Слайд 1Поль Сезанн
175 лет со дня рождения художника
(1839-1906)
Составитель: Ирина Владимировна Горшунова
– преподаватель художественного отделения
р.п. Белый Яр – 2014 г.
МАОУ ДОД «Детская школа искусств»
Слайд 2ИСКУССТВО ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА
Слайд 3Постимпрессионизм. Поль Сезанн
Постимпрессионизм (от лат. post - после
и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний – духовных и материальных.
Слайд 4В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и
противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти "наби" - французский вариант "модерна") не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.
Слайд 5 Французский художник, представитель постимпрессионизма.
П.Сезанн – один из
самых значительных мастеров конца XIX - начала XX вв., художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства и легли в основу таких явлений, как фовизм и кубизм.
Слайд 6Биография Поля Сезанна
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс – ан - Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции.
Слайд 7В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во
многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в Коллеж Бурбон. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам.
Слайд 8Учился в коллеже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно
проходил курс рисунка при городском музее. В 1861 г. приехал в Париж, где посещал частную Академию Сюиса (1862—65); познакомился с К. Писсарро, а позднее с К. Моне, О. Ренуаром, А. Сислеем.
Дружба Золя и Сезанна была, без сомнения, важна для них обоих. Во многом под влиянием Золя Сезанн выбрал путь художника. В свою очередь размышления Сезанна о живописи определили вкусы Золя в области изобразительного искусства.
Слайд 9Тёмный период
Сезанну исполнилось 23 года, и он был в самом
начале пути. Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания.
В этот тёмный, или романтический, период (1862—72) художник писал трагические сцены («Убийство», 1867—70), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67), создал «Портрет отца»
(ок. 1867 г.), запечатлел свою сестру, исполняющую музыку Р. Вагнера («Девушка за пианино. Увертюра к "Тангейзеру”», ок. 1869 г.).
Сезанн часто бывал в Париже, встречался с будущими импрессионистами и ежегодно безуспешно пытался экспонировать картины в Салоне.
П.Сезанн «Убийство», 1867—70
Слайд 10 «Девушка за пианино. Увертюра к "Тангейзеру”», ок. 1869 г.
«Портрет отца» (ок.
1867 г.)
«Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67
Слайд 11 Темы насилия и страха звучат не во всех
ранних картинах Сезанна. В некоторых из них мирное изображение привычных вещей выражает стремление художника обуздать свою неистовую фантазию. Наиболее удачна в этом смысле серия портретов, созданных Сезанном во время его частых посещений Экса. Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон - выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались.
Слайд 12Причина этого проста. Члены жюри Салона предпочитали картины на исторические и
литературные темы, натуралистически выписанные.Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Постепенно начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры.
В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. В пейзаже "Железнодорожная выемка", первом из изображающих гору Сент-Виктуар вблизи Экса, он тщательно уравновесил домик слева и жесткую тяжелую форму горы справа.
"Железнодорожная выемка"
Слайд 13 Художник обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе
которого создал к 1880 г. новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира. Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим.
Слайд 14 Цветовая гамма, чёткость контуров практически не меняются по
мере удаления предметов в глубину («Дом доктора Гаше», «Эффект снега», «Панорамный вид Овера»; все – 1873—75). Пространство в «Доме повешенного» (1873) построено как система наклонных осей; дом повешенного отклонён влево, дом перед ним – вправо, камень в нижнем углу – снова влево.
П.Сезанн «Эффект снега»
П.Сезанн. «Дом повешенного» (1873)
Слайд 15Натюрморты
В начале 80-х годов Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте.
Вещи,
которые он использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки.
Таковы главные герои сезанновских композиций.
Слайд 16Поль Сезанн. «Натюрморт с кувшином и драпировкой» 1893-1894 годы
Натюрморт
Натюрморт
с гипсовым Купидоном
Слайд 17Портреты
Поль Сезанн. Портрет госпожи Сезанн в оранжерее. 1890
Поль Сезанн.
Автопортрет
Слайд 18Групповые портреты
Свой интерес к человеческой фигуре, сохранявшийся всю
жизнь, Сезанн выразил и в создании групповых портретов. Некоторые из них изображают небольшие группы, как в известной серии игроков в карты; другие, в особенности купальщицы, насчитывают более дюжины фигур.
Поль Сезанн. "Игроки в карты"
Слайд 19Поздний период
В поздний период творчества художник увлекся идеей соединить
два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж. В самом конце жизни Сезанн блестяще реализовал эту идею в "Больших купальщицах".
Поль Сезанн. "Большие купальщицы". 1905
Слайд 20Пейзажи
В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был
таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.
Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан для него с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".
В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.
Слайд 21
Поль Сезанн «Пейзаж в Провансе»
Слайд 22Другим излюбленным местом для Сезанна – пейзажиста были окрестности Эстака.
«Залив Эстак».
Слайд 23
Виды горы Сент-Виктуар.
Гора Сент-Виктуар. 1902 г.
Гора Сент-Виктуар. 1900 г.
Гора Сент-Виктуар.
1885-1887 гг.
Слайд 24Последнее произведение
15 октября 1906 года он простудился, работая
на натуре над картиной «Хижина Журдена». Умирает Сезанн 22 октября 1906 года ранним утром от воспаления легких.
Похоронен художник в Эксе на кладбище Сен-Пьер.