, замков и дворцов активно украшались такими витражами.
В настоящее время такие витражи изготавливаются в основном Европейскими и Американскими витражистами.
Кастинг техника
Витражи в технике кастинг трудно изгото-вить, и они ограничены в своем применении. Поэтому данная технология не очень попу-лярна.
Для отливки витражей из муранского стекла требовались специальные металлические формы с рельефными углублениями в ниж-ней части, в которые заливалось сначала рас-плавленное цветное стекло, а затем сверху покрывалось слоем прозрачного стекла.
В отличие от полета свободной фантазии, свойственного изготовлению витражей-фьюзинг, рисунок этого типа витражей ограничен металлической формой.
Витраж выполняется из особо приготовленного стекла со снятой по всему периметру фаской.
Для получения широкой фаски, усиливающей эффект от преломления света и игры отраженного света, используется более толстое стекло, соответственно увеличивается вес самой витражной конструкции. По этой причине готовые фацетированные элементы и блоки вставляются в более прочную металлическую оправу из латуни или меди.
Подобные витражи, как правило, размещаются в дверцах мебели или межкомнатных дверях. Оправа из латуни или меди позволяет выдержать многократные нагрузки открывания/закрывания, чего нельзя обеспечить при использовании свинца, который обычно «провисает». Кроме того, благородный золотистый оттенок оправы из меди или латуни дополнительно придаст роскошный вид предметам.
Слайд 22 Заливные витражи
Заливные витражи часто называют
контурными, и сегодня эта техника считается одной из самых популярных и более менее экономичных. Так как в данном процессе может быть частично задействована автоматизированная технология, например, контур на стекле создает специальный принтер. Сам процесс управляется компьютером.
В том случае, когда заливные витражи производятся вручную, процесс протекает несколько иначе. Первоначально стекло обезжиривается. После чего под него подкладывается подготовленный заранее рисунок, далее художник наносит контур изображения, используя при этом свинцовую ленту или стойкие полимеры. Данный контур впоследствии будет служить границей витражных фрагментов. Когда он полностью подсыхает, сегменты изображения заполняются лаком или жидкими красками, для этого используют аэрограф или кисть.
Слайд 23 Контурные витражи
Свое название они
получили благодаря технике их изготовления, в соответствии с которой на поверхность стекла наносится контур узора, являющийся имитацией свинцовой протяжки в классическом витраже.
После застывания контура, участки, образовавшиеся в результате его нанесения, заливаются полимерными лаками. Поэтому контурные витражи еще называют и заливными.
Слайд 24 Пленочные витражи
Пленочный витраж – отличная альтернатива настоящим,
наборным или заливным витражам.
Технология создания пленочного витража довольно проста: на листо-вое стекло по заранее выбранному эскизу наклеивается специальная витражная пленка, закрепляющаяся свинцовыми нитями.
Если использованы высококачест-венные материалы и умелые руки, можно получить результат, почти неотличимый от картин из цветного стекла. Хотя здесь есть и свои недос-татки.
Слайд 25 Пескоструйная техника
Нетипичный витраж
для классического вит-ражного искусства, однако, интересный вид декорирования стекла, предусматривает нанесение рисунка пескоструйным аппа-ратом. В результате на матовой или гладкой поверхности стекла образуются рельефные многоуровневые изображения, которые затем заливаются стеклоэмалью. Если такой витраж подсветить с торца стекла, то рисунок становится похожим на самосветящуюся голограмму.
Пескоструйные витражи, как правило, ис-пользуют в интерьерах, где цветовые акценты уже представлены другими декорациями.
Травление
Совершенно иная технология, ко-торая также используется при соз-дании витражей, – травление. Она основана на разъедающем стекло действии плавиковой кислоты, ко-торая взаимодействует с основным компонентом минерального стекла – диоксидом кремния. Этот процесс и называется травлением.
При обычном травлении создается плоский матовый рисунок на стекле. Многослойное травление позволяет получать объемные композиции, ощутимые на ощупь.
Рисунок на стекло на-носят при помощи трафа-рета. Сделать рисунок еще более оригинальным мо-жно, присоединив в про-цессе выплавки к прозрач-ному стеклу слой цветного.
Слайд 27 Лаковая техника
Лаковый псевдовитраж
– типичный прием декорирования стекла.
Чтобы создать имитацию витража при помощи лака, сна-чала на стекло наносится поли-мерный контур, который после отвердения образует отдельные ячейки, заполняемые, затем, цветными лаками в соотвествии с эскизом.
Подобные изделия, естественно, уступают оригиналам и по глу-бине цвета, и по красоте в целом, но в то же время обладают и некоторыми преимуществами.
Слайд 28 Фотопечать или Фотравление
Это своего рода промежуточное
звено между витражами и обычными настенными декорациями.
Качество таких псевдовитражей определяется их материалами. Пленочные варианты живут недолго, а вот светопрозрачное фотоизобра-жение, нанесенное устойчивыми к выгоранию красками и защищенное сверху стеклом, продержится в первоначальном виде сколько угодно. Подобные изображения вполне могут украсить современный интерьер, и не только в стиле hi-tech.
Слайд 29Выбор стиля витража
Выбор стиля витража зависит от нескольких факторов:
Личностные
приоритеты заказ-чика (его мировоззрение, образ жизни, личный стиль, характер);
Стиль помещения, для ко-торого выбирается витраж;
Ценовое обеспечение заказа;
Приоритеты по выбираемому материалу;
Вышеперечисленные пункты влияют на выбор техники изготовления витража.
Слайд 30Классический стиль
Этот стиль отличает простота, естес-твенность форм и строгое
соблюдение принципа пропорциональности. Класси-ческий стиль витражей предполагает сдержанные пастельные или темные тона. Классические витражи являются настоящими произведениями искусства.
При своем разнообразии, изящные и немного парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят как музейные экспонаты, а являются подтверждением высокого социального статуса владельца дома, его респектабельности и достатка.
Слайд 31 Стиль модерн
Модерн от фр.
le style moderne — гла-вой модерна считается малоизвестный финский художник - Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший фин-ский эпос «Калевала» в новой эстетике.
Примечательно, что среди лучших представителей этого стиля фактически нет самых известных художников.
Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский.
Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украше-ние действительности и, в первую очередь, мира вещей, окружающих человека.
Слайд 32Абстрактный стиль
Искусство абстракции витража - это всецелая импровизация.
В основе абстрактного стиля лежат абстрактные визуальные концепции. Такой дизайн - всегда спланирован, с четкой проработанной концепцией и основывается на информационной стратегии. В витраже данного стиля не обойтись без интуиции и эмоций.
Эмоции, настроение, визуальные абстракции - все это заключено в витражах абстрактного стиля. Этот стиль, помогая как творчеству, также способствует релаксации, отдыху.
стиль
Стиль готика — это художественный стиль витража, который является завер-шающим этапом в развитии средних веков искусства стран Европы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готические витражи погружают стилизованное пространство в прошлое. Мерцающее кобальтовое и пурпурное стекло витража, вставленное в свинцовые рамы, наполняют Ваше поме-щение таинственностью средневековья.
Слайд 34 Авангардный стиль
Стиль авангард
(постмодернизм, new age) - это стиль при котором витражи составляют из кусочков цветного стекла, соединенных с помощью свинцовой, стальной или пластмассовой ленты.
Иногда наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Современная техника позволяет сделать витражное стекло прозрачным, сияю-щим, матовым, шероховатым, искря-щимся, а комнату — модной. Рисунки витража могут быть абстрактные, авангардные, футуристические.
Слайд 36 Абстрактный стиль
Искусство
абстракции - это все-целая импровизация. В основе аб-страктного стиля лежат абстрак-тные визуальные концепции.
Такой дизайн - всегда сплани-рован, с четкой проработанной концепцией и основывается на информационной стратегии. В вит-раже данного стиля не обойтись без интуиции и эмоций. Эмоции, настроение, визуальные абстрак-ции - все это заключено в витра-жах абстрактного стиля. Этот стиль, помогая как творчеству, также способствует релаксации, отдыху.
Византийский стиль
Стиль византийский (с бесцветным стеклом) - в данном стиле изготовления витражей цветное стекло дополняют бесцветным. Вставки из бесцветного витражного стекла создают эффект иррационального пространственного фона самого витража, а маленькие детальки, перенасыщающие компо-зицию, выполняют росписью.
Византийские витражи похожи не на мозаику, а больше живопись на стекле. Витражи в византийском стиле "любят свет", поэтому их помещают в помещения где много солнечного света.
Слайд 38 Эклектический стиль
Эклектический стиль – это Многогранность
классического витража выполненного в ком-бинированной технике.
Родоночальником этого стиля в 1870е годы в России считается Владимир Дмитриевич Сверчков.
Примечательно, что в основе его школы лежит немецкая школа витража, но он сумел «вдохнуть» в свои произведения «русский дух».
К счастью, современные мастера имеют возможность изучать витражи В. Д. Сверчкова не по рисункам, а, «прит-рагиваясь» к его «детищам».