Презентация, доклад по искусству на темуЧеловек в зеркале искусства. Жанр портрет(8 класс)

Содержание

Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена.

Слайд 1Человек в зеркале искусства

Жанр портрет

Человек в зеркале искусстваЖанр портрет

Слайд 2Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого

существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена.
Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена.

Слайд 3
Андре Фелибьен (фр. André Félibien, май 1619 – 11 июня 1695

года), сеньор Аво и Жаверси, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV.
Андре Фелибьен (фр. André Félibien, май 1619 – 11 июня 1695 года), сеньор Аво и Жаверси, французский

Слайд 4Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных
(Напомним, что в

Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами, их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Иерархическая конструкция, предложенная Фелибьеном, предполагает, что индивидуализация может касаться исключительно человеческого существа. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы — «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный». Портреты могут быть написаны лишь с человеческого существа, чья внешность демонстрирует чисто эстетическое созерцание.
Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных (Напомним, что в Средние века животные считались с

Слайд 5Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых
не являются «портретами», поскольку

они написаны не с конкретного человека, не с натуры, а являются обобщающими идеальными образами.
Исключения — портреты святых Нового времени, созданные при их жизни или вскоре после смерти по воспоминаниям, либо же «портреты в образе какого-либо святого»
Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются «портретами», поскольку они написаны не с конкретного человека,

Слайд 6Поджанры портрета
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по

воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Поджанры портретаИсторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе

Слайд 7Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен

в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
Аллегорический
Мифологический
Исторический
Семейный портрет
Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального

Слайд 8Иногда при классификации используется сословный принцип:

купеческий,
крестьянский портрет,
портрет духовного

лица,
шутовской портрет,
поскольку социальное положение модели влияло на определённые методы репрезентации, используемые художником.
Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет, поскольку социальное положение

Слайд 9По характеру изображения

Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека

в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
Коронационный (реже встречается тронный)
Конный
В образе полководца (военный)
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
По характеру изображенияПарадный (репрезентативный) портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим

Слайд 10Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но

имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез

Слайд 11Фон и атрибуты
Использование символических элементов — атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая

знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели.
Фон и атрибутыИспользование символических элементов — атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения)

Слайд 12Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или

его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её статус. Колонна и драпировка — традиционные атрибуты парадного портрета. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.
Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник

Слайд 13В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст — он становится

атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Скульптура — двойник, который может наделяться чертами конкретной личности, служит одновременно поводом для глубоких чувствований и размышлений самого разного порядка — от конкретных, касающихся данного персонажа, до судеб мироздания. (…) В данном контексте скульптурный „кумир“, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»
В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст — он становится атрибутом, с которым модель может вести

Слайд 15В.Л Боровиковский

В.Л Боровиковский

Слайд 16Портрет Лопухиной(В.Л.Боровиковский)

Портрет Лопухиной(В.Л.Боровиковский)

Слайд 17Алексей Венецианов Девушка в платке

Алексей Венецианов Девушка в платке

Слайд 18Алексей Венецианов ЗАХАРКА

Алексей Венецианов ЗАХАРКА

Слайд 19Рубенс Петер Пауль. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Рубенс Петер Пауль. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Слайд 20Илья Репин . Николай 2

Илья Репин . Николай 2

Слайд 21Конный портрет маркиза де Леганес Веласкес

Конный портрет маркиза де Леганес Веласкес

Слайд 22Мона Лиза, «Джоко́нда» Леонардо да Винчи

Мона Лиза, «Джоко́нда»  Леонардо да Винчи

Слайд 23«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр.

La Joconde), полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире[1][2], которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde), полное название — Портре́т

Слайд 24Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный

образ, помещённый на тёмный нейтральный фон

В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон — ощущение от картины сразу меняется.
Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фонВ

Слайд 26Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски

на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.
Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал

Слайд 27В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он

перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец

Слайд 28В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду"

- "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.
В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую

Слайд 29В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно

заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.
В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы

Слайд 31"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих

пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Слайд 3221 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была

похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение

Слайд 33В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в

течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.
В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом

Слайд 34Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были

спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.
Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них

Слайд 35Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть

версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.
Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или

Слайд 36Улыбается ли Мона Лиза? Ответ на этот вопрос исследователи ищут до

сих пор. Многие склоняются к версии, что улыбка - всего лишь оптический обман. Если посмотреть в глаза Моны Лизы, из-за теней создается впечатление улыбки. Но стоит опустить глаза ниже, и улыбка исчезает. Леонардо да Винчи смог добиться невероятного эффекта "мерцающей" улыбки.
Улыбается ли Мона Лиза? Ответ на этот вопрос исследователи ищут до сих пор. Многие склоняются к версии,

Слайд 37Cчитается, что на полотне изображена Лиза Джоконда. Она была супругой торговца

шелком Франческо Джокондо. Также существуют версии о том, что на картине мать Леонардо или сам художник.
Cчитается, что на полотне изображена Лиза Джоконда. Она была супругой торговца шелком Франческо Джокондо. Также существуют версии

Слайд 38«ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ» Валентин Александрович Серов

«ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ» Валентин Александрович Серов

Слайд 4012 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О «ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ»
1 ДЕВОЧКА. Озорной характер Веры

Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
2 БЛУЗКА. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.
3 КОМНАТА. Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.
4 СТОЛ. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.
5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

12 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О «ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ»1 ДЕВОЧКА. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом

Слайд 416 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая

листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.
7 ГРЕНАДЕР. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.
8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.
9 СТУЛЬЯ. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.
10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».
11 ТАРЕЛКА. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе

Слайд 42Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр,

вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.
Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за

Слайд 43«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов…

К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот

Слайд 44Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время

портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.
Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть