Слайд 1ИСТОРИЯ
СОВЕТСКОЙ
РЕКЛАМЫ
(1918-1991)
Слайд 2Этапы развития рекламной деятельности советского периода
1917-1922 - запрет на предпринимательство в
сфере рекламы после революции.
1922-1929 - разрешение на предпринимательство в сфере рекламы и развитие рынка рекламы.
1929 - сер. 60-х гг. - запрет на предпринимательство в сфере рекламы и на коммерческую рекламу в прессе.
Сер. 60 - нач. 80-х гг.- развитие рекламной отрасли в сфере государственной и кооперативной торговли и рекламной деятельности предприятий товаров широкого потребления, рост рекламы в СМИ.
1988 г.- развитие рекламного бизнеса и рынка рекламы.
Слайд 3Советская власть полностью контролировала сферу рекламной деятельности в Союзе. Великая Октябрьская
революция 1917г. положила конец капиталистическому развитию России, рыночные отношения были ликвидированы, промышленные предприятия национализированы, была введена монополия на рекламную деятельность.
На четырнадцатый день после Октябрьской революции 1917 года в числе первых распоряжений власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления».
Слайд 4Советская рекламная деятельность в значительной мере искусственно была разделена на два
потока, разительно отличавшихся друг от друга:
реклама для внутреннего рынка;
реклама для внешнего рынка.
Слайд 6Появившаяся реклама в первую очередь ориентировалась на идеологические ценности материальные уходили на
второй план. Герои новой рекламы меняются: на смену субтильной барышни в роли домохозяйки приходит пышущая здоровьем труженица; милый домашний ребенок уступает место пионеру; кулак становится обязательным атрибутом мужчины "работяги". Отныне «новые люди» нуждаются и в новых продуктах.
Слайд 8Советская реклама в 20-е годы. Период НЭПа
Интенсивное развитие рекламы началось во
время НЭПа. В это время она пережила недолгий ренессанс, так как создалась уникальная ситуация.
Жизнь заставила власти хотя бы частично пересмотреть отношение к ней. И с 1921 года в результате нового поворота в идеологии реклама была объявлена связующим звеном между городом и деревней, промышленностью и торговлей.
Слайд 9Именно тогда в нашей стране выросла плеяда художников-графиков, дизайнеров полиграфической продукции,
фотографов, журналистов, копирайтеров, ставших мэтрами рекламного дела.
В это же время в России появляются новые виды наружной рекламы, происхождение которых связано с формированием на стыке производства и агитационно-массового искусства рекламного дизайна.
Центром нового искусства стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее – ИНХУК – Институт художественной культуры.
Слайд 10Художественный уровень советской рекламы 20-х годов оценивается исследователями как довольно высокий.
Метафоричность, символическое решение темы, яркость и броскость великолепно решали задачи рекламы.
В оформлении ее визуального ряда участвовали художники-супрематисты, такие как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Лазарь Эль Лисицкий и другие, конструктивисты: все тот же Эль Лисицкий, Александр Родченко, Алексей Ган, Соломон Телингатер, Густав Клуцис, Варвара Степанова. Успешно работал в рекламе Владимир Маяковский.
В 1925 году на художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов советских рекламистов был удостоен серебряной медали.
Слайд 11Основные направления развития рекламы в 20-е годы.
В 20-е годы в отечественной
рекламе обозначилось несколько направлений –
традиционное, (опирающееся на коммерческую предшествующего периода);
новаторское (отрицающее культурное наследие, которое стремиться создать искусство, созвучное новой эпохе);
агитационно-пропагандистское.
Слайд 12Новаторское направление. Конструктивизм
Направление в советском искусстве 1920-х годов, сторонники которого выдвинули
задачу «конструирования» окружающей среды. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они усматривали проявление демократизма новых общественных отношений. Среди них можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Лисицкого.
Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению дизайна. Большинство рекламных плакатов конце XIX — начале XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «модерн». Вместе с конструктивистами на смену декоративным формам модерна пришли геометризированные композиции.
Близки конструктивизму многие живописные и объемные композиции Г. Якулова, К. Малевича. Во всем этом, как писали и говорили позже, возможно была какая-то игра, веселое шутовство, "карнавальность", вызванная историческим оптимизмом социальных преобразований. Было, безусловно, и серьезное намерение будоражить воображение дерзостью мысли, поиском новых форм.
Слайд 13Например Л. Лисицкий использовал геометрический язык супрематизма Малевича - красный узкий
треугольник врезается в белый на черном фоне круг.
Слайд 14Характерной особенностью плакатов художников- конструктивистов было единство изображения и текста. Как
правило, в них использовались простые наборные рубленые шрифты, которые естественно входили в жесткие, схематичные, но не лишенные выразительности композиции.
Слайд 15Творчество Александра Родченко - родоначальника рекламного дизайна в СССР.
Слайд 16Это направление ориентировано на национальную культуру и «живописную» манеру исполнения. Представители
этого направления - Юон, Кустодиев, Билибин.
В рекламе этого направления, как и до революции, рекламируемый товар выглядел увеличенной упаковкой, коробкой, оберткой. Крупным планом показывался товар и в сюжетных композициях. Изображения разнообразных товаров на плакатах были натуралистичны и преувеличенно красочны.
В героях плакатов легко узнавались типы советского общества 20-х годов. Социальную принадлежность рекламных персонажей указывали атрибуты — красная косынка или фирменная одежда. Рекламные персонажи изображались привлекательно, с легкой долей юмора или иронии.
Традиционное направление.
Слайд 19Агитационно-пропагандистское направление.
После октября 1917г. советское правительство создало специальную программу по производству
политической рекламы. Особенностью этой программы была ориентация на неграмотное городское население, крестьян, которых нужно было заразить революционными идеями.
Для некоторых политических плакатов того времени был характерен стиль лубка, в котором работали также художники М. Ларионов, Н. Гончарова.
Плакаты времен гражданской войны порождали у населения установки на физическое уничтожение врага, выраженную классовую ненависть и ксенофобию наряду с антирелигиозными убеждениями. Реклама стала орудием политической борьбы.
Слайд 20Героическое направление представляли плакаты Д.С. Моора, А.П. Апсита, Н.Н. Когута, Н.М.
Кочергина, А.А. Радакова.
К сатирическому направлению относилось творчество В.В. Маяковского, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Лебедева.
В ранних советских плакатах тема революции звучала героически, в духе эпического историзма, который, как известно, освобождает реальную историю от трагических ошибок и несправедливости. Воплощая такие общие темы как "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" или "Смерть мировому империализму!", художники широко использовали аллегорические образы классической мифологии, интерпретируя старое, как новое.
Слайд 23ТЫ ЗАПИСАЛСЯ ДОБРОВОЛЬЦЕМ?
1920 Г.
МООР ДМИТРИЙ СТАХИЕВИЧ
Самый знаменитый политический плакат
периода гражданской войны был создан за одну ночь в июне 1920 года и отпечатан тиражом 50000 экземпляров. По своей лаконичной простоте и выразительности "Доброволец" является одним из лучших образцов социально-политического плаката.
Слайд 24Роль В. Маяковского и А. Родченко в развитии графического дизайна
Много энергии
и таланта отдали рекламе В. Маяковский и А. Родченко. Они немало сделали для развития художественно-выразительного образа наружной рекламы.
Будучи проницательным психологом, Маяковский много сделал для создания новых ее образцов. Он умел находить особый стиль для каждой рекламы, в зависимости от того, кто был ее адресатом. В целом принцип творчества рекламистов этого периода красноречиво отражался в лозунге «Товар - лицом».
Слайд 25Окна РОСТА
Маяковский и Родченко – члены российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна
РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920.
В «Окнах РОСТА» политические плакаты представляли собой расположенные последовательно сюжеты. Наиболее известные из них сопровождались текстами В. Маяковского. Окна РОСТА позитивно воспринимались населением благодаря «упрощенной форме подачи информации и использованию узкого круга стереотипов».
В. Маяковский по поводу «Окон РОСТА» говорил: «...фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную стопятидесятимиллионного народища».
Слайд 26Плакаты: Александр Родченко, стихи Владимира Маяковского.
Реклама для ГУМа, СCCP, 1923.
Слайд 27Советский рекламный бизнес в период НЭПа.
Первое РА «Двигатель» появилось в 1922
г. при Совете Труда и Обороны. РА «Двигатель» имел своих представителей во всех губерниях и оно стало крупнейшим РА в стране, фактически монополизировав провинцию. Рекламу своих клиентов «Двигатель» размещал в центральных газетах, чаще всего в «Экономической жизни».
В 1923 г. возникает РА "Связь", организованное Народным комиссариатом почт и телеграфов.
Наркомат путей сообщения создает свое РА - "Рекламтранс", а Моссовет учреждает "Мосторгрекламу", которая размещала РО в трамваях, фойе гостиниц и театров.
Слайд 28Реклама в прессе
Заявки на рекламу принимали почтово-телеграфные учреждения. В конце ноября
1922 г. с рекламой выходят «Известия», и после этого РО заполняются страницы других газет. Во многих издательствах были открыты рекламные отделы, в том числе и в газете "Правда", которая рекламе отводила целую полосу. Расценки здесь были в 2 раза выше, чем у других газет. Несмотря на это, заявок на рекламу от рекламодателей поступало много. Но «разгул» рекламы в партийной и советской прессе стал настораживать советскую власть.
Слайд 29Реклама «Моссельпрома».
Один из гигантов советской экономики трест Моссовнархоза «Моссельпром» в 20-е
годы осуществлял самую широкую рекламу своих товаров. «Моссельпром» возник в результате национализации дореволюционных частных предприятий.
В состав треста входили московские фабрики и заводы целого ряда производств: кондитерского, табачного, мукомольного, хлебопечения, дрожжевого, макаронного, пивоваренного, колбасного, консервного, виноделия и производства фруктовых и искусственных минеральных вод.
Слайд 30В 1923 г по заказу Государственного Трехгорного завода был создан рекламный
мультфильм.
Сюжет его состоял в том, что по улице бежит мальчишка, рассыпая вокруг себя порошок, и все вещи, на которые он попадает, моментально увеличиваются в размерах. Маленькая собачка вырастает в мамонта, а люди и лошади напоминают Гулливеров в царстве лилипутов. Мальчишку поймали и отняли у него порошок. Замесили тесто и выпекли огромный батон хлеба величиной с дом.
Это были дрожжи Государственного Трехгорного завода Моссельпрома.
Слайд 31Промграфика. Советские торговые знаки и торговые марки
Декрет Совета Народных Комиссаров
«О пошлине на товарные знаки», подписанный В. И. Лениным 15 августа 1918 г. обязывал предприятия зарегистрировать ТЗ, получившие правовую охрану еще до революции.
Одним из главных элементов советских ТЗ стал предмет-символ, выполненные в разной стилистике: острые и лаконичные, в эмблемах А.Родченко («Транспечать», «Издательство «Федерация», «Добролет») и А.Рыбникова («Государственное издательство»), витееватые в эмблемах С.Чехонина («Издательство «Колос», «Ленинградское объединение Библиотек»).
В советских ТЗ чаще всего фигурировали серп, молот, станок, книга, самолет, шестеренка, переплетенные в эмблеме с аббревиатурой.
Слайд 32Плакаты из серии "Трудовая дисциплина"
Слайд 33Советская реклама в 30-е годы.
Период индустриализации.
В 30-е годы предпринимательская деятельность
в области рекламы вновь стала под запретом, как следствие прекращает свое существование рынок рекламы. Дефицит продуктов и предметов первой необходимости обострялся трудностями коллективизации и голодом, разразившимся в начале 30-х годов. Была введена карточная система распределения продуктов, внутренний рынок практически исчез. В этих условиях потребность в коммерческой рекламе сократилась.
Но рекламная деятельность не исчезла, а в отдельных сферах активно развивалась, превосходя по своим показателям уровень 20-х годов. Прежде всего, это была социальная реклама. Коммерческая реклама существовала в рамках внешней.
Слайд 34Начиная с 1930-х гг. плакаты взывают к трудовым свершениям, в том
числе со стороны женской части населения: такие работы как «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» (Г. Шегаль, 1931 г), «Делегатка, на ударную уборку полей!» (В. С. Сварог, 1930 г) являются характерными примерами пропаганды трудового подвига.
Не менее известен плакат «За пятилетку в четыре года», агитирующий людей опережать друг друга, выполняя государственный план.
Слайд 35По мнению большевиков, женщина должна была работать наравне с мужчинами, также
стремясь всеми силами построить новое социалистическое общество.
Слайд 36На этих плакатах можно видеть типичные образы советских рабочих. Прослеживается свойственная
советским плакатам динамика.
Слайд 37Коллективизации сельского хозяйства посвящены: «Батраки и комсомольцы, на трактор!» (Сварог В.
С.), «Комсомольцы, на ударный сев» (Клуцис Г. Г.), «Каждый колхозник, каждая бригада» (Елкин В. Н.) – все эти плакаты 1931 г.
Слайд 38Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс —на передний план выдвигалась
задача создания «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Слайд 39Немаловажными были социальные плакаты, призывающие осуществлять в сроки планы первых пятилеток.
Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов было из деревень.
Слайд 40Рекламная деятельность.
Советские рекламные организации.
Нехватка валютных ресурсов для проведения индустриализации и
заинтересованность в сбыте на внешних рынках промышленных изделий, выпуск которых осуществляли создаваемые в стране отрасли промышленности, вызвали повышение активности в области внешнеторговой рекламы. Руководящим органом в области экспортной рекламы стал образованный в августе 1930 г. Совет по делам экспортной рекламы:
определение номенклатуры экспортных товаров, подлежащих рекламированию на внешних рынках;
общее руководство рекламной работой экспортных организаций и торгпредств;
рассмотрение и утверждение планов и смет экспортных рекламных кампаний.
В ведении Совета находился также контроль за качеством рекламных материалов. Для практической реализации этой функции при Совете создается специальная Экспертная комиссия. Рекламные материалы рассматривались по четырем позициям:
а) эффективность воздействия;
б) качество художественного исполнения;
в) отсутствие чуждой СССР тематики;
г) грамотность текста.
Слайд 41М. Исиченко, продукция внешнеторгового объединения Technoexport «Электролампа» (1937) и «Швейная машинка»
(1938)
Слайд 45Реклама во время
Второй Мировой войны
Слайд 49Советская реклама в 50-60-е годы.
В послевоенные годы по отношению к рекламе
в СССР сохранялся «идеологический подход» - её квалифицировали как «типичный атрибут капиталистического общества».
После смерти Сталина в период «хрущевской оттепели» «идеологический подход» к рекламе сохранялся, но была признана её необходимость в связи с развитием внутренней и внешней торговли. Развитие рекламной деятельности в СССР в этот период происходило под полным контролем партийных и государственных органов.
Слайд 50Советская реклама в 70-е годы. Создание рекламной службы в промышленности.
В течение
многих лет реклама в стране развивалась исключительно в сфере торговли. Основным направлением их деятельности было развитие художественно-оформительской рекламы.
Информация населения о товарах и услугах составляла незначительный процент в планах рекламных организаций. Резкое увеличение производства товаров массового потребления, введение оценки деятельности предприятий-изготовителей по результатам реализации выпускаемой продукции поставили промышленные министерства перед необходимостью обратиться к рекламе как средству воздействия на спрос.
Отсутствие единых принципов организации пропаганды товаров заметно снижало результаты рекламной деятельности, ставило их в зависимость от ряда случайных факторов.
Слайд 51Проблемы развития рекламы в 80-е г.
Перед рекламными организациями встает необходимость повысить
научную обоснованность рекламной деятельности, добиться четкой согласованности действий, уделить особое внимание проведению совместных рекламных кампаний.
Работники рекламных служб остро нуждались в материалах, которыми располагали научно-исследовательские учреждения. Однако из-за отсутствия информации об исследованиях осуществляемых различными отраслями эти материалы не использовались рекламистами.
Промышленность и торговля, как правило, обращались к рекламе в тех случаях, когда необходимо было выровнять, сбалансировать предложение и спрос. Решая с помощью рекламы сиюминутные задачи реализации товаров и услуг, производство не имело стратегии развития своих рекламных служб.
Слайд 52Общая направленность социальной рекламы в советский период
Основные темы государственной рекламы советского
времени отражали государственную политику:
война; военная тематика преобладала во всех сферах жизни страны сразу после отречения Николая II от власти. Выходили яркие плакаты с хлесткими запоминающимися лозунгами. Такую рекламу можно разделить на два типа государственно-социальную и военную;
борьба с инакомыслящими;
помощь голодающим и больным;
призыв к здоровому образу жизни;
воспевание коммунистических ценностей.
Слайд 53Социальная реклама
Плакаты 1960-х гг. косвенно отражают тему Холодной войны, например, плакат
1968 г «Американская свобода в руках душителей народа» (Кукрыниксы). В то же время такие работы как «Миру – мир» (Каракашев В. С., 1965 г) и «Нам нужен мир» (Громыко М., 1973 г) подчеркивают общий мирный настрой советских граждан.
Слайд 54Социальная реклама
Распространение социальной рекламы было необходимо государству для пропаганды нового советского
образа жизни.
В первую очередь, социальная реклама проводила черту между советскими гражданами и гражданами западных стран, яркий пример социального плаката на эту тему – работа, выполненная «Объединением художников-реалистов» со стихотворением Д. Бедного «Ночная панель».
Слайд 55Вот чему должна быть крышка,
Вот вести с чем надо бой:
Строя старого
отрыжка
На панели пред тобой!
Перья, пудра, краски, мушки,
Блеск поддельной красоты,
Продающиеся «душки»,
Безобразные коты.