Слайд 1
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Культура
Древней Греции
Слайд 4Периоды развития античной культуры
I. Эгейская культура
к.III-II тыс. до н.э. (Крит, Микены,
Троя)
II. Культура Древней Греции:
Гомеровский период XI-VIII вв. до н.э.
Архаический период VII-VI вв. до н.э.
Классический период V- последняя треть IV вв. до н.э.
Эллинистический период последняя треть IV-I вв. до н.э.
III. Этрусская культура VIII-II вв. до н.э.
IV. Культура Древнего Рима:
Царский период VIII-VI вв. до н.э.
Период республики V-I вв. до н.э.
Период империи I-V вв. н.э.
Древней Греции
«Мы любим прекрасное, соединённое с простотой, и мудрость без изнеженности, мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах».
Фукидид. Речь Перикла, V в. до н. э.
Слайд 6Особенности социально-политической культуры Древней Греции
В древнейшие времена в Греции возникли общины
свободных производителей, которым принадлежала земля – главное средство производства Античности.
В развитых областях общины превращались в государства полисного типа.
Община играла в древнегреческой культуре большую роль. Она была хранительницей традиций. Так, культ героев и мест имел государственное значение.
Важное место занимали общественные культовые празднества, а затем театральные представления, состязания певцов, торжественные процессии в честь бога-покровителя полиса (шествие афинян в праздник Великих Панафиней, посвящённое Афине), игры.
Игры: Олимпийские – в честь Зевса (с 776 г. до н. э.) (спортивные и вестников, трубачей)
Пифийские в Дельфах – в честь Аполлона (гимнастические, конные, поэтов, музыкантов.
Немейские в Арголиде – в честь Зевса (гимнастические, конные, мусические).
Истмийские около Коринфа – в честь Посейдона (спортивные, музыкантов).
Слайд 7Особенности социально-политической культуры Древней Греции
ПОЛИС – город-государство в Древней Греции –
с выборным управлением, активной публичной самодеятельностью всех свободнорождённых граждан (этнических эллинов) и общинночастной собственностью.
Полноправными гражданами полиса являлись члены общины, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права.
Равными правами обладали имущественно и престижно неравные граждане полиса. Они имели одинаковую свободу по отношению к метекам.
Граждане полиса делились на разные социальные слои:
крупные землевладельцы, купцы,
крестьяне, мелкие торговцы,
ремесленники, сезонные работники, батраки.
Часть населения города не имела гражданских прав:
метеки – переселенцы, лично свободные. За право на жительство, занятие ремеслом или торговлей платили особый налог – метойкион;
периэки – порабощённая спартанцами группа лаконского населения, сохранявшая личную свободу, но не имевшая политических прав;
вольноотпущенники; рабы.
Полисы различались по форме организации полит. власти: олигархические, демократические.
Расцвет полисной системы относится к VII-VI вв. до н. э.
Слайд 8Культурно-мировоззренческие доминанты
Номос (Закон) Элеутерия (Свобода)
Космос (Порядок) Алетейя (Истина, Правда)
Гармония Агон (Состязательность)
Аретэ
(Добродетель)
Автаркия (Самодостаточность)
Энкратейа (Самоконтроль, господство разума над животным началом)
Эвтимия (Спокойствие)
Апония (Отсутствие страдания и наказания)
Атараксия (Невозмутимость мудреца)
Апатия (Бесстрастность)
Андрейа (Крепость, стойкость, непреклонность, т.е. мужество)
Эвдаймония (Счастье)
То калон (Прекрасное) связано с понятиями: мера, порядок, пропорция, определенное
Калокагатия (Прекрасное и доброе)
Катарсис (Очищение)
Мимезис (Подражание)
Слайд 9Религия и мифология древних греков
Слайд 10Происхождение мира и богов
1.Все произошло из тёмного безграничного ХАОСА, в т.
ч.:
ГЕЯ – богиня земли
ЭРОС – любовь
ЭРЕБ – вечный мрак
НИКТА – тёмная ночь.
От Никты и Эреба произошли: ЭФИР – вечный свет,
ГЕМЕРА – радостный светлый день.
2. ГЕЯ породила УРАНА – голубое небо.
ГЕЯ и УРАН породили:
6 титанов, в т.ч. Крона (всепоглощающее время)(хронос - время),
6 титанид,
3 киклопов (циклопов) – одноглазых великанов,
3 гекатонхейров – 50-головых, 100-руких великанов.
Слайд 11Происхождение мира и богов
Титан ОКЕАН и богиня ФЕТИДА породили все реки
и морских богинь – океанид.
Титан ГИПЕРИОН и титанида ТЕЙЯ дали миру: ГЕЛИОСА – бога солнца
СЕЛЕНУ – богиню луны
ЭОС – богиню зари.
От бога звёздного неба АСТРЕЯ и ЭОС произошли звёзды и ветры:
БОРЕЙ – северный ветер НОТ – влажный южный ветер
ЭВР – восточный ветер ЗЕФИР – западный ласковый ветер
3. Титан КРОН низверг своего отца УРАНА.
Богиня ночи НИКТА родила в наказание Крону:
ТАНАТ – смерть АПАТУ – обман ГИПНОС – сон с роем мрачных видений
ЭРИДУ – раздор КЕР – унижение НЕМЕСИДУ–отмщение за преступления
Слайд 12Происхождение мира и богов
КРОН проглотил своих детей: Гестию, Деметру, Геру, Аида,
Посейдона (т. к. Крону предсказали, что один из его детей низвергнет его самого).
Зевса – младшего сына Крона – сумела спрятать мать Зевса титанида Рея
4. ЗЕВС (сын Крона и титаниды Реи) низверг в ТАРТАР своего отца КРОНА.
Ему помогли киклопы (выковали громы и молнии) и великаны-гекатонхейры
Богиня земли Гея разгневалась, вступила в брак с Тартаром и произвела на свет стоголовое чудовище – ТИФОНА
ЗЕВС победил Тифона, низверг его в Тартар
Слайд 13
ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ
5. Зевс воцарился на Олимпе
Миром стали править:
сыновья Крона:
ЗЕВС, взявший себе
небо,
ПОСЕЙДОН – море,
АИД – подземное царство душ умерших
дочери Крона и Реи:
Деметра – богиня земледелия и плодородия,
Гестия – богиня огня и домашнего очага
Персефона – богиня подземного царства и плодородия, дочь Зевса и Деметры.
Кора – дочь Деметры.
Слайд 14ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ
Афина Паллада – богиня мудрости, родилась из головы Зевса (после
того, как Зевс проглотил богиню разума Метиду)
Аполлон (Феб) – бог солнечного света, покровитель искусств, сын Зевса и Лето (дочери титанов Коя и Фебы, богини солнечного света)
Артемида – богиня охоты, покровительница лесов, близнец Аполлона
Арес – бог войны, сын Зевса и Геры
Афродита – богиня любви, дочь Зевса и богини Дионы
Гефест – бог-покровитель кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры
Гермес – вестник богов, проводник душ умерших в преисподнюю, бог скотоводства, торговли, воров, мышления, красноречия, сна, сын Зевса и Майи, нимфы гор. Отец Пана, Гермафродита
Дионис – бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы
Слайд 15Мойры
Мойры – богини судьбы (рим. парки – доля, участь, судьба) –
определяют срок жизни человека.
Мойры – дочери Зевса и Фемиды (титаниды, богини права и законного порядка).
Наиболее известные мойры:
Клото – прядет жизненную нить (греч. пряха).
Лахесис – определяет участь человека (греч. дающая жребий).
Атропос – перерезает жизненную нить (греч. неотвратимая).
Религия и мифология древних греков
Слайд 16Древнейшие мифические существа, населявшие окружающую природу
Кентавры – полулюди, полукони (Хирон, Нес,
Фол и др.).
Пан – лесной демон; бог – защитник пастухов и мелкого рогатого скота, сын Гермеса. Изобрёл пастушескую свирель и играл на ней (сиринга, 5-9 стволов), преследовал нимф, отличался похотливостью. Пан мог возбуждать панический ужас и панику. Его опасались во время полуденного отдыха и сна. Изображался в виде человека с ногами, часто бородой и рогами козла.
Сатиры – природные демоны, дикие, резвые, насмешливые. Сначала их изображали в образах полулошадей, в эллинистическое время – козлоподобными спутниками Пана.
Силены – люди с лошадиными ушами, хвостом, копытами, животным выражением лица, дружелюбные, исполненные мудрости, иногда похотливые. Им приписывали близкое родство с сатирами.
Сирены – злые демоны, люди-птицы (как правило, с женской головой). Могли изменять погоду. Своим волшебным пением заманивали корабли к острову, где они разбивались о скалы.
Гарпии (греч. хищницы) – духи бури, безобразные и злые. Изображались в виде полуптиц-полуженщин.
Слайд 21Гекатонхейр (50 голов, 100 рук) Киклоп
Слайд 22Нимфы
Нимфы – низшие божества, олицетворявшие силы природы, прекрасные молодые девушки, проводящие
время на лоне природы в пении, играх, вождении хороводов. Могли посылать удачу и плодородие, но могли также быть опасными для людей.
Нимф различали согласно местам их обитания:
Наяды – жили в воде или в гротах у источников, прудов, озёр;
Нереиды – жили в морях;
Ореады – жили в горах и лесах;
Дриады – жили на деревьях.
Слайд 23Оры (Горы) – благожелательные к людям богини, ведавшие сменой времён года,
дочери Зевса и Фемиды.
Фалло – богиня цветения Карпо – богиня плодов
Ауксо – богиня произрастания
Слайд 24
Хариты (рим. Грации)
(богини красоты и женской прелести,
дочери Зевса и Евриномы
(дочери Океана))
Красота, Любовь, Удовольствие
Слайд 25МУЗЫ
Музы – богини – покровительницы искусств (9 муз).
Рождены от Зевса и
Мнемосины (греч. «воспоминание»; дочь Урана и Геи).
Мельпомена – муза трагедии («поющая») (с трагической маской и мечом (или палицей) в руках; в венке).
Талия – муза комедии («цветущая») (со скипетром или палицей; в венке из плюща).
Терпсихора – муза танца, хореографии («любящая хороводы») (с лирой в руке).
Каллиопа – муза эпической поэзии и музыки, позднее – красноречия («прекраснозвучащая») (с вощёной дощечкой и палочкой для письма).
Полигимния – муза гимнической поэзии и музыки (указательный палец прижимает к губам).
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки («очаровательная») (с венком, иногда – с маской; свиток у ног. С флейтой сопровождала лирические песни).
Эрато – покровительница лирической поэзии и эротических стихов (с лирой и маленьким Эротом).
Урания – муза астрономии («небесная») (с глобусом и указкой в руках).
Клио – муза истории («прославляющая»).
Музы жили на вершинах беотийских гор – Геликон и Парнас.
АПОЛЛОН – покровитель всей сферы музыкальных искусств, музыкантов, певцов.
Слайд 26Философия Древней Греции
Натурфилософы (VII-V вв. до н.э.)
Фалес из Милета (VII-VI вв.
до н.э.)
Анаксимандр (VII-VI вв. до н.э.)
Анаксимен (VI в. до н. э.)
Пифагор (VI в. до н.э.)
Гераклит (VI в. до н.э.)
Парменид (VI-V вв. до н.э.)
Анаксагор (VI-V вв. до н.э.)
Эмпедокл (V в. до н.э.)
Демокрит (V-IV вв. до н.э.)
Сократ
Слайд 27Философия Древней Греции
Софисты (V-IV вв. до н.э.)
Протагор (V в. до н.э.)
Антифонт Ликофрон
Горгий (IV-III вв до н.э.) Продик Алкидамант
Гиппий Критий Трасима
Сократ (470/469-399 гг. до н.э.) – добродетель – высшее благо. Добродетель неотделима от знания. Самопознание – путь к достижению истинного блага. Знающий не станет поступать дурно.
Платон (428/427-347 гг. до н.э.) – душа имеет 3 части: разумную, волевую, чувственную. Им соответствуют три добродетели: разум – основа мудрости, воля – мужества, обуздание чувственности – благоразумие (этика Платона).
Аристотель (384/383-322 гг. до н.э.) – реальны не идеи, а сами вещи. В основе вещей лежат причины – материальная, формальная, движущая.
Слайд 28Философские течения периода эллинизма
Кинизм (Диоген Синопский, ум. ок. 330-320 г. до
н.э.) – основатель Антисфен
(Уметь господствовать над страстями, презирать наслаждение, т.к. это угрожает свободе. Жить без цели и ненужных забот. Автаркия (самодостаточность), апатия (бесстрастность)).
Эпикуреизм (Эпикур, 341-270 гг. до н.э.)
(Для достижения счастья не нужно ничего. Истинное удовольствие – это отсутствие страдания телесного (апония) и невозмутимость души (атараксия)).
Стоицизм (Зенон Китионский, 333-262 гг. до н.э.)
(Счастье не зависит от внешних условий. Счастье – в следовании природе, а значит – инстинкту самосохранения, такие действия и есть долг. Апатия (бесстрастность)).
Скептицизм (Пиррон, 365-275 гг. до н.э., Тимон)
(Ничто не очевидно, мы не знаем, что истина, что ложь. Надо воздерживаться от суждений. Андрейа (непоколебимость), апатия).
Киренская школа (Аристипп из Кирены, 435-356 гг. до н.э., ученик Сократа)
(Цель жизни – наслаждение, счастье – совокупность наслаждений (т. к. природа всё равно непостижима)).
Слайд 29Наука Древней Греции
Математика
Пифагор (570-500 гг. до н.э.)
Зенон Эгейский (V в до
н.э.)
Гиппократ Хиосский (V в до н.э.)
Евдос Книдский (IV в до н.э.)
Евклид из Александрии (360-300 гг. до н.э.)
Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н.э.)
Аполлоний Пергский (III-II вв. до н.э.) (ученик Евклида)
Астрономия
Аристарх Самосский (IV-III вв. до н.э.)
Аполлоний Пергский (III-II вв. до н.э.)
Гиппарх (II в. до н.э.)
Слайд 30Медицина
Алкмеон (V в. до н.э.)
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.)
Геродик из Фракии
(IV в. до н.э.)
Диокл из Кариста (IV в. до н.э.)
Герофил из Халкедона (335 – 260 гг. до н.э.) (первым начал вскрывать трупы)
Эрасистрат из Кеоса (IV – III вв. до н.э.)
История
Геродот, Ксенофонт, Фукидид (V в. до н.э.)
Птолемей (I-II вв. н.э.)
Герон (I в. до н. э. или I в. – ?) – инженер, математик, топограф – заложил основы приборостроения.
Слайд 32Наука Древней Греции
Эллинистический период – эпоха научных открытий, технических достижений, активной
систематизации знаний.
Мусейон («Дом муз») (существовавший в III в. до н. э.) – научное учреждение, объединившее учёных и писателей.
В Мусейоне занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, филологии.
При Мусейоне находились зоологический, ботанический сады, обсерватории.
В Мусейоне работали Эвклид, Архимед из Сиракуз.
Астроном Аристарх выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца,
Эратосфен (III в. до н. э.) стал основоположником физической географии,
Манефон (III в. до н. э.) написал «Историю Египта»,
Аполлодор (II в. до н. э.) – «Мифологическую Библиотеку» (справочник по мифологии).
Филологи изучали, комментировали книги древних авторов, Гомера.
Слайд 33Образование в Древней Греции
Цель образования – физическое и духовное совершенство. Обучение
с 7 лет.
Учебные предметы в школе , «свободные искусства»:
грамматика, Наряду с этим – Учителя:
риторика, гимнастика, 1 – грамматист,
диалектика, музыка. 2 – кифарист,
арифметика, 3 – педотриб –
геометрия, учитель гимнастики.
астрономия,
теория музыки.
2 этапа обучения: начальный и средний. Учитель в школе – педоном.
Более высокая стадия – в гимнасиях (в эпоху эллинизма) – предполагала также обучение спорту и музыке.
Высшей целью обучения являлись философия и риторика.
С 18 (16) лет – проходили эфебию (4 года), которая включала:
1 – военную подготовку (инструктор – дидаскал),
2 – физическую подготовку, (С III в. до н.э. – проходили эфебию
3 – музыкальную подготовку. 1 год и добровольно. Изучали и риторику,
философию, литературу, музыку).