Слайд 1ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ. СКУЛЬПТУРА ПЕРИОДА АРХАИКИ И РАННЕЙ КЛАССИКИ (Продолжение)
2 класс.
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Слайд 2Ранняя классика
В начале V века до н. э. в греческой скульптуре
одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности.
Слайд 3Древнегреческая скульптура ранней классики (начало V в. до н.э.) отмечена особым
очарованием. Чрезвычайно интересен сам переход от архаики к «суровому стилю»: перед нами все те же куросы (юноши), но в них уже почти ничего не остается от улыбающихся идолов с огромными глазами, сложными прическами из длинных завитых волос, схематическими телами, где акцентированы суставы, а мышцы образуют орнаментальный узор. Тело обретает мягкость и упругость, в моду входит короткая стрижка, исчезает улыбка. Только движение еще сковано, человек словно делает первые самостоятельные шаги по земле, пробудившись от сна. Именно так выглядит одна из самых прекрасных греческих скульптур в собрании Британского музея – так называемый Аполлон Странгфорда.
Аполлон Странгфорда
Слайд 4Интересно, что целый ряд статуй, сохранивших посвятительные надписи, – это памятники
умершим. Вот одна из таких статуй, созданная на рубеже VI-V вв. до н.э.. Это – памятник Аристодика из собрания Национального археологического музея в Афинах. Здесь эффект «пробуждения» еще сильнее.
Он осторожно передвигает ноги. Но к какой жизни пробуждается этот прекрасный юноша? Может быть, к жизни вечной?
Слайд 5Ранняя классика
Глубоко перерабатывая в свете новых художественных задач старые дорические традиции,
крупнейший мастер школы Агелад уже в начале 5 в. до н.э. стремился решить проблему оживления спокойно стоящей фигуры. Перенос центра тяжести тела на одну ногу позволил Агеладу и другим мастерам этой школы достигнуть свободной естественности позы и жеста человеческой фигуры. Очень большое значение имела также последовательная разработка аргосско-сикионскими мастерами продуманной системы пропорций, раскрывающей реальную красоту совершенного человеческого тела.
Слайд 6Ранняя классика
Ионическое направление в том же стремлении овладеть жизненной убедительностью изображения
человека шло своим путем, сообразно своим старым традициям. Мастера ионического направления особенно много внимания обращали на изображение человеческого тела в движении.
Однако различие между этими двумя направлениями в классический период не имело существенного значения. Передовые мастера обоих направлений, хотя шли разными путями, но цель имели общую — создание реалистического образа совершенного человека.
Слайд 7Агелад из Аргосса
Агелад из Аргосса — греческий скульптор периода расцвета
древнегреческого искусства.
Предположительно его деятельность приходилась на 520-450 года до н. э.
Возглавлял аргосскую школу. По свидетельству Плиния Агелад был учителем своего сына Аргеиада, а также Мирона, Поликлета Старшего и возможно Фидия.
Известен главным образом своими произведениями из бронзы. По свидетельству Павсания — статуями победителей Олимпийских игр (датируются 520-508 годами до н.э.). Ему также принадлежали статуи Зевса в Мессине и Геракла в Афинах.
Статуя Зевса-Посейдона Древняя Греция. 490-450 гг. до н. э. Нац. музей. Афины
Слайд 8Уже в 6 в. до н.э. аттическая школа синтезировала лучшие стороны
обоих направлений: к середине 5 в. до н.э. она наиболее последовательно утвердила основные принципы передового реалистического искусства, связанного с расцветом Афин, и приобрела значение руководящего общеэллинского центра искусства. Главный город Аттики — Афины — к середине 5 в. до н.э. собрал и объединил лучшие художественные силы Эллады для создания памятников и архитектурных сооружений, восхвалявших достоинство и красоту афинского, а вместе с ним и всего греческого народа (вернее, свободных граждан греческих полисов).
Слайд 9Важной особенностью греческой скульптуры периода классики была ее неразрывная связь с
общественной жизнью, которая сказывалась как в характере образа, так и в ее месте на городской площади.
Греческая скульптура периода классики имела общественный характер, она была достоянием всего коллектива свободных граждан. Естественно потому, что развитие общественно-воспитательной роли искусства, раскрытие в нем нового эстетического идеала сказывались наиболее полно в монументальных скульптурных произведениях, связанных с архитектурой или стоявших на площадях. Но в то же время именно в таких работах с особенной наглядностью отразилась та глубокая ломка всего строя художественных принципов, какой сопровождался переход от архаики к классике. Новые общественные идеи победившей демократии пришли в резкое столкновение с условностью и отвлеченностью архаической скульптуры.
Каламид. Аполлон
Слайд 10Противоречивый, переходный характер некоторых скульптурных произведений начала 5 в. до н.э.
отчетливо выступает во фронтонных группах храма Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.).
Слайд 11Фронтонные скульптуры Эгинского храма были найдены в начале 19 в. в
сильно разрушенном виде и тогда же реставрированы знаменитым датским скульптором Торвальдсеном.
Слайд 12Один из наиболее вероятных вариантов реконструкции композиции фронтонов был предложен русским
ученым В. Мальмбергом. Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии, что в какой-то мере придавало раскрашенным скульптурным группам, выступавшим на цветном фоне фронтонов, черты орнаментальности.
Западный фронтон храма Афины Афайи. Реконструкция.
Восточный фронтон храма Афины Афайи. Реконструкция.
Слайд 13На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело
Патрокла. В центре находилась неподвижно стоящая, строго фронтальная, словно развернутая на плоскости фронтона фигура Афины, бесстрастно-спокойная и как бы незримо присутствующая посреди сражения. Ее участие в происходящей борьбе показано лишь тем, что ее щит обращен наружной стороной к троянцам и в ту же сторону повернуты ступни ног. Только по этим символическим намекам можно догадаться, что Афина выступает как защитница эллинов. Если не считать фигуры Париса в высоком изогнутом шлеме и с копьём в руках, нельзя было бы и отличить греков от их врагов, настолько фигуры зеркально повторяются на левой и на правой половине фронтона.
Западный фронтон храма Афины Афайи. Реконструкция.
Слайд 14Все же в фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, их движения
реальнее, анатомическое строение правильнее, чем было обычно в искусстве архаики. Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно. Но на лицах сражающихся воинов и даже раненых дана одинаковая условная «архаическая улыбка» - явный признак связанности и условности, плохо совместимый с изображением напряженно борющихся героев.
В эгинских фронтонах сказалась еще сковывающая косность старых архаических канонов. Композиционное единство было достигнуто внешними, декоративными способами, самый принцип соединения архитектуры и скульптуры был здесь, по существу, еще архаическим.
Геракл с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. 490—480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.
Слайд 15Правда, уже в восточном фронтоне Эгинского храма (сохранившемся много хуже западного)
был сделан несомненный шаг вперед. Сравнение фигур Геракла с восточного фронтона и Париса - с западного наглядно показывает большую свободу и правдивость в изображении человека у мастера восточного фронтона. Движения фигур здесь менее подчинены плоскости архитектурного фона, более естественны и свободны.
Восточный фронтон храма Афины Афайи. Реконструкция.
Геракл
Парис
Слайд 16Особенно поучительно сравнение статуй раненых воинов на обоих фронтонах. Мастер восточного
фронтона уже видел несоответствие «архаической улыбки» тому состоянию, в котором находится воин.
Мотив движения раненого воина воссоздан в строгом соответствии с жизненной правдой. В некоторой мере скульптор овладел здесь не только передачей внешних признаков движения, но и изображением через это движение внутреннего состояния человека: жизненные силы медленно покидают атлетически сложенное тело раненого воина, рука с мечом, на которую опирается полулежащий воин, медленно сгибается, ноги скользят по земле, не давая больше надежной опоры телу, мощный торс постепенно опадает все ниже. Ритм клонящегося тела подчеркнут по контрасту вертикально поставленным щитом.
Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, — одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи.
Раненый воин с восточного фронтона храма Афины-Афайи на острове Эгине. Мрамор. Около 490—480 гг. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.
Слайд 17Скульпторы Критий и Несиот создали в начале 470-х годов до н.э.
бронзовую группу Тираноубийц — Гармодия и Аристогитона, — взамен увезенной персами архаической скульптуры, изображавшей этих же героев. Для греков 5 в. до н.э. образы Гармодия и Аристогитона, убивших в 514 г. до н.э. афинского тирана Гиппарха и при этом погибших, были примером самоотверженной доблести граждан, готовых отдать жизнь для защиты гражданских свобод и законов родного города (В действительности Гармодий и Аристогитон руководствовались интересами не демократической, а аристократической партии Афин 6 в. до н.э., но в данном случае нам важно то, как представляли себе их общественную роль афиняне 5 в. до н.э.). Композиция несохранившейся до наших дней группы может быть восстановлена по древнеримским мраморным копиям
Слайд 18Согласно дошедшим до нас сведениям в древнегреческих источниках, ведущими мастерами, определившими
решительный поворот скульптуры 70 - 60-х гг. 5 в. до н.э. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид. Представление об их творчестве до некоторой степени можно составить по римским копиям с греческих статуй этого времени, а главное, по ряду сохранившихся подлинных греческих статуй второй четверти 5 в. до н.э., выполненных неизвестными мастерами. Общую картину развития греческой скульптуры до середины 5 в. до н.э. можно представить себе с достаточной ясностью.
Понятие о греческом искусстве 70 - 60-х гг. 5 в. до н.э. дают также небольшие бронзовые статуэтки, дошедшие до нашего времени. Их значение особенно велико потому, что бронзовые греческие оригиналы, за редкими исключениями, утрачены и судить о них приходится по далеко не точным и сухим римским мраморным копиям. Между тем именно для 5 в. до н.э. характерно широкое применение бронзы как материала для монументальных скульптур.
Бегун. Бронзовая статуэтка из Олимпии. Первая четверть 5 в. до н. э. Тюбинген. Университет.
Слайд 19Пифагор Регийский
Одним из самых последовательных, новаторов начального периода ранней классики
был, Пифагор Регийский. О нем говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Античные источники рисуют Пифагора как одного из наиболее ярких мастеров строго стиля. Основной целью его творчества было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении.
Слайд 20Пифагор Регийский
Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет»,
поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Плиний сообщает, что зритель, глядя на Филоктета, чувствовал ту же острую боль, что испытывал и герой, укушенный змеей в пятку на о. Лемнос. История Филоктета, выдающегося стрелка, обладавшего луком Геракла, вплетается в историю Троянской войны: с о. Лемнос героя вывезут в Трою ахейцы, и ему суждено будет поразить стрелой троянца Париса. Важно, что Пифагор избирает отнюдь не блистательный акт в судьбе Филоктета, а напротив, тяжкий, страдальческий. Выбор физически неполноценного – хромого – героя показателен для строгого стиля с его любовью к неординарным событиям, но все же уникален.
Скульптор Адольф фон Хильдебранд. Филоктет. 1886-1887
Слайд 21Пифагор Регийский
Пифагор работал по заказам многих греческих городов Балкан, восточной
и западной Греции. Его творческая жизнь длилась предположительно 40 лет, с 480 по 440 г. до н.э. Судя по кратким замечаниям древних авторов о его стиле, Пифагор был новатором.
Он первым стал изображать «мускулы и вены»,
более правдоподобно трактовать волосы.
По преданию, Пифагор Регийский также является автором термина «симметрия», которым он обозначал пространственную закономерность в расположении одинаковых частей фигуры или самих фигур. Особый интерес ваятеля сосредоточивался на фигурах атлетов, которые по окончании войн приобрели в искусстве Эллады совсем особый, почти героический статус.
Слайд 22Пифагор Регийский
Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли
прежде) «Эрот Соранцо». Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу.
Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики.
Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям.
В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.
Регийский. Гиацинт, или Эрот Соранцо. Вторая четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Ленинград. Эрмитаж.
Слайд 23Пифагор Регийский
С наибольшей вероятностью к Пифагору восходит образ атлета, запечатленный
в бронзовой статуэтке Атлет из Адерно (ок. 460 г. до н.э.). Юноша изображен стоящим, с чуть разведенными в стороны кистями рук: он совершал возлияние из пиалы. Кажется, он спокойно стоит, но на деле в его фигуре застылость отсутствует: он поворачивает голову в сторону опорной ноги. В построении фигуры присутствует «тектоническая» концепция, представленная в очень зрелом и оригинальном виде. Однако атлет из Адерно, стоя, продолжает рывками двигаться; кажется, что он лишь на минуту застыл и неподвижность – непривычное для него состояние. Несмотря на то, что фигура рассчитана на фронтальное восприятие, пластика тела разработана тонко и предполагает круговой обход.
Слайд 24Пифагор Регийский
Отражение Пифагоровой статуи кифареда Клеона, изготовленной для Фив, видят
в бронзовой статуэтке из Эрмитажа (ок.460 – 450 гг. до н.э.). Эрмитажный кифаред – почти мальчик, он сидит на скале, играя на инструменте; верхняя часть тела обнажена, нижняя прикрыта плащом. Юноша бодрый и энергичный, очень раскован, и кажется, как и в случае с атлетом из Адерно, что действие не застыло в момент фиксации его мастером – оно продолжается. Статуэтка отлично сделана, она тоже круглая, с оригинальным противопоставлением нагруженных и свободных частей.
Судя по всему, Пифагор не был только «певцом физической мощи», как считает ряд ученых. Он даже в спокойно стоящих фигурах оставался динамичным, пульсирующим. Его искусство воспевает мужественных героев послевоенной Эллады V в. до н.э. в стиле, представляющем собой уникальный синтез ионийской, дорийской и южноиталийской традиций.
Слайд 25Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе,
героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.
Особенно ясно рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возничего». Она была частью не дошедшей до нас большой скульптурной группы, созданной пелопоннесским мастером, близким к Пифагору Регийскому.
В «Дельфийском возничем» было выражено уже в достаточно определившейся форме характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт совершенного человека, показанного таким, каким должен быть каждый свободнорожденный эллин.
Слайд 26Реалистическая типизация образа человека целиком переносилась мастерами ранней классики и на
образы богов. «Аполлон из Помпеи», представляющий собой римскую реплику греческой статуи второй четверти 5 в. до н.э., отличается от архаических «аполлонов» не только несравненно более реалистической моделировкой форм тела, но и совсем иным принципом композиционного решения фигуры. Вся тяжесть тела перенесена здесь на одну левую ногу, правая нога слегка отодвинута в сторону и вперед, придан легкий поворот плечам по отношению к бедрам, чуть склонена на бок голова; руки прекрасного юноши, каким изображен здесь бог солнца и поэзии, даны в свободном и непринужденном движении. На первый взгляд эти кажущиеся мелкими перемены в тот период накопления реалистических средств были на самом деле чрезвычайно важными: каждое изменение в художественных приемах, уводившее от архаики, было не просто техническим новшеством, а выражением новых черт в мировоззрении.
Слайд 27О развитии скульптуры ранней классики в направлении ко все большему реализму
свидетельствует и статуя «Мальчика, вынимающего занозу», дошедшая до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти 5 в. до н.э. Фигурка мальчика отличается естественностью угловатой позы, реалистической передачей форм тела подростка. Только волосы, словно не подчиняющиеся силе тяжести, даны несколько условно. Жизненная наблюдательность напоминает здесь полные реализма сцены на вазовых рисунках этого времени. Однако это не просто жанровая скульптура. Статуя рассказывает о подростке, прославившемся своей доблестью во время состязания в беге. Острый шип вонзился ему в ногу, но мальчик продолжал бег и первым достиг цели.
Мальчик, вынимающий занозу. Вторая четверть 5 в. до н. э. Рим. Палаццо Консерватори
Слайд 28Большим успехом в изображении реального движения и вместе с тем в
создании реалистически правдивого и типического образа было появление таких статуй, как «Победительница в беге». На смену угловатой резкости «Гиацинта» и других ранних классических статуй пришло строгое гармоническое единство, передающее впечатление естественности и свободы. Одетая в короткий хитон, с открытой правой грудью, девушка изображена в момент окончания бега. Впечатление замедляющегося бега достигнуто легким движением стройных ног, чуть уловимым поворотом плеч, отведенными в стороны руками. Статуя была сделана из бронзы; римский копиист, повторивший ее в мраморе, добавил грубую подпорку.
Статуя победительницы в беге. Вторая четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим. Ватикан.
Слайд 29Художники второй четверти 5 в. до н.э. не знали сложных внутренних
характеристик. Но, изображая реальный облик человека и его действия, они неизменно передавали весь строй его духовной жизни и характера.
Так, несмотря на некоторую резкость и угловатость движения, развернутого в одной плоскости, несомненным драматизмом отличается замечательная статуя «Раненой Ниобиды», хранящаяся в Музее Терм в Риме. Эта статуя, возможно, входила в не дошедшую до нас фронтонную группу.
Раненая Ниобида. Мрамор. Сер. 5 в. до н. э. Рим. Музей Терм.
Слайд 30Задача изображения человеческого тела во всей его жизненной естественности была поставлена
и в статуях «Нереид из Ксанфа», выполненных ионийским мастером около середины 5 в. до н.э. «Нереиды» украшали «Памятник нереид» в Малой Азии. Отзвуки архаической схемы «коленопреклоненного бега» еще заметны в трактовке этих фигур (ноги, данные в профиль, не вполне соответствуют положению верхней части тела). Однако «Нереиды» отличаются необычайно живой моделировкой тела, чему способствует изящество тонких, словно струящихся складок их одежд.
Нереида с Памятника нереид из Ксанфа. 5 в. до н. э. Лондон. Британский музей.
Слайд 31Следующим важным шагом к высокой классике были фронтонные группы и метопы
храма Зевса в Олимпии (50-е гг. 5 в. до н.э.).
Слайд 32Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. Павсаний
приписывает авторство скульптур фронтонов храма Зевса Пэонию из Менде и Алкамену Старшему, но подтверждения этому пока не нашлось. Во всяком случае, авторами этих скульптур были первоклассные художники.
Голова Афины. Фрагмент метопы храма Зевса в Олимпии
Слайд 33Восточный фронтон посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание
олимпийским играм,
западный – битве лапифов с кентаврами.
Оба фронтона резко отличаются от фронтонов Эгинского храма с их декоративной условной композицией.
Слайд 34Миф, которому посвящен восточный фронтон храма Зевса, сводится к следующему. Царю
Эномаю было предсказано, что он умрет от руки мужа своей дочери Гипподамии. Чтобы избегнуть этой участи, Эномай, обладавший сказочно быстрыми лошадьми, объявил, что руку дочери получит тот, кто победит его в состязании на колесницах. Побежденный же должен был расстаться с жизнью, и многие женихи были убиты жестоким и коварным Эномаем. Наконец, Пелопсу при помощи хитрости удалось победить Эномая: подкупленный им возничий Эномая вынул чеку из оси колесницы и подменил ее сделаной из воска. Эномай разбился на смерть во время состязания. Восточный фронтон храма Зевса изображает героев перед началом состязания.
Слайд 35Величественная фигура Зевса в центре фронтона, торжественный покой, охватывающий всех участников
событий, придает фронтону ту строгую и вместе с тем праздничную приподнятость, которая соответствует композиции, расположенной над главным входом в храм. Отсутствие резких движений, почти симметрическое расположение фигур вовсе, однако, не приводят к застылости и неподвижности. Покой этот — кажущийся, он полон внутреннего напряжения.
Слайд 36По сторонам от центральной группы на восточном фронтоне были размещены колесницы
с лошадьми, слуги, зрители, по углам фронтона - лежащие фигуры, олицетворяющие местные реки. Некоторые из этих статуй отличаются особенно резко подчеркнутой реалистической правдивостью - так, например, тщательно передано одряхлевшее тело сидящего старика или грубоватый жест вытаскивающего занозу мальчика. Можно даже думать, что мастер, создавший этот фронтон, сознательно стремился подчеркнуть свой разрыв со старыми принципами архаической условности, показывая, что в своем образном мышлении он идет от жизни, а не от условной схемы.
Слайд 37Хотя статуи восточного фронтона дошли до наших дней в сильно разрушенном
состоянии и их расположение также окончательно еще не установлено, все же общий характер их поз и жестов можно представить с достаточной достоверностью. Во всяком случае, пять центральных фигур — Зевс, Эномай, его жена Стеропа, Пелопс и Гипподамия, — стоящие в спокойных позах, словно отвечая строгому ритму колонн, над которыми они возвышаются, при симметричности своей расстановки очень различны и индивидуальны по своему облику и жестам.
Слайд 38Реалистические принципы скульпторов храма Зевса в Олимпии особенно наглядно раскрылись в
композиции западного фронтона, изображающей битву лапифов с кентаврами. Этот фронтон дошел в сравнительно менее поврежденном виде и вызвал меньше разногласий относительно его реконструкции. Особенно ценно то, что здесь сохранились многие головы статуй, высоко совершенные по своему исполнению. Для западного фронтона, так же как и для восточного, характерно свободное от строгой симметрии общее композиционное равновесие обеих половин фронтона.
Слайд 39Этот фронтон с большой статуей Аполлона в центре состоит из ряда
отдельных групп сражающихся и борющихся людей и кентавров; группы взаимно уравновешиваются по общей своей массе и по интенсивности движения, не повторяя нисколько одна другую. Фигуры борющихся точно вписаны в пологий треугольник фронтона, причем напряжение и резкость движений возрастают к углам фронтона — по мере удаления от спокойно стоящей фигуры Аполлона.
Слайд 40Его строгое и ясное лицо и властный, направляющий жест, которым он
указывает лапифам, как одолеть диких и буйных кентавров, служат своего рода психологическим и драматическим центром всей этой сложной и вместе с тем легко обозримой композиции.
Слайд 41Центральные стоящие фигуры — Аполлона, Тезея и Перифоя — снова, как
и в восточном фронтоне, в какой-то мере повторяют размеренный ритм колоннады, тем самым словно подчеркивая спокойную силу и уверенность, которые они вносят в напряжение битвы. В действии, в героической борьбе с враждебными человеку силами как бы очеловечивается тот дух мужественности и единства, который воплощен в архитектуре храма Зевса.
В мифе, изображенном во фронтонной группе, рассказывается, как приглашенные на свадьбу царя лапифов Перифоя кентавры, полулюди-полузвери, олицетворяющие низшие стихийные силы природы, бросились похищать лапифских женщин. Руководимые Тезеем и Перифоем и воодушевленные поддержкой Аполлона, лапифы истребили кентавров.
Слайд 42Дейдамия с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. Голова. Мрамор. 460—450
гг. до н. э. Олимпия. Музей.
Женщина, схваченная кентавром за волосы, с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 460—450 гг. до н. э. Олимпия. Музей.
Аполлон, с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 460—450 гг. до н. э. Олимпия. Музей.
Созданные неведомым художником образы Аполлона, невесты Перифоя – Дейдамии или женщины, схваченной кентавром за волосы, принадлежат к числу самых совершенных и самых привлекательных созданий ранней греческой классики. Борьба человеческой воли и разума со вспышкой стихийных и необузданных сил — такова полная человечности героическая идея, которой проникнута эта замечательная скульптурная группа.
Слайд 43Изображения на метопах храма Зевса, посвященные подвигам Геракла, близки по своему
духу фронтонным композициям. Рельефы метоп отличаются лаконической простотой и ясностью образов, яркой выразительностью действия.
Расположение фигур на метопах, характер их движения тесно связаны с архитектурой, нигде не нарушая границ, отведенных рельефу архитектурной конструкцией.
Слайд 44Так в метопе, изображающей Геракла, поддерживающего с помощью Афины небесный свод,
и Атласа, несущего ему яблоки Гесперид (Согласно мифу, Геракл должен был добыть золотые яблоки из находящегося на краю света сада Гесперид. Геракл обратился к Атласу, поддерживающему небесный свод, с просьбой достать ему эти яблоки. Атлас согласился при условии, что Геракл подержит за него небесный свод), все фигуры своими вертикалями повторяют вертикали колонн и обрамляющих метопу триглифов. Вместе с тем горизонталь тяжелого карниза, лежащего на фризе, используется для передачи ощущения той тяжести, которую несет Геракл; его руки, поднятые над головой, как бы подпирают конструкцию карниза.
Слайд 45Очень выразительна метопа, посвященная борьбе Геракла с Критским быком. Перекрещивающиеся разнонаправленные
движения Геракла и быка создают устойчивую композицию, вписанную в квадрат метопы; движения этих фигур совпадают с диагоналями квадрата и тем самым включаются в общую систему геометрических отношений и пропорций, характерных для архитектурного сооружения. Вместе с тем строгое равновесие композиции нисколько не помешало скульптору утвердить победу человека: свободное и смелое движение Геракла полно энергии и стремительности, сила и воля героя торжествуют над мощью быка.
Действенный и морально значительный образ народного героя Геракла не случайно появился на фризе олимпийского храма Зевса, так же как и битва с кентаврами на его фронтоне. Для искусства греческой классики реальный человек е его живыми чувствами и героическими подвигами стал основной темой.
Образ гражданина и воина, человека, гармонически развившего свои физические и нравственные качества, стал центральным в искусстве классики.
Слайд 46Реализм классики 5 в. до н.э. отличался своей, только ему свойственной
системой средств выражения. Так, пропорции тела и многообразные формы движения уже в ранней классике стали важнейшим средством характеристики общего состояния духа, которому соответствовало данное движение. Эта особенность искусства классики сложилась в течение второй четверти 5 в. до н.э., достигнув полной отчетливости в скульптурах Олимпийского храма. Раскрытие реалистической содержательности и художественной выразительности жеста было одним из самых больших завоеваний греческой классики, проложившим путь к подлинно реалистическому изображению человека во всей жизненной правдивости и целостности его бытия.
Медленнее и с большим трудом, но и лицо человека в классической скульптуре освободилось от той психологической застылости и отвлеченной безличности, которая была свойственна архаической греческой скульптуре.
Слайд 47Действительно, лицо «Дельфийского возничего» проникнуто ясной серьезностью, взгляд «Зевса-Посейдона» суров и
грозен, лица сражающихся кентавров на западном фронтоне Олимпийского храма искажены яростью, лицо Аполлона, при всей его строгой обобщенности, выражает властный порыв, гнев, умеряемый волевым напряжением. Но нигде здесь типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, неповторимый склад его характера далеко не в полную меру вошли в круг интересов художников греческой классики. Эта сторона реалистического раскрытия образа человека смогла во всю силу развернуться в передовом искусстве лишь после перелома от средневековья к новому времени — в эпоху Возрождения, в 17 или в 19 в.
Дельфийский возничий
Зевс-Посейдон
Аполлон с западного фронтона храма Зевса в Олимпии
Кентавр с западного фронтона
Слайд 48Создание правдивого и глубоко значительного типического образа человека как нормы и
образца для каждого человека-гражданина имело для греческой классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера. В этом заключалась огромная сила и вместе с тем границы реализма греческой классики. Поэтому и в олимпийских скульптурах вполне реальные и различные душевные состояния носят обобщенный характер, в них нет сколько-нибудь сложных и психологически углубленных переживаний.
С этим связана и следующая особенность греческой скульптуры и вообще греческого изобразительного искусства ранней и высокой классики: лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни. Она в равной мере выражена во всем теле, во всех его движениях, включая и мимику лица.
Слайд 49Эта особенность в значительной мере определила и своеобразный характер развития портрета
в греческой классике. Первоначально наиболее распространенным видом портретной (по своему назначению) скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Но победитель, с точки зрения древних греков, удостаивался статуи за то, что своей победой утверждал славу родного города, за то, что он выступал как мужественный и примерный гражданин, становясь образцом для других. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления победителя, но вместе с тем и для прославления города, представителем которого на состязаниях был победитель. Естественно, что именно в таком плане он и изображался художником. Доблестный дух в гармонически развитом теле – это считалось самым ценным в человеке. Но этими свойствами греческий юноша, участник олимпийских игр, реально и обладал. Поэтому, вероятно, и общину и самого победителя вполне удовлетворяло то, что его имя стояло на постаменте, на котором возвышалась типически-обобщенная прекрасная статуя.
Слайд 50Первые портреты в собственном смысле слова, которых удостаивались граждане, выдающиеся своими
заслугами перед полисом и избранные на одну из самых почетных и ответственных общественных должностей, также были еще лишены резко выраженной индивидуальной характеристики. Портрет стратега (в Мюнхенской глиптотеке) дает нам представление о портрете этого периода: формы лица переданы очень обобщенно и просто, с суровой выразительностью. Художник создал образ государственного деятеля, спокойного и решительного, но этот образ не передает неповторимых черт характера именно данного человека. Да и признаки ярко выраженного внешнего сходства вряд ли занимали скульптора.
Слайд 51Вопросы для повторения
В чем выражается переход от архаики к «суровому стилю»?
Чем
являются статуи, сохранившие посвятительные надписи?
Какой явный признак связанности и условности, плохо совместимый с изображением напряженно борющихся героев на Западном фронтоне храма Афины Афайи?
В чем преимущество восточного фронтона Эгинского храма?
В чем заключается новаторство Пифагора Регийского?
Тело обретает мягкость и упругость, в моду входит короткая стрижка, исчезает улыбка
– это памятники умершим
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
«архаическая улыбка»
Появилась большая свобода и правдивость в изображении человека. Пропала «архаическая улыбка».
была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность
Слайд 52Какую художественную задачу решал Пифагор Регийский в статуе «Гиацинт»?
Какая статуя
ранней классики свидетельствует о развитии скульптуры в направлении ко все большему реализму?
Чем отличался реализм классики 5 в. до н.э.?
Что стало одним из самых больших завоеваний греческой классики?
В чем особенность греческой скульптуры ранней и высокой классики?
Кем заказывалась статуя победителя на олимпийских состязаниях?
Что считалось самым ценным в человеке?
Вопросы для повторения
Изображение человека в целостном и едином движении
«Мальчик, вынимающий занозу»
пропорции тела и многообразные формы движения стали средством характеристики общего состояния духа
Раскрытие реалистической содержательности и художественной выразительности жеста
Раскрытие реалистической содержательности и художественной выразительности жеста
Лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни.
Лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни
городом-государством
Доблестный дух в гармонически развитом теле
Доблестный дух в гармонически развитом теле
Слайд 53Источники
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с
пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990.-С.80-87;
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.- С. 62-71.
http://www.newacropol.ru/activity/art_studii/formy/Greese/Zevs_Poseydon/
http://enc.vkarp.com/2013/10/27/агелад-из-аргосса/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Агелад
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-141068
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st026