Презентация, доклад по Искусству на тему Знаки и символы искусства (

Содержание

С первобытных времен различные виды изображений(скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Слайд 1Знаки и символы искусства

Знаки и символы искусства

Слайд 2С первобытных времен различные виды изображений(скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и

символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.

Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

С первобытных времен различные виды изображений(скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми

Слайд 3Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков

могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные

Слайд 4Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 —

символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств

Иероним Босх ( 1460 -1516)  «Семь смертных грехов» 

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней

Слайд 5Семь добродетелей

Семь добродетелей

Слайд 6Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является

художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений.

Сцена охоты. (фрагмент) Роспись из гробницы Небамуна 14 в. до н.э.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ,

Слайд 7В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам

в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

С. Боттичелли «Благовещение»

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый

Слайд 8Выбор колорита, цвета также символичен:
красно-коричневый являлся
символом всего земного (глина, земля);


красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры;
голубой или синий
символизировал все небесное, святое;
а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Троица. Андрей Рублев.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлсясимволом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови,

Слайд 9С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом

— религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья.


В бытовом проявляется
обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.
С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном

Слайд 10Многие произведения
XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными

в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды.
Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas — суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.

Ю. Ван Стрек. Суета сует

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином,

Слайд 11На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и

музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия.
Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями.
На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит,

Слайд 12Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является

лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так

Слайд 13Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая

тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак

Слайд 14Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению

homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный

Слайд 15Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной

цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.

Слайд 16Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что

нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны

Слайд 17- Череп — напоминание о неизбежности смерти.
- Мыльные пузыри — краткость жизни и

внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
- Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
- Песочные и механические часы — быстротечность времени.
- Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
- Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
- Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.
- Череп — напоминание о неизбежности смерти.- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo

Слайд 18В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей.

Его

отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.

Натюрморт (франц. nature morte — мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является
изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что

Слайд 19П. Клас. Натюрморт с рыбой

П. Клас. Натюрморт с рыбой

Слайд 20Имитация картины П. Класа. Современная фотография.

Имитация картины П. Класа. Современная фотография.

Слайд 21П. Клас. Натюрморт с устрицами

П. Клас. Натюрморт с устрицами

Слайд 22А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

Слайд 23"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста Голландского художника- мастера замаскированной символики

содержит многие символы. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста


Слайд 24Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.
На этом

портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. На Е. С. Авдулиной чёрное платье, а  чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный.

Большую роль играют символические детали и в портрете.

Кипренский Орест Адамович - Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.

На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль.
И  если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире.

О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о  нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, — символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты.


Свёрнутый и  опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение).
Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера:
Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете.

Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.На этом портрете художник представил нам молодую красивую

Слайд 251.
2.
3.
4.
5.
6.

1.2.3.4.5.6.

Слайд 26Количество глав (куполов)
1 глава символизирует единство Бога;
2 главы – двойная природа

Иисуса Христа (Божественная и Человеческая);
3 главы символизируют Святую Троицу;
5 глав - Христос и четыре апостола-евангелиста;
7 глав - семь священных таинств Церкви;
9 глав - число ангельских чинов;
13 глав - Христос и двенадцать апостолов.

Символы используются и в архитектуре

Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме.

Количество глав (куполов)1 глава символизирует единство Бога;2 главы – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и Человеческая);3 главы

Слайд 27Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены
Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную,

независимую от канонов и норм, одинокую душу.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие»
(М. Бахтин).

Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценыВинсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую

Слайд 28В. Ван Гог. Звездная ночь
Его работы пронизаны чувством острой тревоги и

смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.
В. Ван Гог. Звездная ночьЕго работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто

Слайд 29В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром
«Я попытался выразить красным и зеленым

цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

В. Ван Гог. Подсолнухи

В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил

Слайд 30Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его

натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

П. Пикассо. Скрипка

Пабло Пикассо

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно,

Слайд 31Символы в музыкальном искусстве.

Музыкальное искусство говорит с нами языком
звуков и

наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы
знаков и символов музыка выражает богатейший
мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с
учетом всех его сторон— высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию.
Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.
Символы в музыкальном искусстве.Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и

Слайд 32Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию,

из которой вырастает вся
Симфония №5 Л. Бетховена.
И таких примеров в музыкальном искусстве множество.
Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Людвиг ван Бетховен

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5

Слайд 33В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать,

строить, решать сложные, запутанные
проблемы. Одной из таких проблем была научная
идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее
влияние на развитие мировой экономики.
И только музыке как искусству временному подвластно
воплощение образа «вечного движения». Его
символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини,
Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.

Н. Паганини Вечное Движение

Ф. Мендельсона Вечное Движение

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанныепроблемы. Одной из

Слайд 34
Художественно-творческое задание
Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком

знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.
Художественно-творческое заданиеПодберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть