Слайд 1Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство
1 часть.
Слайд 2Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаешься с ними дома
и на улице. И есть такие, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства.
Слайд 3Слово декор /decoro/ в переводе с латинского языка означает украшать.
Декоративный
– значит украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т.д.
Слайд 4ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – самое древнее искусство
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это
создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)
Слайд 5Предметы, изготовленные в глубокой древности, как бы запечатлели движение живой, подвижной
человеческой руки.
Слайд 6 С далекой древности искусство организовывало общение людей, связывало
поколения
Слайд 7Формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания созвучны краскам природы
того уголка Земли, где оно зародилось.
Слайд 8Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык.
Ему свойственны конструктивная ясность формы,
обобщенность, выразительная условность изображений и орнаментальность.
Хейвуд Гарди,
Принятие коня,
фрагмент
Слайд 9Художественные средства – форма,
объём, линия, цвет, фактура –
используются при
работе с разными
материалами по-своему
Флора, батик
Мартынова Лидия,
Флора
Венецианская школа живописи.
Неизвестный художник
Слайд 10Разве можно хоть на минуту представить свой дом без любимых предметов
и вещей, созданных художником! Без них, наверное, исчезла бы особая атмосфера близкой и родной тебе среды.
Слайд 11Сегодня декоративно-прикладное искусство, как и в былые времена, создаёт среду, в
которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной..
Слайд 12Славянская символика.
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался
разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал это при помощи искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Слайд 13Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. «Не
земля хлеб родит, а небо», – говорит русская пословица.
Символы солнца
Слайд 14Образ солнца
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти
в разных видах народного искусства.
Слайд 15Солярные символы
Солярные символы – это знаки, которые схематично изображают солнце. Считается, что солярные знаки оберегают человека от несчастий,
поэтому украшения с солярной символикой использовали в качестве оберегов.
Слайд 16Задние: выполнить композицию с использованием славянского символа солнца
Слайд 17Требования к работе:
1.Сохранить в своём изображении стилистику славянской символики. Солнце должно
отличаться от тех солнышек, которые вы рисовали в первом классе.
2. Солнце должно иметь явно выраженную форму круга.
3.Не забывать о круговом движении внутри символа солнца.
4.Выполнить солнце в тёплых цветах – красный, оранжевый, жёлтый. Для придания контраста можно включить чёрную либо холодную обводку (синий, фиолетовый, голубой) либо аналогичный холодный фон.
5.Сохранить аккуратность на протяжении выполнения всех этапов работы (карандашом, красками)
Слайд 18Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство
2 часть.
Слайд 19Символы земли.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде
точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Слайд 20Символы воды.
В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только
дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.
Волнистая горизонтальная линия – вода.
Вертикальная волнистая линия – дождь.
Слайд 21В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда
с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Древо жизни.
Слайд 22Образ птицы.
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким
пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Слайд 23Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь
был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Образ коня.
Слайд 24Современное применение славянских символов:
Слайд 25Задние: выполните рисунок на тему одного из древних образов в узорах
вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, древо жизни, птица света, конь и д.р).
Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщённого изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.