Слайд 1Отечественное искусство второй половины XX века
Лекционно-иллюстративный материал по «Истории изобразительного искусства»
Преподаватель
Шилова Н.Ю.
Слайд 2Д. В. Сарабьянова.
Мухина В.И.
«Рабочий и колхозница».
«Основные «задачи» советского искусства:
«служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало»
Слайд 3С 1950-х годов советское искусство развивается в двух направлениях:
официальное советское искусство;
неофициальное
искусство СССР.
Слайд 4Искусство
1945—1961 годов
Этот период в советских учебниках истории искусства
носил название «Искусство в период дальнейшего развития социалистического общества». В первые послевоенные годы быстро шло восстановление экономики, и главной темой искусства являлся пафос героического труда, а также воспевания «Великой Победы».
Слайд 5Живопись
В живописи этих лет широкое распространение получил исторический, «историко-революционный» жанр.
Слайд 6«Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола»
Авторы: Борис Иогансон, Василий
Соколов, Дмитрий Тегин, Наталья Файдыш-Крандиевская, Никита Чебаков (1950)
Слайд 7Владимир Серов. «Ходоки у Ленина» (1950)
Слайд 8 Георгий Мелихов
«Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова»
(1947)
Слайд 9Юрий Непринцев
«Отдых после боя» (1951)
«Сестры наши» (1956)
Слайд 10 Владимир Костецкий
«Возвращение» (1947)
Слайд 11Александр
Лактионов
Письмо с фронта (1947)
Слайд 13 Аркадий Пластов «На колхозном току» (1949)
Слайд 14«Весна» (1954)
«Ужин тракториста» (1951)
Слайд 15Семен Чуйков
«Дочь чабана»
(1948—1956)
«Утро» (1947)
Слайд 16Эдуард Калныньш «Новые паруса» (1945)
Слайд 17Сергей Герасимов
«Зима» (1959)
«К осени» (1953)
Слайд 18Василий Мешков «Сказ об Урале» (1949)
Слайд 19Георгий Нисский «Подмосковье» (1957)
Слайд 21Графика
В графике же особо заметен вклад мастеров, ставших известными в военные
и послевоенные годы
Слайд 22Борис Пророков
«Разгон демонстрации»
(Из цикла «Вот она Америка!»)
«Танки Трумэна на дно!»
Слайд 23Кукрыниксы
творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные
члены АХ СССР, народные художники СССР (1958),
Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991),
Порфирий Никитич Крылов (1902—1990)
Николай Александрович Соколов (1903—2000).
Слайд 24«Ласочка». Иллюстрация Евгения Кибрика к повести Р. Роллана «Кола Брюньон».
Дементий Шмаринов,
Иллюстрация к роману «Война и мир» Л.Н.Толстого
Слайд 25Дубинский Давид. Иллюстрация к повести А. П. Гайдара «ЧукиГек» (1950)
Слайд 26Скульптура
В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Скульптурный монумент и
памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.
Слайд 27Николай Томский
Монумент генералу Апанасенко
(Белград, 1949)
Монумент генералу Черняховского (Вильнюс, 1950
— перевезен в Воронеж)
Слайд 28Юозас Микенас, памятник 1200 гвардейцам в Калининграде (1946)
Слайд 29Сергей Орлов, памятник Юрию Долгорукому, 1954
Александр Кибальников,
памятник Маяковскому скульптора (1958 )
Слайд 30 Михаил Аникушин, памятник Пушкину (1957)
Вера Мухина, памятник Чайковскому (1945
– 1950-е)
Слайд 31Сергей Коненков
«Освобожденный человек» (1947)
«Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева»
(1949)
«Автопортрет» (1954).
Слайд 32Архитектура
В первый послевоенный архитекторы активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая
новые. Восстанавливая города, архитекторы старались исправлять их старые недостатки.
Крещатик. Киев
Слайд 33Каро Алабян и Василий Симбирцев, Пропилеи на центральной набережной Волгограда.
Слайд 34Минск. Центральный почтамт.
Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий
Баданов
Слайд 35Здание МГУ (1949—1953)
Борис Иофан,
Лев Руднев,
Сергей Чернышёв,
Павел Абросимов, Александр Хряков.
Скульптурное
оформление фасадов — работы мастерской Веры Мухиной.
Слайд 36Искусство
1960-1980-х годов
Этот период в советских учебниках истории искусства носил название
«Искусство в условиях развитого социализма».
Слайд 37Живопись
В советской живописи помимо сурового стиля были и другие направления. Многие
художники молодого поколения предпочитали следовать другим традициям, тяготея к живописному импрессионизму и непосредственному восприятию натуры.
Слайд 38Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице» (1962)
Слайд 39Дмитрий Мочальский «После демонстрации» (1949)
Слайд 40Николай Ромадин
«Село Хмелевка» (1944)
Слайд 42Николай Андронов
Гелий Коржев
Павел Никонов
Виктор Попков
«Суровый стиль» в живописи
Таир Салахов
Александр и Пётр
Смолины
Игорь Обросов
Виктор Иванов
одно из течений в живописи, возникшее в конце 1950-х — начале 60-х годов. Работы художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза Художников.
Слайд 43Александр и Петр Смолины. «Полярники» фрагмент. (1961)
Павел Никонов «Наши будни» (1960)
Слайд 44Монументальная живопись
Дворец пионеров на Воробьевых горах
(1959—1963)
Николай Андронов,
Андрей Васнецов,
Юрий Королёв,
Борис Милюков, Леонид Полищук, Игорь Пчельников, Борис Тальберг, Борис Чернышев
Слайд 45Мозаики Бородинской панорамы кинотеатра «Октябрь»
Слайд 46Скульптура
Скульптура в послевоенное время развивалась в рамках темы героизма воинов и
жертвах ВОВ.
Слайд 47Мемориальные комплексы
Брестская крепость, памятник героям сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор
Е.Вучетич).
Слайд 48 Пискаревское кладбище (скульпторы Вера Исаева, Роберт Таурит)
Памятник в деревне Пирчупис
(1960, Гедиминас Иокубонис)
Слайд 49Мемориальный ансамбль в Саласпилсе
(1969, скульпторы лев буковский, янис заринь, олег
скарайнис; архитекторы гунар асарис, олег закаменный, иварс страутманис, ольгертс остенбергс)
Слайд 50Комплекс Хатынь в Белоруссии решает задачу в другом плане — как
пример сложного превращения остатков сгоревшей деревни в мемориал.
Слайд 51Станковая скульптура
Татьяна Соколова «Материнство» (1970)
Дмитрий Шаховской «Камчатские рыбаки» (1959)
Слайд 52Даниэль Митлянский «Реквием. 1941 год. Моим одноклассникам, погибшим на войне» (1971)
Слайд 53Архитектура
В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и
строительстве», положившее конец сталинскому ампиру.
Индустриализация прежде всего коснулась жилищного строительства: было необходимо решить вопрос о типе массовой квартиры и жилого дома. Началась застройка районов крупными массивами.
Слайд 54Проспект Калинина
(1964-1969, арх. М. В. Посохин)
Здание СЭВ (1963—1970).
А. А.
Мндоянцем, В. А. Свирским и инженерами В. И. Кузьминым, Ю. Рацкевичем, С. Школьниковым
Слайд 55Останкинская телебашня (1967)
Дворец искусств в Ташкенте (1965, арх. Ю. Халдеев,
В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев)
Слайд 56Неофициальное искусство
СССР
Под таким названием объединяют представителей различных художественных течений в
изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андерграундного» существования, неофициальное искусство в СССР было тесно связано с неформальными молодёжными движениями.
Слайд 57
Сергей Алфёров «Медитация» 1980-е.
В. Пьянов «Вознесение»
Слайд 58Домашнее задание
Подготовить эссе на тему: «Современное искусство, как я его вижу».
Подготовиться к итоговой контрольной работе.
Заполнить словарь терминов и имен, альбом произведений искусства.