Слайд 1История одного шедевра
«Демон сидящий» Врубеля
Марыщева Надежда Александровна
Учитель истории, обществознания МОУ ГСОШ
города
Калязина
Слайд 2Михаил Врубель был изгоем. Рожденные им образы ужасали людей, их называли
уродливыми,
болезненными галлюцинациями. А в последние годы жизни художника его
произведения и вовсе называли творениями психически нездорового человека. Отчасти они
были недалеки от истины: в течение 10 лет Врубель лечился у нескольких врачей от
различных ментальных расстройств.
Слайд 3Сюжет
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то
чтобы монументального Демона, которогоя напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своейсестре о работе над полотном.
Слайд 4Сюжет
Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений.
Сцепив руки,
он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней
перекладинами рамы.
Слайд 5Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее
художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.
Врубель М.А. Пан. 1899
Проект "Русский музей:
Слайд 6После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов.
И
если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми,остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.
Слайд 7Контекст
Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие
отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена
Елена Забела своей сестре.
Слайд 8Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в
психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело.
Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.
Слайд 9Судьба художника
Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего
его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись 2 / 5 увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил. В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям.
Слайд 10Судьба художника
Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль
о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.
Изображен(а): Врубель Михаил Александрович
Автор: Серов Валентин Александрович
Слайд 11Судьба художника
Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там
его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз».
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.
Слайд 12Судьба художника
В то время заказов у него толком не было, приходилось
добывать деньги учительством и мелкими подработками.
В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.
Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг»
Слайд 13Судьба художника
На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и
сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.
Слайд 14Судьба художника
Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума.
Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи,не верил в выздоровление Врубеля.
Слайд 15Судьба художника
Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер
сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.
Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию».
На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
Врубель в гробу. Последний портрет Врубеля. Сделан с натуры учеником академии художеств А.Н. Поповым, во время прощания с ним в церкви при академии 2 апреля 1911 года (по ст. стилю)
Слайд 16Источники
http://www.muzshkola2.znaet.ru/im.xp/052051056052124049049051054051051052051057.html краски
http://img-fotki.yandex.ru/get/6401/153292660.373/0_82308_8a3c5368_XL краски
http://freevector.info/images/vector-paint-brushes.gif кисти
http://www.allfons.ru/pic/201208/1280x1024/allfons.ru-15307.jpg фон
История одного шедевра: «Демон сидящий» Врубеля- Diletant.media
https://yandex.ru/images/search?text=произведения+врубеля