Слайд 2Основное жилище восточных славян – изба. Крестьянский дом строился обычно, как
модель мира. Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце - словно теплый мед.
Слайд 3«Фасад – лицо избы, окна – её глаза».
Слайд 4Нижний этаж - подклеть –
защищает от сырости, холода, наводнений.
Слайд 5Фронтон – треугольник, образуемый скатами крыши .
Слайд 6Украшение избы
Двускатная крыша - шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается
с неё снег и дождь.
Венчает кровлю бревно – охлупень.
Охлупень воспринимался в народе
как защитник крестьянской семьи.
Слайд 7Оберег – знак или орнамент на жилище, предназначенный
охранять от злых
сил.
Слайд 8Лобовая доска – украшенная резьбой
доска, закрывающая переход от брёвен стены
к
доскам фронтона избы.
Слайд 9Причелины – доски, обычно украшенные резьбой,
ими закрывают торцы скатов избяной
крыши.
Слайд 10Полотенце – резная доска, свисающая со стыка причелин.
Слайд 11Дымник – наружная часть деревянного дымохода избы.
Слайд 12Наличник – украшенное обрамление окна.
Слайд 16Центром композиции деревянного дома являются окна, они – его лицо, его
глаза, его душа.
Слайд 17Само же слово «окно» произошло от слова «глаза»: глаза – око
– окно. Обычно дом имел три окна по лицу – во имя Святой Троицы.
Слайд 18Впервые окна появляются только в VIII – IX веках. Но в
те времена и позже оконные стекла были очень дорогие и использовались большей частью в строительстве княжеских дворцов и церквей.
Слайд 19В простых же избах устраивали, так называемые, «волоковые» окошечки (от слова
«волочить» - «раздвигать» и «задвигать»). Мастерились такие окна следующим образом: два смежных бревна прорубали до середины, а в отверстие вставляли прямоугольную раму с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В народе такие окна назывались «просветцами».
Слайд 20С X века дома с окнами стали ставить и простые крестьяне.
Большое значение имели оконные и дверные проемы. Они считались очень опасными для человека местами, как связь с потусторонним миром, путем проникновения в дом нечистой силы.
Слайд 21Влезать в дом через окно никому не разрешалось – потащат нечисть
в избу.
Слайд 22Чтобы выжить в сложном мире, наши предки создали систему оберегов, которой
руководствовались в течение жизни. Человек понимал, что в мире все взаимосвязано, все, его окружающее, имеет две стороны – добро и зло, свет и тьму, черное и белое.
Слайд 23Окна, как правило, выходили на юг или на восток, чтобы ранним
утром впустить свет Солнца в дом.
Слайд 24Их «закрывали» наличником, а в ночь – ставнями, которые делают стену
сплошной.
Слайд 25На ставнях вы никогда не увидите замков, а лишь маленькую петельку
и крючочек. Закрывая ставни, славяне оберегались не от злых людей, а от темноты, когда солнце уже не может оберечь мир, потому что силы света убывают.
Слайд 26Сегодня же наличник – это нечто красивое. А ведь это оберег,
молитва, заговор.
Слайд 27Для славянских народов был характерен культ природы. Изображения, которые мы привыкли
считать простыми элементами орнамента, в древности имели глубочайший смысл, носивший магический характер.
Слайд 28В представлении древних славян все небо разделялось на два небосвода: «водные»
и «солнечные» небеса.
Слайд 29Эти представления нашли свое отражение в семантике узоров причелин и наличников.
Слайд 30Глубина «небесных хлябей» изображалась расположенными в два-три ряда волнистыми линиями и
зигзагами.
Слайд 31Одним из элементов, наиболее часто встречающихся в славянских резных деревянных изделиях,
является до сих пор сохранившийся в них знак Солнца, имеющий форму креста. Почему? Чтобы понять, достаточно просто, прищурив глаза, посмотреть на яркое солнце: лучи будут расходиться в разные стороны в виде креста.
Как видно на рисунках, знак Солнца трансформировался. Со временем его стали изображать на резных изделиях в форме колеса, что придало ему некоторую схожесть с Громовым знаком
Слайд 32Громовой знак – символ языческого бога Перуна. Он оберегал избу от
грома и молний.
Слайд 33Наиболее сложными в исполнении являются различного вида сияния. Число лучей в
их розетках было четным (обычно составляло от четырех до шестнадцати лепестков, но иногда делали больше). Шестилепестковый знак олицетворял не только солнце, но и связывался с небом, молнией и громом, а, соотетственно, и с громовым знаком.
Слайд 34Землю символизировал квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре равные
части. Другим распространенным элементом резьбы по дереву является очень схожий со знаком земли знак вспаханного поля. Отличие состоит только в том, что в центре каждого из четырех маленьких квадратов вырезан кружочек.
Слайд 35Каждый из таких мотивов древней резьбы является своеобразным оберегом от злых
сил.
Слайд 36Очень нарядными были светёлочные окна.
Слайд 37Наличник окна - модель мира: небеса поддерживаются стволом Мирового Древа, переданного
здесь восьмеркой стволов. Резьба по дереву.
Слайд 38Творческое задание:
Выполнить графический рисунок украшения окна – наличник, ставни.