Слайд 1Знакомство с традиционным русским народным костюмом.
Презентация учителя высшей категории
МОУ «СОШ
№71»
г.Саратов.
Слайд 2традиционный русский народный костюмом
«Быть русским, любить Россию – это духовное
состояние»
(М.М. Пришвин)
Слайд 3Изучение народного искусства и традиций своих предков – серьезный фактор в
формировании у ребенка любви к своей Родине, к прошлому своего народа, к своим корням и истокам. Это важная духовная составляющая воспитания личности и формирования русского характера и патриотизма!
В курсе предмета «изобразительное искусство» мы знакомимся не только с народным искусством, но и с историей своей страны (7 класс), выдающимися художниками России (1-8 класс), с пейзажем родной страны (6 класс), с отображением литературы в изобразительном искусстве (иллюстрация).
Слайд 4Данный аспект настолько многогранен, что в одной работе невозможно охватить влияние
каждого народного промысла на воспитание ребенка. Поэтому я остановлюсь более подробно на образе русского человека, истории русского народного костюма, методах его изучения и влияния на нравственное развитие учащихся 4-5 классов.
Слайд 5«Облаками оболочуся,
Небесами покроюся,
На голову свою кладу
Красное солнце.
Подпояшусь красными зорями,
Обтычуся частыми
звездами,
Что вострыми стрелами,
От всякого злого недуга»
(народная песня)
Русский народный костюм является произведением искусства, наделенным его создателями идейно-эмоциональным, поэтическим и обрядовым смыслом.
Слайд 6Русский народный костюм… Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной
культуры.
Яркое, красочное зрелище, вместе с народной песней и танцем уходящая корнями вглубь веков.
Слайд 7
Одежда на Руси была свободной,
длинной, необычайно красочной. Она совершенна и
гармонична. В ней отсутствует щегольское, показное и вычурное.
В народном костюме отражается
характер крестьян, их обряды,
верования, весь народный быт.
Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей.
Слайд 8В основе женского костюма лежит рубаха. Она служила повседневной одеждой, шилась
из неокрашенного льняного холста, обязательно имела длинный рукав. По подолу, низу рукава, на предплечье и по линии горловины украшалась вышивкой, тесьмой или самодельным кружевом. Узоры играли роль оберега, не допускали к телу злых духов, порчу и сглаз.
Слайд 10Верхним слоем женской одежды являлся сарафан (в некоторых областях России называемый
шушуном).
Существовало 2 вида сарафанов: косоклинный и круглый. Он мог быть глухим или распашным.
Слайд 11Молодые девушки вместо сарафана могли надевать
поверх рубахи передник: два куска
ткани,
собранные на шнурке выше груди,
украшенные
тесьмой
и вышивкой.
Слайд 12В чести у женщины была понева – поясной вид одежды, она
имела разрезы спереди или по бокам. В эти разрезы выглядывала расшитая рубаха.
В Саратовской области очень модна была клетчатая понева, отделанная тесьмой.
Слайд 13Понева носилась с особой нагрудной и плечевой одеждой – андараком и
запоном.
Слайд 14Шилась понева из тканых шерстяных кусков прямоугольной формы. В некоторых областях
России понева окрашивалась в темно-синий цвет, богато вышивалась белой нитью. Она могла быть и красной в клетку или полоску.
Слайд 15Душегрея – праздничный вид плечевой одежды. Она напоминала маленький сарафанчик, надевалась
поверх сарафана.
Слайд 16Душегрея шилась из дорогих тканей, украшалась бисером, тесьмой и золотой нитью.
Могла быть как безрукавой, так и с рукавом. Ее берегли и передавали по наследству.
Слайд 17Женские головные уборы: кокошники, кички, сороки, повойники были самой невиданной формы
и связаны с образами неба.
К головным уборам с помощью ленточек крепили шарики-пушки из птичьего пуха.
Коруна – головной убор молодых девушек, чаще свадебный.
Слайд 18Кокошник
К.Е. Маковский
И.П. Аргунов
Слайд 22Мужская одежда не столь разнообразна, как женская, но столь же нарядна
и декоративна.
Косоворотка - длинная до колен рубаха, расшитая по линии ворота и украшенная на рукавах и по подолу. Подпоясывалась поясом-кушаком, расшитым или плетеным.
Порты – однотонные или полосатые.
Основной вид обуви – лапти, сплетенные из лыка.
Слайд 24Одежду берегли, передавали по наследству из поколения в поколение, ведь трудно
было крестьянину справлять много одежды при его скудном достатке. Одежду изготавливали своими руками от выращивания льна до украшения орнаментом.
Слайд 25Изучение народного костюма в программе изобразительного искусства Б.М. Неменского стоит в
5 классе.
Яркое народное творчество привлекает внимание детей, на уроках они занимаются с большим энтузиазмом, творчески подходят к выполнению заданий.
Слайд 26Варианты заданий для практической работы могут быть разными:
Рисунок народного костюма
с головным убором
Т.к. учащиеся 5 класса еще не изучали пропорции тела человека, можно предложить им предварительно заготовленные силуэты фигуры человека. Это облегчит работу и сделает ее более успешной.
Роспись силуэта костюма, выполненного на формате А3, также предварительно заготовленного учителем.
Силуэты должны быть разнообразными, включающими различные элементы одежды. Ребенку предлагается самостоятельно подобрать цветовую гамму костюма, набивку, орнамент вышивки. Головной убор к данному костюму ребенок также может придумать сам.
Аппликация из цветной бумаги или кусочков ткани с элементами бисера, тесьмы и т.д.
Моделирование народного костюма из бумажных салфеток или гофрированной цветной бумаги в технике бумажной пластики
Слайд 31Аппликация кусочками ткани
или цветной бумаги
Слайд 37Творческие работы по ДПИ 2-5 класс
Слайд 49Тема «народный костюм» недаром выбрана мной в качестве основы для презентации,
т.к. она наиболее наглядно, ярко и красочно отражает дух и колорит русского народа, способствует духовному воспитанию юного поколения, вызывает интерес и прививает любовь детей к своей Родине, воспитывает чувство патриотизма и национальную гордость.
Кроме того, данная тема несет в себе огромный творческий потенциал и возможность самореализации как учителя, так и ребенка.