Слайд 1Художники России XX века
Выполнила Максимова М.В.
Слайд 2XX век принес смятение в умы, и свежий ветер перемен ворвался
в искусство. Образовалось множество новых течений со своими эстетическими воззрениями и манифестами.
Футуризм
Кубизм
Дадаизм
Фовизм
Экспрессионизм
Абстракционизм
Слайд 3Подлинный художественный дар не исчерпывается и не ограничивается рамками направлений и
группировок. Настоящий талант многогранен и индивидуален.
Россия XX века подарила мировой сокровищнице изобразительного искусства яркие имена, украсившие отечественную и всемирную историю.
Слайд 4Сейчас мы отправимся на экскурсию по картинной галерее, где вновь встретимся
с выдающимися российскими художниками 20 столетия, с их потрясающими творениями.
Слайд 5ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-73),
российский график, народный художник России (1966). Автор красочных,
проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам («Ладушки», «Радуга-дуга») и эстампов. Удостоен Государственной премии СССР (1971).
Слайд 7ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович
(25 марта 1871, Будапешт — 16 мая 1960,
Москва), русский художник и искусствовед. Видный мастер позднеимпрессионисти -ческой живописной традиции, ставший в то же время и самым авторитетным в первой половине — середине 20 века историком русского искусства, выдающимся музейно-реставрационным экспертом.
Слайд 8И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»(1904г.)
Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но
чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи,
Слайд 9И.Э.Грабарь «Неприбранный стол»
а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства,
где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы
Слайд 10ДЕЙНЕКА Александр Александрович
[8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969,
Москва], российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Художник, чье имя — один из символов советского искусства. Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах).
Слайд 11А.А.Дейнека «Мать», 1932
Почти мифологи-ческого величия достигают женские образы («Мать»,
1932). Мотивы счастливой страны будущего, - населен- ной прекрасными, людьми, Дейнека находит повсюду.
Слайд 12А.А.Дейнека
«Оборона Севастополя»
Культ героической смерти с особой силой проявился у Дейнеки
в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей).
Слайд 13Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Курской областной художественной галерее им. А. А. Дейнеки
и в десятках региональных музеев бывшего СССР.
Пейзаж
После дождя . Курск
"Текстильщицы".
«Будущие летчики»
«На стройке новых цехов»
«Раздолье".
Слайд 14ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Сергеевич (1878-1939),
российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала
1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.
Слайд 15ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
Розовый натюрморт
Купание красного коня.
с яблоками
Слайд 16СТОЖАРОВ Владимир Федорович (1926-74),
российский художник. Работал в манере, близкой по духу
искусству «Союза русских художников», стал одним из самых авторитетных художников-традиционалистов. Писал живописные пейзажи русского Севера, старинных провинциальных городов, деревенские натюрморты, составленные из предметов крестьянского быта.
Слайд 17Стожаров В. «Натюрморт с рябиной», 1967.
Стожаров В. «Лен»
Слайд 18РЕШЕТНИКОВ Федор Павлович (1906-88)
российский живописец, народный художник СССР (1974), действительный член
(1953), вице-президент (1974-87) АХ СССР. Жанровые картины с литературно разработанным сюжетом («Опять двойка», 1952). Мастер шаржа. Государственная премия СССР (1949, 1951).
Слайд 19Решетников Ф.
«Опять двойка»
Решетников Ф.
«Прибыл на каникулы»
Слайд 20ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич
[14 (26) сентября 1885, Можайск— 20 апреля 1964, Москва],
российский живописец, народный художник СССР (1958).
Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901-1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1912) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые послереволюционные годы участвовал в оформлении массовых праздников в Москве. Писал эпические исторические полотна («Клятва сибирских партизан», 1933), картины, посвященные жизни деревни («Колхозный праздник», 1937, «Мать партизана», 1943), тонкие по колориту поэтичные пейзажи («Лед прошел», 1945). Иллюстрировал произведения Н. А. Некрасова, М. Горького и др. Преподавал в Московском полиграфическом институте (1930-36), Московском художественном институте (1936-50), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950-64). Ленинская премия (1966, посмертно).
Слайд 21ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич
Портрет балерины О.Лепешинской
Розы
Слайд 22ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич
Мать партизана
Лед прошел
Слайд 23ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (1893-1972),
российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный
член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей (цикл «Люди колхозной деревни», 1951-65). Мастер бытового жанра и портрета, основоположник особого направления в искусстве середины—второй половины 20 в., посвященного делам и дням русской деревни.
Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).
Слайд 24«Стиль Пластова»,
Каждое из его наиболее значительных полотен — это,
по сути, целый этап российской истории, выраженный в жанрово-будничном облике. Картина «Фашист пролетел» (1942) с убитым из нацистского самолета мальчиком-пастухом, лежащим на фоне осенних перелесков и полей, воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и скорбь обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом. Мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные социальные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны. Наконец, простая сценка с голой молодухой, выскочившей из баньки на талую землю, чтобы одеть маленькую дочку («Весна», 1954, все в Третьяковской галерее), была закономерно воспринята публикой как поэтический образ надежды, сопряженной с начавшейся политической «оттепелью».Среди лучших его послевоенных произведений — «Ужин трактористов» (1951) и большой, многолетний цикл портретов односельчан. «Стиль Пластова», сочетающий живописную свободу кисти с меткостью жанровых и пейзажных наблюдений, способствовал сложению целого художественного течения, поставившего в центр своих интересов русское село, его традиции и современность (литературный аналог этому — «деревенская» проза В. И. Белова, Б. А. Можаева, В. Г. Распутина и др.). Параллелям с литературой способствовал и тот факт, что Пластов плодотворно работал и как художник книги (иллюстрируя Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других авторов).
Слайд 25ПЛАСТОВ Аркадий Александрович
Фашист пролетел.
1942г.
Сенокос. 1945г.
Полдень. 1961г.
Весна. В бане.
1954г.
Ужин трактористов.
1951г.
Девушка с граблями.
1951г.
Слайд 26ПИМЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович
[13 (26) ноября 1903, Москва — 1977],
российский живописец, театральный художник, график. Народный художник СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1962). Член-учредитель ОСТ. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).
Слайд 27ПИМЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович
«Дальняя дорога». 1959
Новая Москва. 1937г.
Инвалиды войны.
1926г.
Даешь тяжелую
индустрию! 1927г.
Любовь к трем
апельсинам`. 1971г.
«Свадьба на завтрашней
улице», 1962
Слайд 28КУКРЫНИКСЫ
КУКРЫНИКСЫ (псевд. по первым слогам фамилий), творческий коллектив графиков и живописцев:
Куприянов Михаил Васильевич (1903-91), Крылов Порфирий Никитич (1902-90), Соколов Николай Александрович (1903-2000).
Слайд 29КУКРЫНИКСЫ
Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники (Куприянов — 1973, Крылов
— 1972, СССР (1958), Герои Социалистического Труда Соколов — 1973). Острогротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-57), агитационные, в т. ч. антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940-46), М. Горького (1933, 1948-49), картины («Старые хозяева», 1936-1937; «Конец», 1947-48). Работали методом коллективного творчества (индивидуально — над портретами и пейзажами). Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975).
Слайд 31АРХИПОВ Абрам Ефимович
АРХИПОВ Абрам Ефимович [15 (27) августа 1862, деревня Егорово,
ныне в Рязанской области — 25 сентября 1930, Москва], русский художник. Яркий представитель позднеимпрессионистической живописной традиции с характерным для «Союза русских художников» доминирующим интересом к сельской, «почвенно»-бытовой теме.
Слайд 32АРХИПОВ Абрам Ефимович
Прачки
Девушка с кувшином
Слайд 33ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58),
русский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58
жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. В дальнейшем стал крупнейшим представителем романтизма.. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях («Библейские эскизы») Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.
Слайд 35ИВАНОВ Александр Андреевич
Этюд
«Голова Иоанна Крестителя»
Библейские акварели
Слайд 36КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939),
русский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер
пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.
Слайд 37КОРОВИН
Константин Алексеевич
Бульвар в Париже.
Букет бумажных роз
Деревня
Слайд 38ЮОН Константин Федорович (1875-1958),
российский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член
АХ СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи («Мартовское солнце», 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины («Утро индустриальной Москвы», 1949). Театральный художник. Государственная премия СССР (1943).
Слайд 39ЮОН Константин Федорович
«Утро индустриальной Москвы»
Слайд 40Искусство 20 века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило
совокупность авторских стилей, ярко выраженных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.