Презентация, доклад по истории искусств на тему: Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

Содержание

Древние речные цивилизацииСамыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.

Слайд 1Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия
2 класс
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО


МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия2 классПрезентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. ТахтамукайДжасте Саида

Слайд 2Древние речные цивилизации
Самыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина

Инда и Древний Китай. Другие крупные цивилизации тоже возникали вблизи больших рек, так как плодородные прибрежные почвы позволяли людям успешно заниматься земледелием.
Древние речные цивилизацииСамыми первыми мировыми цивилизациями были Месопотамия, Древний Египет, Долина Инда и Древний Китай. Другие крупные

Слайд 3Шумер и Аккад
Одними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли

древние государства Месопотамии — страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную, благодаря речным наносам, долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.
Месопотамия означает «земля между рек». К 5 тысячелетию до н.э. земледельческие общины Месопотамии, образовавшиеся на плодородных берегах Тигра и Евфрата, достигли своего расцвета. На юге сложилось Шумерское царство.

Шумер и АккадОдними из первых, в IV тыс. до н.э., возникли древние государства Месопотамии — страны, расположенные

Слайд 4Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический

и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Шумер и Аккад

Древнейший город (IV тыс. до н.э.) Междуречья - Урук (реконструкция II - III тыс. до н.э.)

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий

Слайд 5
В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни

– зиккураты («жилище богов»), с храмом на вершине. Первый зиккурат был построен в Уре.
Боги были покровителями городов. В одном городе, это был бог Солнца – Шамаш, в другом – бог Луны Син. Почитали бога Эа – ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.


В разных городах верили в разных богов. Им строили многоступенчатые башни – зиккураты («жилище богов»), с храмом

Слайд 6Зиккураты
Каждый этаж зиккурата имел свой цвет
Этажи изображали устройство вселенной






подземный мир

мир людей

обиталище богов


Зиккураты Каждый этаж зиккурата имел свой цвет Этажи изображали устройство вселенной подземный мир мир людей обиталище богов

Слайд 7
Служителями храмов были жрецы. Они вели наблюдения за Солнцем и Луной,

звездами и планетами.


Служителями храмов были жрецы. Они вели наблюдения за Солнцем и Луной, звездами и планетами.

Слайд 8Математика в Древнем Шумере
Ученые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным.

Под влиянием Древних жителей Междуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов. Шумеры почитали также число 12. Особенно чтили они число 7. Они обозначали 7 тем же знаком, что и всю Вселенную. Выражали этим числом шесть главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево и вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, у вавилонян и ассирийцев в храмах было семь ступеней, освещались эти храмы семисвечниками, они знали семь металлов и т.д.
Математика в Древнем ШумереУченые-жрецы занимались математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием Древних жителей Междуречья мы

Слайд 9
Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.
Клиновидные знаки выдавливали острыми

палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые

Слайд 10Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше»

на аккадском языке (переведен с более раннего шумерского текста). Поэма была создана в II тыс. до н.э. Гильгамеш, царь шумерского города Урука, в поэме представлен как сын богини и полубога. Храбрец и силач. Он решается померяться силой с богами и узнать тайну бессмертия. Через 12 лет он

Эпос о Гильгамеше

возвращается к стенам своего города Урука (цветок бессмертия крадет у него змея), видит его стены и понимает, что его бессмертие, это величественный и красивый город, который он оставит своим потомкам.

Одним из древнейших литературных памятников того времени является «Эпос о Гильгамеше» на аккадском языке (переведен с более

Слайд 11
Из меди, бронзы и золота древние шумеры производили орудия труда, оружие

и украшения. Возможно, именно там появилось первое колесо.

Золотой кинжал из Урской гробницы.

Из меди, бронзы и золота древние шумеры производили орудия труда, оружие и украшения. Возможно, именно там появилось

Слайд 12Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I, правитель Аккада

– города на севере Месопотамии, завоевал Шумерское царство и создал империю, просуществовавшую 200 лет. позднее Шумерское и Аккадское царства стали частью Вавилонской империи Хаммурапи.

HongNian Zhang. Саргон Великий - рождение Аккадского царства

Шумер и Аккад

Примерно в 2370 г. до н.э. царь Саргон I, правитель Аккада – города на севере Месопотамии, завоевал

Слайд 13
В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не

могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома – все здесь сооружали из глиняных кирпичей. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах и храмах, остальные закрывали вход циновкой.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и

Слайд 14
Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце.

Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах – насыпях. С середины III тыс. до н.э., шумеры первыми начинают использовать в строительстве арки и своды.

Стена древнего Урука

Топлива было мало, и кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную

Слайд 15
Первыми памятниками архитектуры того времени считаются два храма – Белый и

Красный, обнаруженные в Уруке (конец III тыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города – богу Анну и богине Инанне. Оба храма прямоугольные с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями животных. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета.

Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности Красного здания в Уруке

Белый храм в Уруке

Первыми памятниками архитектуры того времени считаются два храма – Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец III

Слайд 16
Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре.

Он построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. У входа в храм – две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

Рельеф притолоки храма Нинхурсаг с Имдугудом и оленями.

Нинхурсаг

Храм Нинхурсаг в Убаиде. Раннединастический период, сер. III тыс. до н.э.

Храм богини Нинхурсаг (матери богов и лесистых гор)

Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он построен с использованием тех же

Слайд 17
Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не

камень, то пластичность и мягкость глины обусловило плавность линий, а не угловатость и плоскостность. Месопотамский рельеф и скульптура не высекаются, а лепятся от руки, поэтому нет фронтальности в изображении, а есть объемность, будь то скульптура или барельеф. Сюжеты рельефов и скульптур – культовые процессии, цари и жрецы в общении с богами, битвы и победы над врагом, закладка храма царями и царская охота.

Голова Саргона Древнего, Ниневия

Рельеф Урнанш, правитель города Лагаша

Так как исходным материалом для развития искусства была глина, а не камень, то пластичность и мягкость глины

Слайд 18
Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек

изображался условно, схематически, без точных соблюдений пропорций и портретного сходства, большое значение придавалось выразительности поз, жестам и глазам. Например, женская скульптура из Лагаша или скульптура мужа и жены.
Чаще, скульптуру заказывали для того, чтобы поставить их в храмы, где они должны были молиться богам за своих реальных хозяев (такие скульптурки назывались адорантами) их большие уши символизировали мудрость, а также, то, что молитва будет услышана богом.
Больше всего, поражали глаза, которые были большими, глубоко посаженными и инкрустировались цветными камнями, что придавало взгляду выразительность. Руки обычно сложены на груди. Скульптуры были небольшими – 15-20 см.

Шумерская скульптура была культовой, посвятительной. Единого изобразительного канона не было. Человек изображался условно, схематически, без точных соблюдений

Слайд 19
Изображения быта больше присутствует на гончарных изделиях. Но есть и рельефы,

например, изображающий пряху, сидящую на табуретке с поджатыми ногами. В руках она держит веретено, перед ней корзина с яствами, за ней стоит служанка с опахалом в руках. Другой рельеф, изображает человека, ведущего собаку на привязи. Еще рельеф, где два человека, бьются на кулаках, а около них двое сопровождают бой музыкой, – один бьет по литаврам, другой играет на волынке. Художники не передают переживания, они связаны условностями придворного этикета и храмового культа. На лицах нет улыбок и каких-либо эмоций.
Изображения быта больше присутствует на гончарных изделиях. Но есть и рельефы, например, изображающий пряху, сидящую на табуретке

Слайд 20
В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на

медном рельефе, добытом из раскопок в Уре и серебряной вазе Энтемены, царя Лагаша. На первом, объемное изображение подчеркивает величественность рисунка – это изображение орла и двух оленей, причем не в профиль, а в фас. На втором, композиция повторяется четыре раза, с добавление двух львов, двух коз. Не смотря на символическое изображение борьбы, поза животных совершенно спокойна.

Ваза Энтемены из Лагаша: корпус из серебра, днище из меди.

Геральдический мотив серебряной вазы Энтемены.

В шумерском искусстве множество изображений животных. Например, один сюжет присутствует на медном рельефе, добытом из раскопок в

Слайд 21
В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как

правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Для того чтобы, придать образу гнев и сверкающий взгляд, их изображали с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
Художники того времени очень реалистично умели предавать изображения животных, их движение.
В скульптуре животных, явный акцент делается на мощь и устрашение. Как правило, это либо бык, либо царь

Слайд 22
Достигло совершенства искусство глиптики – изготовление резных каменных печатей с мифологическими

и религиозными сюжетами. Резчики размещали на небольшой поверхности печать сложные многофигурные композиции, которые потом прокатывались на глине, оставляя оттиск.

Достигло совершенства искусство глиптики – изготовление резных каменных печатей с мифологическими и религиозными сюжетами. Резчики размещали на

Слайд 23Что шумеры сделали первыми на Земле:
открыли колесо,
изобрели гончарный круг,


научились отливать бронзу (т.к. для этого нужно олово, а оно не добывалось на их землях и в соседних странах, шумеры установили торговые отношения с народами долины Инд и привозили олово оттуда),
научились делать цветное стекло,
внесли свой вклад в развитие астрономии (древнейшие календари и наблюдения за планетами – отсюда точное ведение земледельческих, ирригационных работ),
открыли практическую математику (вычислили продолжительность года, месяца, дня, стали применять цифры в написании чисел, сложение, вычитание, умножение, деление, таблица квадратов и кубов, таблица обратных чисел),
открыли геометрию (вычислили площади геометрических фигур, нашли число «пи»),
создали библиотечные каталоги,
создали рецептурные справочники,
составили правовые кодексы,
создали профессиональную армию,
создали первые в мире художественные книги (в виде серии глиняных табличек) и многое другое.

В то же время надо понимать, что в те времена жизнь проходила под чередой непрерывных войн. Не было миролюбивых царей. Города–государства постоянно соперничали друг с другом.

Что шумеры сделали первыми на Земле: открыли колесо, изобрели гончарный круг, научились отливать бронзу (т.к. для этого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть