Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
ИВАНКОВА О.В.
Слайд 2
Коллективный художественный труд
В 20-е годы одной из
актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности
Название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод»
Слайд 3В 30-е годы произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного
искусства в школе. Рисование с натуры , по памяти , направленное на развитие индивидуальных ЗУН практически исключило возможность совместной деятельности на уроках.
Лишь в начале 60-х гг. были предприняты попытки использовать совместную творческую деятельность детей как средство активизации коллективного творчества на уроках .
Слайд 4В конце 70-х гг. и начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства
НИИ художественного образования осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
Слайд 5В конце 90-х гг. вышло учебное пособие Т.С.Комаровой и А.И. Савенкова
«Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Слайд 6В стандартах второго поколения в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения
сказано: «Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объема работы, приобретение навыков и взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми»
Слайд 7ФГОС личностныЕ результатЫ изучения предметов учебной области ИСКУССТВА
- умение
сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. развитие коммуникативных навыков учащихся
15% учебного времени на уроке рекомендуется уделять работе в парах, группах. Т.е. одним из важнейших видов деятельности на уроках по ФГОС является коллективная деятельность учащихся
Слайд 8Т.е. одним из важнейших видов деятельности на уроках по ФГОС является
коллективная деятельность учащихся.
Слайд 9Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации
и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
Слайд 10Коллективная деятельность рассматривается
как продуктивное общение,
развивающее социальную активность.
проявляется в двух формах :
общение
* общественно значимый результат
Слайд 11Осуществляются следующие функции:
* - информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
контактная — готовность к приему и передаче информации;
координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
перцептивная — восприятие и понимание друг друга;
развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.
Слайд 12В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
-общность интересов
и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
- составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;
- доверие и взаимопомощь, между членами группы;
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия.
Слайд 13 Формы коллективного творчества учащихся и их классификация.
Слайд 14классификациЯ М.Н. ТуррО
Выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:
*фронтальная,
* комплексная,
* коллективно-производственная.
Слайд 15Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков
учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
Слайд 16Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков
учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
Слайд 17Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый
учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
Слайд 18Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда
каждый делает только одну определенную деталь
Слайд 19Позже / в ходе работы над программой Неменского / , систематизированы
виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда:
* парного,
* группового,
* коллективного
Слайд 20Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в
классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым.
В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами:
* совместно-индивидуальная,
* совместно-последовательная
* совместно-взаимодействующая.
Слайд 21Совместно-индивидуальная форма
характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом
единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции
Слайд 22Совместно-последовательная форма
предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного
участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников
Слайд 23Совместно-взаимодействующая форма
представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их
действия на каждом из этапов коллективной деятельности. является наиболее сложной в организации
Слайд 24ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА
Первый из принципов, самый простой - принцип свободного
размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне.
Два последующих принципа организации - принцип фриза и мозаики - предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности.
Слайд 25 необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;
2. Посильность
задания и доступность задания.
3. Коллективная деятельность должна быть доступна каждому из его участников
Слайд 26ИЗО 1 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл.
7 кл.
ИСКУССТВО 8 кл.
ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ 8 кл.
ОРКСЭ 4 кл.
ОДНКНР 5 кл.
МХК 10 кл. 11 кл.
ТПК 10кл. 11 кл
ИСТОРИЯ 5 кл.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 кл.