Презентация, доклад по истории искусств на тему: Вазопись и греческий орнамент. Вазописцы Древней Греции

Содержание

Большая часть живописных панно и стенных росписей того времени не сохранилась, поэтому древнегреческие вазы фактически являются основным источником достоверных сведений о древнегреческой живописи. Вазописцы Древней Греции

Слайд 1Урок 2
Вазопись и греческий орнамент. Вазописцы Древней Греции
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО


МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Урок 2Вазопись и греческий  орнамент.  Вазописцы Древней ГрецииПрезентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а.

Слайд 2Большая часть живописных панно и стенных росписей того времени не сохранилась,

поэтому древнегреческие вазы фактически являются основным источником достоверных сведений о древнегреческой живописи.

Вазописцы Древней Греции

Большая часть живописных панно и стенных росписей того времени не сохранилась, поэтому древнегреческие вазы фактически являются основным

Слайд 3Клитий
древнегреческий аттический вазописец, работал в чернофигурной технике около 580—550 лет до н. е.
Историки

искусства приписывают авторство Клития пяти вазам, идентифицированных надписью или стилистическими характеристиками.
Самая известная работа Клития — так называемая, Ваза Франсуа, датированная ≈ 570 г. до н. е. Ваза уникальна тем, что на её шести фризах изображены более двухсот различных фигур.

Клитий. Ваза Франсуа. 570 г. до н.э.
Национальный археологический музей Флоренции

Клитийдревнегреческий аттический вазописец, работал в чернофигурной технике около 580—550 лет до н. е.Историки искусства приписывают авторство Клития пяти вазам,

Слайд 4греческий гончар, работавший между 560/50 и 530/20 годами до н. э.

в Афинах.
В гончарной мастерской Амасиса также работал один из лучших архаичных вазописцев, названный по имени гончара вазописец Амасис. Его работы в основном чернофигурные, позднее краснофигурные. Вместе с Эксекием создал первую крупную амфору, у которой обе стороны имели содержательную роспись.
К творчеству вазописца Амасиса относят около 90 вазописных работ. В ранних работах Амасис следовал старым традициям изображения: изображённые тела людей вытянуты, у них несоразмерно маленькие головы и угловатые движения. В отличие от своих предшественников Амасис сумел вдохнуть жизнь в изображения. Он смягчил существовавшие формы изображения и обогатил их новыми композициями. Образы людей со временем стали отличаться большей полнотой и лучиться жизненной энергией. Скорее всего, такие изменения в творчестве вазописца привнёс появившийся к 540 г. до н. э. краснофигурный стиль вазописи, обладавший невиданными ранее художественными возможностями. Амасис попытался перенести их в свои чернофигурные работы. В отличие от более молодых коллег, таких как Андокид, на которого по всей видимости ориентировался Амасис, он остался верным чернофигурной вазописи.

Амасис

Роспись вазописца Амасиса по керамике гончара Амасиса, 550-540 до н.э., Париж, Лувр

Роспись вазописца Амасиса по керамике гончара Амасиса, 550-540 до н.э., Париж, Лувр.

греческий гончар, работавший между 560/50 и 530/20 годами до н. э. в Афинах.В гончарной мастерской Амасиса также

Слайд 5Эксе́кий 
известный древнегреческий гончар и вазописец  из Афин, творивший в 550—530 гг. до н. э.
Эксекий считается одним из наиболее значительных

и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. В отличие от большинства других мастеров, он начал свой творческий путь гончаром. Его первыми известными работами стали две амфоры. Эксекий творчески использовал опыт предыдущих поколений вазописцев восточной Греции. Его произведения гончарного искусства оказали большое влияние на следующие поколения мастеров. Сохранившееся до настоящего времени творческое наследие великого мастера состоит из 15 ваз с подписью их создателя-гончара Эксекия. Однако ещё большую популярность Эксекий снискал своими вазописными работами.
Эксекий дал решающий толчок развитию чернофигурной вазописи — как в расположении росписей, так и в выборе и исполнении орнаментов. Вместе с гончаром Амасисом он создал первые амфоры, с обеих сторон которых изображены повествовательные рисунки.
Эксе́кий известный древнегреческий гончар и вазописец  из Афин, творивший в 550—530 гг. до н. э.Эксекий считается одним из наиболее значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи.

Слайд 6Эксекий — первый вазописец, который изобразил не результат действия, а подготовку к

нему. Фигуры в его исполнении получили особую глубину, которой в древнегреческом искусстве до этого не достигал ни один поэт. Так на амфоре «Самоубийство Аякса», хранящейся в настоящее время в Болонье, он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Эксекию было также важно отразить достоинство изображённых людей.
Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то Эксекий сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают Эксекия как первого художника западноевропейской культуры.

Эксе́кий

Эксекий. Самоубийство Аякса. Фрагмент амфоры. Городской музей. Болонья

Эксекий — первый вазописец, который изобразил не результат действия, а подготовку к нему. Фигуры в его исполнении получили

Слайд 7На одной из самых известных чаш Эксекия (получившей также название «Чаши с

глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) изображён бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса — растущая вдоль мачты виноградная лоза.

Эксе́кий

Эксекий. Чаша «Дионис в ладье». Государственное античное собрание. Мюнхен

На одной из самых известных чаш Эксекия (получившей также название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной

Слайд 8Третьим известным произведением Эксекия является «Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У

этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошёл, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к её герою Аяксу. Эксекию также принадлежит первенство в изображении перевернувшейся колесницы.

Эксе́кий

Третьим известным произведением Эксекия является «Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо

Слайд 9Работы Эксекия технически безупречны и, видимо, ориентируются на лучшие образцы скульптуры

того времени. Все его произведения отличаются высоким качеством и ценностью (Эксекия даже называют перфекционистом), и поэтому очень сложно отследить развитие его художественного стиля. Ремесленник Эксекий получил признание ещё при жизни, иначе сложно было бы объяснить тот факт, что по заказу некоего состоятельного афинянина он создал серию из как минимум 15 погребальных пинак, фрагменты которых находятся сейчас в Античном собрании в Берлине. По своей концепции эти погребальные таблички Эксекия имеют сходство с современными ему живописными шедеврами, выполненными на дереве.

Эксе́кий

Эксекий. Фрагмент погребальной пинаки.

Работы Эксекия технически безупречны и, видимо, ориентируются на лучшие образцы скульптуры того времени. Все его произведения отличаются

Слайд 10Лидос
вазописец из древней Аттики, работавший в чернофигурном стиле. Его творчество приходится на период с

560 по 530 гг. до н. э.
Имя Лидос (др.-греч. ό Λυδός — лидиец), сохранившееся на двух вазах, говорит о происхождении художника из Лидии. Предполагается, что Лидос прибыл в Афины из Лидийского царства Крёза либо родился в Афинах в семье выходце из Лидии. В любом случае своему ремеслу Лидос обучался в Афинах.
Он был последним вазописцем из Аттики, работавшим с крупными вазами в коринфском стиле, украшая их фризами с изображением животных. Люди на вазах Лидоса по своеобразной «укутанности» напротив напоминают работы Клития и его последователей. Их одежды раскрашены как у Амасиса и излучают достоинство, присущее образам Эксекия.

Изображение прощания воинов на гидрии работы Лидоса. Ок. 570—560 гг. до н. э. Лувр. Париж

Лидосвазописец из древней Аттики, работавший в чернофигурном стиле. Его творчество приходится на период с 560 по 530 гг. до н.

Слайд 11Никосфен 
известный древнегреческий  гончар, мастерская которого работала с 545 по 510 гг. до н. э. в Афинах.

Подпись Никосфена обнаружена на 139 чернофигурных и 10 краснофигурных сосудах.
Вазы Никосфена расписывал преимущественно один вазописец, и до настоящего времени не установлено был ли это сам Никосфен. Неизвестный вазописец получил имя Вазописец Никосфена или Вазописец N.

Подпись Никосфена (Nikosthenes epoiesen) на чернофигурной амфоре, расписанной Вазописцем N. Ок. 530—520 г. до н. э. Лувр.

Изображение Гермеса и Афины, приветствующих Геракла на Олимпе на ойнохойе работы Никосфена. Ок. 520 г. до н. э. Лувр.

Никосфеновский килик. Античное собрание. Берлин

Никосфен известный древнегреческий     гончар, мастерская которого работала с 545 по 510 гг. до н. э. в Афинах. Подпись Никосфена обнаружена на 139 чернофигурных и

Слайд 12Изображение воина в доспехах на блюде, предположительно расписанном Псиаксом. Ок. 510

г. до н. э. Найден в Храме Зевса в Олимпии. Античное собрание. Берлин

Псиакс

древнегреческий вазописец из Аттики, творчество которого пришлось на переходный период от чернофигурного к краснофигурному стилю вазописи — с 525 г. до н. э. до 505 г. до н. э. Из творческого наследия Псиакса сохранилось около 60 ваз, на двух из них имеются подписи вазописца.
Псиакс начинал работать в чернофигурном стиле, однако впоследствии сыграл огромную роль в развитии нового краснофигурного стиля, который зародился в мастерской Андокида. По стилю к Псиаксу близок работавший там же вазописец Антимен. Некоторые источники даже считают их братьями. Псиакс известен своими работами в технике билингвы.
Он занимался прежде всего росписью сосудов небольшого размера, что соотносится с его изящным художественным стилем. Среди более крупных сосудов, расписанных Псиаксом, были амфоры, гидрии и кубковые кратеры. В краснофигурном стиле вазописец экспериментировал с возможностями передачи перспективы, однако был более увлечен изяществом и декоративностью, присущими позднему периоду архаики. Псиакс не ограничивался двумя основными стилями, он писал также чёрные фигуры на белом или кораллово-красном фоне.

Сидящий Дионис с канфаром. Лицевая сторона чернофигурного блюда.
Ок. 520—500 гг. до н. э. Лувр

Псиктер работы вазописца Антимена. Последняя четверть VI в. до н. э. Лувр.

Изображение воина в доспехах на блюде, предположительно расписанном Псиаксом. Ок. 510 г. до н. э. Найден в

Слайд 13Пасиад
древнегреческий гончар и вазописец последней четверти VI в. до н. э.
Из его работ сохранилось

три алабастрона и два фрагмента лекифов, выполненных в технике по белому фону. На алабастронах стоит подпись Пасиада как гончара, а на лекифах — как вазописца.

Алабастрон работы Пасиада. Ок. 540 г. до н. э. Лувр

Пасиаддревнегреческий гончар и вазописец последней четверти VI в. до н. э.Из его работ сохранилось три алабастрона и два фрагмента лекифов, выполненных в технике по

Слайд 14Амфора –билингва, чернофигурная сторона.
Геракл и Афина.
ок. 520 г. до

н. э. Мюнхен.

Андокид

- вазописец из Аттики периода поздней архаики. Художник, чьё творчество приходится на 530—510 гг. до н. э., считается основоположником краснофигурного стиля вазописи. Вазописец Андокид считается учеником известнейшего мастера-вазописца Эксекия, работавшего в стиле чернофигурной вазописи.
Помимо краснофигурной росписи Андокид экспериментировал с росписью по белому фону.
Семь из приписываемых Андокиду-вазописцу работ — шесть амфор и одна чаша — являются билингвами, то есть расписаны одновременно в двух стилях — чернофигурном и краснофигурном.
Андокид писал на мифологические темы, преимущественно из жизни Геракла. Характерными чертами творчества Андокида являются экономный подход к прорисовке внутренних линий изображений и излишняя орнаментализация выписанной одежды. Андокид не исчерпал всех возможностей нового стиля вазописи, они раскрылись лишь вазописцами круга вазописца Ефрония, получивших в искусствоведении название «вазописцы-пионеры».

Амфора-билингва, краснофигурная сторона. Пирующий Геракл.
ок. 520 г. до н. э. Мюнхен.

Амфора –билингва, чернофигурная сторона. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Мюнхен.Андокид - вазописец из

Слайд 15Вазописцы-пионеры
обобщающее название группы вазописцев краснофигурной керамики, которые работали в квартале

Керамик, в Афинах, в нач. 5 в. до н. э.; охарактеризованы Джоном Бордманом как первое сознательное художественное движение в западной традиции.
К этой группе относились художники Евфроний, Евфимид, Смикрос, Гипс, вазописец Дикеоса и Финтий.
Эти мастера не были новаторами краснофигурной техники, но довольно поздно приняли практику, разработанную такими вазописцами билингвы, как Андокид и Псиакс.
Их работа отличается простым изображением одежды, смелой обработкой анатомии, экспериментальным использованием ракурса и тематическим тяготением к изображению сцен симпосиев.

Гермес, Дионисий, Ариадна и Посейдон, аттическая гидрия, вазописцы-пионеры, Этрурия.

Евфроний. Киликс — кратер с изображением атлета при подготовке к соревнованиям в палестре. Около 510—500 до н. э. Античное собрание. Берлин.

Вазописцы-пионеры обобщающее название группы вазописцев краснофигурной керамики, которые работали в квартале Керамик, в Афинах, в нач. 5

Слайд 16Евфроний
древнегреческий аттический вазописец и гончар конца VI — начала V в. до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля»

и группы вазописцев-пионеров.
Возможно, начинал работать в чернофигурной технике. В росписях (с мифологическими и жанровыми сюжетами) стремился к передаче сложных движений. Произведения: килики «Битва Геракла с Герионом», «Всадник», кратер «Борьба Геракла с Антеем», «Псиктер с гетерами» и др.

Евфроний. Блюдо. Сатир преследует менаду. 510-500 гг. до н.э. Лувр

Пелика с ласточкой. Краснофигурная керамика. Евфроний. Ок. 500 г. до н.э.

Евфронийдревнегреческий аттический вазописец и гончар конца VI — начала V в. до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля» и группы вазописцев-пионеров.Возможно, начинал работать в

Слайд 17Евфимид
древнегреческий вазописец и гончар конца VI — начала V в. до н. э. из Афин, представитель

группы вазописцев-пионеров.
Евфимид считается одним из наиболее крупных вазописцев раннего периода краснофигурного стиля. Известно о его соперничестве с  Евфронием. На одной из своих ваз Евфимид оставил даже подпись: «Евфимид, сын Полиаса, нарисовал это, как это никогда не умел Евфроний».

Изображение гоплита, надевающего доспехи, на стороне А краснофигурной амфоры. 510—500 гг. до н. э. Государственное античное собрание.

Евфимиддревнегреческий вазописец и гончар конца VI — начала V в. до н. э. из Афин, представитель группы вазописцев-пионеров.Евфимид считается одним из наиболее крупных

Слайд 18Мастер Бриг
древнегреческий гончар и мастер вазописи краснофигурного стиля 1-й четв. V

в. до н.э.; в основном расписывал чаши.
Сохранилось во фрагментах более 200 его работ; ритмическая композиция рисунка, а также точная передача движений отдельных фигур свидетельствуют о принадлежности Мастера Брига к ионической школе.
Его мифические и жанровые росписи знаменуют переход от архаики к классике и отмечены жизненной непосредственностью.
К его шедеврам относят чаши с изображениями разрушения Трои (Париж), нападения сатиров (Лондон), гигантомахии (Берлин) и шествия Диониса (Вюрцбург).

Дионис и сатиры, килик мастера Брига, ок. 480 до н. э. Париж, Лувр.

Мастер Бригдревнегреческий гончар и мастер вазописи краснофигурного стиля 1-й четв. V в. до н.э.; в основном расписывал

Слайд 19Берлинский вазописец
условное имя, данное аттическому греческому вазописцу британским археологом классичности

сэром Джоном Бизли по большой амфоре (именная ваза), которая ныне хранится Берлинским античным собранием хотя ни одна из работ художника не имеет его подписи.
Его наряду с Клеофрадом, называют одним из величайших вазописцев начала 5 века до н. э. Как и Клеофрад, Берлинский вазописец принадлежал к группе так называемых вазописцев-пионеров, которые основали технику краснофигурной вазописи.
Берлинский вазописец начал работать в стиле поздней архаики и содействовать разработке классического стиля аттической краснофигурной вазописи. Он создал серию Панафинейских амфор, которые являются единственными его работами в чернофигурном стиле. Панафинейская амфора на одной стороне содержала надпись о событии, призом которой она служила, а на оборотной — изображение богини Афины. Несмотря на то , что среди работ Берлинского вазописца были вазы разнообразных форм, исследователи считают , что Панафинейские амфоры были его любимой формой. Он также создал ряд Ноланских амфор, что даже во многом стали причиной их популярности.
Изображаемые Берлинским вазописецем фигуры в основном изолированные или парные без разработки сюжета. Значительное внимание он уделял драпировке одежды и детализации черт лица. Заметны в его фигурах глаза. Уникальным для Берлинского художника является роспись основания сменяющими друг друга кубиками с меандром и крестиками под одиночными ключевыми фигурами; такая привычка присуща только ему и его ученикам.
Среди учеников берлинского вазописца — вазописец Ахиллеса.

Амфора: Дионис с канфаром, Лувр

Берлинский вазописец условное имя, данное аттическому греческому вазописцу британским археологом классичности сэром Джоном Бизли по большой амфоре

Слайд 20Мастер Клеофрада 
древнегреческий вазописец краснофигурного стиля, работавший в период с 505 по 475 годы до н. э. в Афинах.
Поскольку настоящее

имя вазописца не сохранилось, то «служебное» имя он получил по имени гончара Клеофрада, керамику которого он расписывал. Искусствоведы ставят творчество Клеофрада вровень с Берлинским вазописецем. Клеофрад также известен как автор нескольких панафинейских амфор, выполнявшихся, как известно, в чёрнофигурном стиле.
Вазописцу Клеофраду приписывается авторство более 100 ваз и фрагментов ваз, чаще всего пелик, стамносов, кальпид и чаш.

Панафинейская амфора работы Клеофрада. 490—480 гг. до н.э. Вилла Гетти. Малибу

Учитель гимнастики и один из его атлетов на оборотной стороне краснофигурной пелики. Ок. 500—490 гг. до н.э. Лувр

Мастер Клеофрада древнегреческий вазописец краснофигурного стиля, работавший в период с 505 по 475 годы до н. э. в Афинах. Поскольку настоящее имя вазописца не сохранилось, то «служебное»

Слайд 21Ду́рис
известный древнегреческий вазописец из Афин, творчество которого приходится на середину

V в. до н. э.
Дурис работал в краснофигурном стиле и расписывал преимущественно сосуды, изготовленные гончаром Пифоном.
Он славился изображениями батальных сцен и симпосиев.

Чаша с изображением Фетиды и Пелея. Ок. 490 г. до н. э., Кабинет медалей, Париж

Подпись вазописца Дуриса на чаше. Ок. 490—480 гг. до н.э. Лувр

Ду́рис известный древнегреческий вазописец из Афин, творчество которого приходится на середину V в. до н. э.Дурис работал

Слайд 22Мидий
Неизвестный древнегреческий вазописец из Аттики, работавший в краснофигурном стиле в последней четверти V в.

до н. э., получивший своё имя благодаря  гидрии, созданной гончаром Мидием. На ней, а также на других своих вазах Мидий использовал для росписи всё пространство сосуда, размещая в двух расположенных друг над другом фризах изображения, повествующие о двух разных историях одновременно.
Человеческие фигуры на вазах Мидия часто выглядят танцующими, однако их расположение хорошо продумано и не создаёт впечатления беспорядочного нагромождения, обычного для массовых сцен на краснофигурных вазах.
К работам Мидия достоверно причисляется менее десятка ваз, однако имеются вазы, которые называются исследователями «в стиле вазописца Мидия».

Подписанная Мидием гидрия: в верхнем фризе — похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, в нижнем — Геракл в саду Гесперид и группа афинских героев. Ок. 420—400 г. до н. э.

Лекиф с изображением женщин в сопровождении Эроса и Афродиты «в стиле вазописца Мидия». Ок. 410—400 гг. до н.э. Лувр

МидийНеизвестный древнегреческий вазописец из Аттики, работавший в краснофигурном стиле в последней четверти V в. до н. э., получивший своё имя

Слайд 23Пистоксен
служебное имя неизвестного древнегреческого вазописца из Аттики. Его творчество относят к

раннему классическому периоду в искусстве Древней Греции — к 480—460 гг. до н.э.
Своё имя вазописец получил по имени гончара Пистоксена, подписавшего свой скифос. Пистоксен обучался у вазописца Антифона в мастерской Ефрония. Он специализировался на краснофигурной росписи киликов, однако его самые лучшие произведения выполнены в техники вазописи по белому фону.
Наиболее известные сюжеты у Пистоксена — лошади и воины. Он заявил о себе как один из первых вазописцев новой четырёхцветной техники, для которой было характерно применение лака, кроющих красок и позолоты. Этот стиль вазописи часто напоминал живопись. В своих более поздних работах уверенный в своих умениях Пистоксен даже отказался от вспомогательных рельефных линий.

Изображение Аполлона со своим вороном на чаше, выполненной в технике по белому фону.
Ок. 480 г. до н. э. Музей Дельфов

Изображение Афродиты верхом на гусе на чаше, выполненной в технике по белому фону. Ок. 480 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Пистоксенслужебное имя неизвестного древнегреческого вазописца из Аттики. Его творчество относят к раннему классическому периоду в искусстве Древней

Слайд 24Ученик Берлиского вазописца.
Белофонный лекиф Мастера Ахилла: Здесь перед надгробной стелой

встречаются два юноши. Один из них живой, другой – умерший. Над призраком парит душа в виде стрекозоподобной фигурки.

Мастера Ахилла

Ученик Берлиского вазописца. Белофонный лекиф Мастера Ахилла: Здесь перед надгробной стелой встречаются два юноши. Один из них

Слайд 25Древнегреческие вазы – расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древними греками с 12

в. до н.э.. Они отличаются огромным разнообразием форм и размеров.
На прошлом уроке мы с вами говорили о самых распространенных видах древнегреческих ваз – это амфоры, в которых главным образом хранилось вино; гидрии — сосуды для воды; кратеры, в которых вино смешивалось с водой; лекифы — сосуды для масел и др.

Древнегреческие вазы

Древнегреческие вазы – расписные глиняные сосуды, изготовлявшиеся древними греками с 12 в. до н.э.. Они отличаются огромным

Слайд 26Рельефный пифос. VII в.дон.э. о. Крит
 — большой древнегреческий кувшин (мог быть

размером с человека и более), сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья. Производство пифосов требовало от гончара специальных навыков.
Пифос представляет собой керамический сосуд крупного размера в форме шара или яйца (обращённого острым концом вниз), напоминающий амфору. У пифосов могло быть от четырёх до шести ручек. Поверхность пифоса может быть гладкой или украшена ленточным узором.
Пифосы также использовались в погребальных обрядах.

Пи́фос

Гигантская каменная ваза, найденная на Кипре, в районе Амафуса, и перевезенная в Музей Лувра в 1865 году. Акватинта Луиджи Майера

Рельефный пифос. VII в.дон.э. о. Крит — большой древнегреческий кувшин (мог быть размером с человека и более), сосуд

Слайд 27Пифосы с медальонами в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам,

они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IV периоду

В древние времена пифосы использовались также для сбраживания и хранения вина. Изнутри их обмазывали смесью смолы с пчелиным воском и обкуривали растительным ладаном, а готовый сосуд с вином вертикально зарывали в землю. На пифосы ставилось также клеймо.
Вот так, в лежавшем горизонтально пифосе, а не в бочке, изобретенной намного позже, древнегреческий философ-киник Диоген устроил себе жилище, достаточно просторное даже для двух-трех человек.

Пи́фос

Диоген Синопский

Пифосы с медальонами в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или

Слайд 28Две странные вазы
Они хранятся в Музее изящных искусств Бостона. Уникальная особенность

этих сосудов состоит в том, что из них можно было пить на ходу.
По форме и размеру они напоминают килик – сосуд, из которого греки обычно пили вино. Только эти «килики» – закрытые, с лункой. Крышку более позднего украшает изображение Аполлона, которым любуется сидящая на камне муза. Датируется этот аттический сосуд серединой 5 в. до н. э. Центральная часть краснофигурного сосуда имеет белый фон. Сцену обрамляет узор из листьев лавра, как бы повторяющий венок Аполлона.
Две странные вазыОни хранятся в Музее изящных искусств Бостона. Уникальная особенность этих сосудов состоит в том, что

Слайд 29Две странные вазы
Сосуд обладает особенными свойствами. В книге Франсуа Лиссаррага есть

описание и схема подобного сосуда:
"Налить в такой сосуд вино обычным способом, сверху, невозможно; на самом деле у этой чаши полая ножка, которая проходит внутри, поднимаясь до самой крышки. Если опустить эту чашу в кратер, она заполнится вином через ножку; если вынуть ее оттуда и поставить горизонтально, то опорожнить ее можно будет только одним способом – выпив вино через лунку. Нельзя ни узнать, что в нее налито, ни расплескать налитое, если пить на ходу".

А вот более ранний сосуд из Бостона. Чернофигурный. Его датируют концом 6 в. до н. э. В центре – голова Медузы, а вокруг – изображения атлетов. Победителя, рядом с которым стоит флейтист, увенчивают белой лентой.
Две странные вазыСосуд обладает особенными свойствами. В книге Франсуа Лиссаррага есть описание и схема подобного сосуда:

Слайд 30Ритон
(др.-греч. rhyton — рог для питья) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде

опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога.
Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце.
Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана,

Слайд 31Динос
в классической археологии крупный сосуд с полукруглым туловом, керамический или металлический.


Как правило, динос устанавливался на искусно выполненной подставке.
Как и кратеры, диносы использовались для смешивания вина с водой.

Динос неизвестного аттического мастера. Ок.540 г. до н.э. Лувр.

Подставка под динос вазописца Антифона. Ок 490 г. до н. э. Античное собрание. Берлин.

Диносв классической археологии крупный сосуд с полукруглым туловом, керамический или металлический. Как правило, динос устанавливался на искусно

Слайд 32Бытовая посуда

Бытовая посуда

Слайд 33Ле́бес
древнегреческий сосуд в форме чаши на ножке или треноге, который использовался как

для приготовления пищи, так и для мытья и стирки. Изначально они изготавливались из бронзы, серебра или глины.
Особой формой лебеса является лебес гамикос (свадебный котёл) с двумя ручками. Лебес гамикос устанавливались на свадебных пиршествах в непосредственной близости от невесты и использовались в церемониях очищения, а также как цветочные вазы.
Лебесы также вручались победителям спортивных состязаний в качестве приза.

Лебес гамикос работы Афинского вазописца. Ок. 360—350 гг. до н. э.

Фрагмент краснофигурного лебес гамикос работы Афинского вазописца. Ок. 430—420 гг. до н. э. Лувр

Ле́бесдревнегреческий сосуд в форме чаши на ножке или треноге, который использовался как для приготовления пищи, так и для

Слайд 34Лекана
древнегреческая ваза, представляющая собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам.
Маленькая лекана

с крышкой называется леканидой.
Назначение сосуда точно не установлено, возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды либо оливкового масла и др. Изображения лекан часто встречаются в древнегреческой вазописи.

Чернолаковая аттическая леканида с крышкой. Ок. 450—440 гг. до н. э., Лувр.

Аттическая чернофигурная лекана вазописца Полоса. Ок. 600—575 гг. до н. э. Лувр

Леканадревнегреческая ваза, представляющая собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой называется леканидой. Назначение сосуда точно

Слайд 35Калаф 
корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии,

изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы.
Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны.

Аттический краснофигурный калаф. Алкей и Сапфо. Ок. 470 г. до н. э.

Калаф корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево,

Слайд 36Рыбное блюдо 
блюдо специальной формы, расписывалось в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами

и разнообразными морскими животными — моллюсками, креветками, раковинами. Достаточно редко в росписи использовались мифологические существа. На сегодняшний день науке известно около 1000 рыбных блюд. Рыбные блюда появились в V веке до н. э.
Плоская форма блюда называлась пинака или пинакион, что означает доска. В центре блюда находится небольшое углубление для масла или соуса. Края блюда были загнуты вниз и расписаны орнаментом: спиральными волнами, меандрами или венками из лавровых листьев. Рыбное блюдо, как правило, возвышалось над столом на подставке.
В Афинах палитра красок рыбных блюд ограничивалась цветами красной глины и чёрного лака, изредка с прорисовкой белым цветом.

Три морских окуня и три раковины, Апулийское краснофигурное рыбное блюдо, ок. 340—320 г. до н. э., Британский музей

Рыбное блюдо блюдо специальной формы, расписывалось в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными — моллюсками,

Слайд 37Керамические изделия предназначавшиеся для ритуальных и погребальных обрядов

Керамические изделия  предназначавшиеся для ритуальных и погребальных обрядов

Слайд 38Аскос, аск — древнегреческий плоский сосуд округлой формы с ручкой на

носике. Аскосы украшались фигурной росписью как вазы. Аскосы применялись для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Ке́рнос – древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.

Гуттус, гут — сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Это похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.

Аскос, аск — древнегреческий плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике. Аскосы украшались фигурной росписью как

Слайд 39Лутрофор
особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается

длинным горлышком и ручками особой формы.
Лутрофор использовался для хранения воды в брачных и погребальных церемониях и тем самым по культовому назначению аналогичен лекифу или лебес-гамикос. Поэтому его часто обнаруживают в захоронениях незамужних женщин. Лутрофор также изображался на самих надгробиях как скульптура или рельеф. Многочисленные изображения лутрофоров можно встретить на кладбище Керамик в Афинах.

Лутрофор работы вазописца Аналата. Лувр.

Лутрофорособая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.Лутрофор

Слайд 40Кофон, Котон — традиционно так именовался древнегреческий сосуд с невысоким, вогнутым вовнутрь краем

и одной, двумя или четырьмя ручками; основание иногда делалось в форме треноги. В результате сосуд являлся своеобразной «непроливайкой». Такая форма связана с тем, что сосуд использовался для наливания масла во время культа. Масло могло только испариться.

Коринфский кофон. 550—500 вв. до н.э. Лувр.

Кофон

Кофон, Котон — традиционно так именовался древнегреческий сосуд с невысоким, вогнутым вовнутрь краем и одной, двумя или четырьмя ручками;

Слайд 41Юноша подносит дары в фиале к алтарю. Краснофигурная вазопись. Работа вазописца

Макрона. Ок. 480 г. до н. э., Лувр

Фиа́ла, фиал — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек.
Фиалы преподносились в качестве даров, о чём свидетельствуют многочисленные изображения на древнегреческих вазах.

Несторида Вазописца Примато с изображением женщины с фиалой в руке. 360—350 гг. до н. э. Лувр.

Фиа́ла

Юноша подносит дары в фиале к алтарю. Краснофигурная вазопись. Работа вазописца Макрона. Ок. 480 г. до н.

Слайд 42Сосуды для хранения украшений, пряностей, мазей порошков или благовоний

Сосуды для хранения украшений, пряностей, мазей порошков или благовоний

Слайд 43Пиксида
небольшая круглая (деревянная, изначально — самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений,

пряностей, мазей или порошков. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» — pýxos, из которого они изначально вытачивались.
До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости.
Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр.
Ок. 470—460 гг. до н. э.

Пиксиданебольшая круглая (деревянная, изначально — самшитовая) коробочка с крышкой для хранения украшений, пряностей, мазей или порошков. Известное со

Слайд 44Пиксида
Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались

б́ольшим размером и, видимо, имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид — на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.
В Средние века пиксиды продолжали изготавливать для богослужебных целей (иногда использовались как маленькие реликварии или баночки для мирры).

Пиксида из музея Афинской агоры

ПиксидаПиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и, видимо, имели другое

Слайд 45Плеймохойя
небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, увенчанной шарообразной

головкой. Использовался для хранения благовоний.
В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно, использовалась в обряде бракосочетания.

Чернолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550—525 до н. э. Лувр.

Плеймохойянебольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранения благовоний. В

Слайд 46Лаги́нос
древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Он напоминает ойнохойю, однако имеет

более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. Лувр

Лаги́носдревнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Он напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него

Слайд 47Лидион
сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для

хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н. э. Лувр.

Лидионсосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров

Слайд 48Амфори́ск
древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора».
В отличие от обычной амфоры, амфориск, скорее всего, использовался для

хранения масел, ароматических и косметических средств.
В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. Лувр.

Амфори́скдревнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры, амфориск, скорее всего, использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств.

Слайд 49Ольпа
древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный

объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку.
Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов. Ок. 650—630 гг. до н. э. Лувр.

Ольпадревнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к

Слайд 50Источники
Словарь античности. — Пер. с нем. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиограф.

институт. 1989.
http://www.ljpoisk.ru/archive/10704812.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пистоксен_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дурис_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасиад_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клитий_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амасис_(гончар)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андокид_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксекий_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лидос_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфимид_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мидий_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Псиакс_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Никосфен_(вазописец)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфроний
https://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинский_вазописец
Источники Словарь античности. — Пер. с нем. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиограф. институт. 1989.http://www.ljpoisk.ru/archive/10704812.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Пистоксен_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Дурис_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасиад_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Клитий_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Амасис_(гончар)https://ru.wikipedia.org/wiki/Андокид_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Эксекий_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Лидос_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфимид_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Мидий_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Псиакс_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Никосфен_(вазописец)https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфронийhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинский_вазописец

Слайд 51Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_Клеофрада
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вазописцы-пионеры
http://art-pedia.ru/drevnegrecheskie_vazy_-3029-print.html
https://otvet.mail.ru/question/33539824
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиксида_(сосуд)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пифос
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ритон
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебес
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лагинос
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гуттус
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аскос
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кернос
http://biofile.ru/his/13672.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекана
https://ru.wikipedia.org/wiki/Динос

Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_Клеофрадаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Вазописцы-пионерыhttp://art-pedia.ru/drevnegrecheskie_vazy_-3029-print.html https://otvet.mail.ru/question/33539824 https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиксида_(сосуд)https://ru.wikipedia.org/wiki/Пифосhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ритонhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Лебесhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Лагиносhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Гуттусhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Аскосhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Керносhttp://biofile.ru/his/13672.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Леканаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Динос

Слайд 52Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кофон
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лутрофор
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лидион
https://ru.wikipedia.org/wiki/Калаф
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амфориск
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекана
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ольпа
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбное_блюдо
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фиала






Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/Кофонhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Лутрофорhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Лидионhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Калафhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Амфорискhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Леканаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ольпаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбное_блюдоhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Фиала

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть