Слайд 1
Презентацию подготовила
Преподаватель МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска
Марченко Ирина Валерьевна
Зодчество Древней Руси
Слайд 2
Культура Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) - культура восточно-славянских княжеств
(позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
Слайд 3Архитектура Древней Руси
Древнерусские школы зодчества
Византийская школа
Русь приняла от Византии сложившуюся православную
религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. Почему так получилось, мы можем только гадать.
Первой каменной церковью на Руси считается церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная), построенная в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами.
Слайд 4Характерным признаком первых деревянных русских храмов является многоглавие, например, первая Киевская
София "имущее верхов 13" или построенная в 992 году дубовая Новгородская София "13 верхы имуще". Позднее строятся и многоглавые каменные храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке
Двадцатидвухглавый Храм Преображения Господня на острове Кижи (1700)
Слайд 5Владимиро-суздальская школа
Быстрый расцвет Владимиро-Суздальской школы был обусловлен усилением к середине
12 в. Владимиро-Суздальского княжества, а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего
княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси.
На фото - Храм Покрова на Нерли
Слайд 6Церковь в Кидекше
Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена
из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка. Размеры церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.
Слайд 7Успенский Собор Во Владимире
Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного
зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева.
В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 8Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на
территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Богородице-Рождественский собор — символ Суздаля
Слайд 9Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Гео́ргиевский собо́р — белокаменный собор, расположенный на территории
древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
Слайд 10Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222—25.
Выдающиеся памятники декоративного искусства
Владимиро-Суздальской школы
«Лестничная» башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158—65.
Слайд 11Древний Георгиевский собор.
Георгиевский собор был построен в 1230-1234 гг. на месте древнего
собора 1152г., заложенного Юрием Долгоруким. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения. В тот же год князь Святослав Всеволодович повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Постройка была окончена в 1234г., был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.
Слайд 12«Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея,
Москва).
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление; деисис) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
Слайд 13Новгородская школа
(2-я треть 12 — начало 16 вв.)
Новгородская школа
древнерусского зодчества - одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородской школы сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля.
На изображении - Софийский собор, 1045—1050
Слайд 14«Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге.
Около 1167.
Слайд 15Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода.
1198; росписи — 1199.
Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
Слайд 16Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
Фёдора Стратилата церковь
на Ручье в Новгороде, выдающийся памятник русской архитектуры. Построена
в 1360–61. Представляет собой кубический, 4-столпный, одноглавый, стройных монумент, форм крестово-купольный храм с 3-лопастным завершением фасадов и пышным архитектурным декором (арочки, нишки, бровки и др.).
Внутри – просторные хоры, где размещены приделы и камеры-хранилища. Для фресок церкви (2-я половина 14 в.) характерны драматическая патетика образов, стремительность и ритмичность движения, экспрессия монохромного письма. Трапезная и колокольня пристроены в 1697–98.
Слайд 17«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»).
Икона (фрагмент). Последняя
четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 18Собор Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря
Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в
1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной - теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города).
В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).
Слайд 19Собор Мирожского монастыря
Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века,
знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.
Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения
Слайд 20Псковский кремль, XIII-XVI вв.; Изборская крепость, 1330
Изборская крепость — крепость, которая
считается началом основания древнего города Изборск, который упоминался впервые в летописи «Повесть временных лет». Изборское укрепление много веков отстаивало западные рубежи России. Не победило её и время, до сих пор крепостные стены и башни, которые уже стали частью уникального природно-исторического комплекса, поражают воображение своей красотой и мощью.
Слайд 21Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313
Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь
— действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII веку. Первоначально был мужским.
Слайд 22Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке 1532 год
Церковь Вознесения
Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Слайд 23Преображенская церковь в Кижах
Церковь Преображения Господня — православный храм, памятник архитектуры
федерального значения, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи», входит в состав храмового комплекса Кижского погоста.Построена в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.
Слайд 24Московский Кремль при Иване Калите, картина А. М. Васнецова
В 1156 году
на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер.
Слайд 25Всехсвятский мост и Московский Кремль в конце XVII века. Рисунок А.
М. Васнецова
Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника
Слайд 26Архангельский Собор Кремля
Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле —
православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.
В 1333 году, за лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 г. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XVI века
Слайд 27Успенский Собор Кремля
Успенский собор Кремля был сооружен в 1475-1479 годах архитектором
из Италии Аристотелем Фиораванти по подобию одноименного собора во Владимире. Отличает этот собор его изысканная простота фасадов с пятью мощными барабанами, которые венчают золоченые купола, напоминающие своим видом воинские древнерусские шлемы.
Слайд 28Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422)
Тро́ицкий собо́р — соборный храм и древнейшее
из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества.
Слайд 29Собор Сретенского монастыря
Сре́тенский монасты́рь — православный мужской монастырь, находящийся в центре
современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена.
Слайд 30Днепровские ворота (Фроловская башня)
Автор: Федор Конь
Год постройки: 1595
Проезжие ворота в составе
Смоленской крепостной стены, построенные в 1795—1811 годах на месте разрушенной Фроловской башни.
Здание построено в стиле классицизма. Прямоугольная основа покрыта четырьмя скатами, а в центре — увенчана четвериком со срезанными гранями, с куполом и шпилем. Проезд через ворота находился на поперечной оси первого этажа, а второй этаж занимала церковь святой Одигитрии. По верху прясел крепостной стены, подходящих к воротам, установлены две одинаковые колокольни, расположенные симметрично друг относительно друга. Проезд в ворота осуществлялся по мосту, от которого в настоящее время остались лишь руины по обеим сторонам реки Днепр.
Слайд 31Автор презентации – Марченко Ирина Валерьевна
2018 г.