Презентация, доклад по искусству на тему Самоцветы земли и мастерство ювелиров

Содержание

Самоцве́ты  (от рус. Сам и Цветной) — драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (минералы и горные породы), находящие применение в качестве ювелирного и поделочного

Слайд 1


Слайд 8 Самоцве́ты  (от рус. Сам и Цветной) — драгоценные, полудрагоценные

и поделочные камни (минералы и горные породы), находящие применение в качестве ювелирного и поделочного сырья. Как правило, прозрачные или полупрозрачные.
Самоцве́ты     (от рус. Сам

Слайд 9 Свойства самоцветов По классификации академика А. Е. Ферсмана, самоцветы обладают специфическими ценными свойствами: красивым цветом

или рисунком, высокой твёрдостью, прозрачностью блеском, большим светорассеянием, способностью принимать огранку, шлифовку и полировку.

 


Свойства самоцветов  По классификации академика

Слайд 10Ферсман Александр Евгеньевич Русский химик
Русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии,

«поэт камня». Действительный член, вице-президент Академии наук. Лауреат Ленинской премии. Член Императорского Православного Палестинского Общества. Википедия
Родился 8 ноября 1883 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Умер 20 мая 1945 г. (61 год), Сочи, РСФСР, СССР
Чем известен: минералог, геохимик, популяризатор науки
Ферсман Александр Евгеньевич Русский химик Русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии, «поэт камня». Действительный член,

Слайд 11Камни, идущие в обработку, часто называют поделочными, но у них есть и

другое название, которое обязано яркой или необычной окраске, выявляющейся на полированной поверхности камня. Отсюда и второе название – цветной камень. Мир самоцветов обладает неповторимой красотой цветовых эффектов.
В природе существуют много драгоценных, полудрагоценных и цветных камней - более 160 видов. Особо почитаемы и ценимы людьми 20-30 видов камней – первые среди них – алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Далее идут александрит, опал, турмалин, топаз, аметист, агат, сердолик, гранат, горный хрусталь, бирюза, жемчуг, лазурит, янтарь, малахит и т. д.
Камни, идущие в обработку, часто называют поделочными, но у них есть и другое название, которое обязано яркой или

Слайд 12Алмаз

Алмаз

Слайд 13Ограненный сапфир

Ограненный сапфир

Слайд 14Рубин

Рубин

Слайд 15Изумруд

Изумруд

Слайд 16Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве
  Драгоценные и поделочные камни издавна

применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти.  Находки орудий и украшений, выполненных из поделочных камней, встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В поселениях позднего палеолита были найдены скребки и наконечники копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали помещать в металлическую оправу.      Во многих древних культурах самоцветам приписывали сверхъестественные свойства, использовали как амулеты, охраняющие от злых духов и способствующие исцелению, или как талисманы, приносящие удачу, успех в делах, победу в войне   . 
Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном искусстве  Драгоценные и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения

Слайд 17 С драгоценными камнями связано немало древних преданий, легенд и суеверий. 
Первые упоминания

о самоцветах найдены на глиняных табличках Вавилона, которые были созданы около шести тысячелетий назад, и рассказывали о священных амулетах- талисманах из сердолика, нефрита и лазурита. В Древнем Египте любовь к драгоценным камням было просто огромной — их использовали для украшения одежды, зданий, мебели и даже кухонной утвари. Египтянам были известны практически все драгоценные камни.
 С драгоценными камнями связано немало древних преданий, легенд и суеверий. Первые упоминания о самоцветах найдены на глиняных табличках

Слайд 18В папирусе " О приготовлении лекарств для всех частей тела", написанном

за 1400 лет до н. э. упомянуто более десяти минералов, которые использовали для лечения.
Сказочные богатства из драгоценных камней найдены в египетских пирамидах.
В гробнице фараона Тутанхамона, жившего в XUI веке до н. э., хранились алебастровые сосуды, кубок в форме цветка лотоса из полупрозрачного алебастра, трон фараона, инкрустированный цветными камнями, стеклом, фаянсом, золотом. В погребальном покое гробницы был вскрыт кварцитовый саркофаг желтого цвета, перекрытый плитой из розового гранита. Под крышкой саркофага находился гроб, изображавший Тутанхамона. У глаз, выполненных из арагонита и обсидиана, необыкновенно живое выражение. Ювелирные изделия выполнены с использованием драгоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита, халцедона и т. д. Существует мнение, что красота рисунка и уровень исполнения ювелирных изделий гробницы Тутанхамона никогда не были превзойдены.

В папирусе

Слайд 19В четвертом – третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии и на островах

Эгейского мора начинает развиваться искусство глиптики. В странах Древнего Востока, а также в Риме изготовляли перстни, которые подчеркивали право собственника на собственность. Камень широко используют для инкрустаций изделий из металла, дерева, слоновой кости и т. д.
Описания драгоценных камней имеются у античного автора Плиния Старшего, жившего в Риме в I веке н. э.

В четвертом – третьем тысячелетии до н. э. в Месопотамии и на островах Эгейского мора начинает развиваться искусство глиптики.

Слайд 20Драгоценные камни украшают одежду царей, королей, богослужебную одежду, оклады икон,

дароносицы и т. д.
Перстни с драгоценными камнями на Руси стали носить в XIV веке. С тех пор драгоценные камни стали называть «самоцветами». Множество перстней, ожерелий и иных украшений носили русские цари и царицы. Присутствовавшие при венчании царя Алексея Михайловича утверждали, что на царице было так много драгоценностей, что ее брачный наряд оказался слишком тяжелым и она была вынуждена переодеться. Такой же тяжелый от драгоценностей наряд был на Анне Иоановне во время ее коронации. Очень любила драгоценности Екатерина II, любил драгоценные камни и князь Потемкин, а последний фаворит Екатерины Платон Зубов носил медальон с миниатюрным портретом императрицы, осыпанный бриллиантами
Драгоценные камни украшают одежду царей, королей,  богослужебную одежду, оклады икон, дароносицы и т. д.Перстни с драгоценными камнями

Слайд 21 Шапка Мономаха1682 Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Государственный

историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата 
Шапка Мономаха1682 Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Государственный историко-культурный музей-заповедник

Слайд 22Промышленная огранка драгоценных камней на Руси началась по указу Петра Первого.

В 1725 году в Петергофе начали строить гранильную фабрику или как тогда ее называли "Алмазную мельницу". Но она сгорела и была восстановлена при Анне Иоановне "для шлифования и полирования при академии наук всяких, найденных в здешнем государстве ясписных и прочих камней". Для обучения русских мастеров огранке из-за границы выписали наставников. При имератрице Екатерине II шлифовальное дело начало развиваться быстрее, были построены новые шлифовальные фабрики и завод в Екатеринбурге и его окрестностях, где изготавливали "для Кабинета Ее Величества " изделий на сумму 20000 рублей.

Промышленная добыча драгоценных камней в России впервые была начата в 1720 году на Урале. И по сей день здесь добывают прекрасные синие топазы, александриты и другие самоцветы. Большим центром добычи алмазов является Якутия. В наши дни добыча драгоценных камней для ювелирных изделий продолжает развиваться.

Промышленная огранка драгоценных камней на Руси началась по указу Петра Первого. В 1725 году в Петергофе начали

Слайд 291.Косник шитье жемчугом и самоцветы. 2.Диадема картье - платина,бриллианты, аметисты.
1

2

1.Косник шитье жемчугом и самоцветы.  2.Диадема картье - платина,бриллианты, аметисты.12

Слайд 30Легенды и мифы о самоцветах

Легенды и мифы о самоцветах

Слайд 31Легенды и мифы Алтая


На Алтае раньше не было самоцветов (драгоценные камни).

Появились они намного позднее. Одна из многочисленных легенд объясняет, как они появились на Алтае. Давным-давно владыка Нижнего мира Эрлик сотворил морское чудовище. В то время большая часть Алтая морем была. Это чудовище имело длинный язык, которым оно неожиданно хватало людей и затем пожирало. Небесный богатырь Тюрун решил помочь людям. Он спустился с небес и стал под новым именем Тямаа жить на Земле. Как-то раз он вышел на берег моря, и, когда чудище схватило его, богатырь попытался вытянуть того на берег. От усилий богатыря берег начал опускаться. Чтобы не потопить сушу, богатырь выпил море и вытащил чудовище. После этого Тямаа высоко поднял чудище и разбил его о камни. Кровь и внутренности разлетелись в разные стороны и обратились в самоцветы.
Легенды и мифы Алтая  На Алтае раньше не было самоцветов (драгоценные камни). Появились они намного позднее.

Слайд 32Славянская легенда
объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли

с венчика водного цветка и попали в створку раковины-жемчужницы. Причем капелька с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая якобы имеет серебристый оттенок. 
Славянская легендаобъясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали

Слайд 33Самоцветы и поделочные камни
издавна привлекали внимание человека. Но если в

прошлые века они были доступны лишь немногим представителям господствующих классов, то сегодня практически каждый может позволить себе приобрести выразительные экспонаты в домашнюю коллекцию или изделия из красивых драгоценных или поделочных камней. 
Самоцветы и поделочные камни издавна привлекали внимание человека. Но если в прошлые века они были доступны лишь

Слайд 34Самоцветы Урала в сказах Бажова


О Хозяйке Медной горы, о таинственном руднике,

о Великом Полозе и несметных сокровищах Бажов с детства слышал различные рассказы. В течение многих лет он странствовал по Уралу, беседовал с горняками и мастерами, местными старожилами и сказателями, записывал подробности, изучая работу гранильщиков, камнерезов, сталеваров, оружейников и других мастеровых. А они делились с ним тайнами ремесла и жизненных впечатлений. За многие годы экспедиций свою "кладовую" Бажов пополнил реальными знаниями и очевидными фактами. Так создание сказов об Урале, его людях и изумительных самоцветах стало всем делом его жизни. Хозяйку Медной горы он сделал хранительницей драгоценных камней и пород, иногда предстающей перед людьми прекрасной женщиной, а порой – в виде диковинной ящерицы в короне. В соединении с медью, углекислотой и водой получилось самое известное творение природы Урала – малахит.

Самоцветы Урала в сказах Бажова О Хозяйке Медной горы, о таинственном руднике, о Великом Полозе и несметных сокровищах

Слайд 40Хозяйка медной горы
Мифическое существо
Персонаж легенд уральских горняков, владелица земных богатств, хранительница

тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Предстаёт в образе прекрасной женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита», а а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Считалась покровительницей рудокопов. Википедия

Хозяйка медной горы Мифическое существоПерсонаж легенд уральских горняков, владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого

Слайд 41 Именно благодаря сказам Бажова малахит является главным символом Урала,

поэтому образ Малахитницы стал объединяющим для цикла из десяти сказов, которые посвящены теме добра, таланта и рабочего мастерства. Яркий, играющий многими оттенками зеленого тона, поражающий причудливостью рисунков малахит считается в мире исконно русским поделочным и ювелирным камнем. По уральским поверьям, украшения из малахита должны носить все добрые люди, для счастья и энергии.
Именно благодаря сказам Бажова малахит является главным символом Урала, поэтому образ Малахитницы стал объединяющим

Слайд 42
Духи камней чутки к их носителям.
Бажов учит людей относиться к

камню, как к настоящему, одушевленному существу, любить самоцветы и не обижать их. Воспевая красоту Урала, он призывает любить и всю планету, где бы человек ни жил, и в этом основная ценность его произведений. Открывая книгу Бажова, ощущаешь на уровне подсознания, как целая россыпь красочных самоцветов освещает окружающее пространство, как высекал свет Серебряное Копытце, словно олицетворение духа, который всем заслужившим дарит надежду и веру в тяжелых испытаниях.

Духи камней чутки к их носителям. Бажов учит людей относиться к камню, как к настоящему, одушевленному существу,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть