Слайд 1Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда
готовы утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра
Слайд 2ТАЙНЫ АКТЕРСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Костюм, маска и грим, или Магическое «если бы»
Урок изобразительного
искусства, 8 класс
Автор:
Канищева Оксана Анатольевна
учитель ИЗО, МХК
МБОУ «Вересаевская средняя школа»,
Сакский район, Республика Крым
2016
Слайд 3Внешний облик героя – отражение его внутреннего мира и характера
Слайд 4Цель актерского искусства – лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в
кого-то другого.
Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео и Джульеттой, но живешь на сцене их жизнью, их чувствами.
Слайд 5Существуют два способа актерского перевоплощения:
внешнее (коренится в традициях театра представления)
и
внутреннее
(коренится в традициях театра переживания)
Слайд 6В театре представления актер скрывается за личиной своего героя – маской
– в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живет его жизнью.
Средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.
Слайд 7В театре переживания смыслом творчества актера становится рождение на сцене полнокровного
образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа» (К.С.Станиславский)
Конечно, это остается театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики
Слайд 8 Театральный костюм - это средство преображения актера и один из
элементов игры.
Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.
Слайд 9 Первая стадия создания костюма - переговорная.
Режиссер доносит до
художника свое видение будущего спектакля, делает словесные наброски образов, озвучивает концепцию и идею произведения.
Художник на основе полученной, зачастую размытой информации создает наброски и эскизы.
В этот момент придумывается целый мир, который потом воплотится на сцене.
Слайд 10 Образ, найденный художником, должен понравиться не только ему, но
и актеру, для которого предназначен этот костюм.
И здесь могут проявиться несовпадения во взглядах и концепциях.
Следующий этап - показ эскизов режиссеру
Слайд 11 Далее следует выбор материала для костюма.
Все ткани
художник ищет сам, или поручает это своим помощникам - конфекционерам или художникам-технологам.
У каждого театрального художника по костюмам есть своя палитра тканей, которая копится всю жизнь.
Затем, исходя из эскизов и подобранных материалов, составляется смета на данный костюм.
Слайд 12 После этого заказ идет в мастерские
Художник
должен довести до своих коллег-технологов и конструкторов свое видение будущих костюмов и свои пожелания. Эти специалисты могут сконструировать костюм с учетом пластики и индивидуальных особенностей актера, избавить костюм от лишних деталей, если смета «поджимает», и знают столько хитростей, что порой из лоскутков и подручных материалов могут сотворить настоящие чудеса.
Слайд 13Обычно костюм сначала шьется, потом расписывается. Вместо объемной или расшитой камнями
вышивки часто используют рисунок специальной разведенной пастой – фунтиком.
Часто вместе с конструктором, художник придумывает маленькие хитрости, чтобы костюм выглядел эффектнее.
В мастерских костюм раскраивается и шьется
Слайд 14Первая примерка
Когда костюм-черновик готов, наступает пора первых примерок, обсуждений, корректировок.
Костюм должен «обжиться» на актере и не причинять ему дискомфорт во время игры.
Также важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля.
Слайд 15 Ну, вот и готов костюм. Простенький или шикарный, современный или
исторический. В него вложили столько труда и души режиссер, художник по костюмам, конструктор, технолог, закройщик, швея....
И все для того, чтобы этот костюм заиграл на сцене. Чтобы зритель оценил и его, и все создатели этого костюма заслуженно получили свою долю аплодисментов.
Каждый костюм, как человек, проживает свою жизнь.
От эскиза и отреза ткани до (если повезет) элемента музейной экспозиции.
Слайд 18Классификация
костюма
Карнавальный
костюм
Национальный
костюм
Праздничный
костюм
Игровой
костюм
Сценический
костюм
Слайд 20МАСКА
(личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы
не быть узнанным,
либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа
Слайд 21КАРНАВАЛЬНЫЕ
Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших
дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов.
Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры.
Слайд 22РИТУАЛЬНЫЕ
На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые
разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.
Слайд 23КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ
Изначально маска служила элементом костюма участников праздников.
В эпоху
античности она олицетворяла трагические и комические типы персонажей.
По сути своей маска выражает только одну эмоцию - это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу...
Слайд 25ГРИМ
Грим - от французского grime, буквально — забавный старикан, от староитальянского
grimo — морщинистый - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др
Слайд 26История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения.
Традиционный грим
связан с
древнейшими военными
ритуальными обрядами
Народные актёры средневековья
(скоморохи, жонглёры)
раскрашивали лица сажей,
красящим соком растений.
Слайд 27Начнем с ТЕАТРАЛЬНОГО грима.
Существуют следующие разновидности театрального грима:
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (возрастной, национальный,
исторический, портретный, характерный).
Целью наложить театральный грим реалистического типа является создание жизнеподобного образа персонажа.
УСЛОВНЫЙ (жанровый, гротескный, сказочный).
Условный грим основан на отказе от традиций реализма – преувеличении определенных особенностей, черт.
Слайд 28Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене.
На
лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы.
Рога из латекса на проволочном ободке.
Легкий
театральный грим
Слайд 30Живописный
грим
это использование только красок для создания объёма.
Слайд 31Объёмный грим
предполагает использование налепок,
наклеек и подтяжек,
а также накладных усов
и бороды.
Слайд 32Пластический грим
предполагает наклеивание
на кожу эластичных накладок
из латекса или
силикона.
Слайд 33Условный грим:
Жанровый
Гротескный
Сказочный
(фантастический)
Слайд 39ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дома выполнить грим условный или реалистический, используя
живописную технику.
Сделать фото-отчет своей работы.
Слайд 41Величко Тимофей
8-а
Реалистический грим
Слайд 42Работа
Волковой Веры
8-б
Условный грим
Слайд 43Работа Рамазановой Диляры и Календаровой Алиме
8-а, условный грим
Слайд 44Работа
Егоровой Татьяны и Пижук Карины
8-а, условный грим
Слайд 45Норкин Александр
8-б
Реалистический грим