Слайд 1Массовая культура Советской России
Подготовила учитель
Искусства,ИЗО,черчения Подсадняя И.А.
Слайд 2Содержание
Введение
1. Особенности культуры в первые годы Советской власти
2. Духовная
и художественная культура периода тоталитаризма
3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
4. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
5. Отечественная культура и "перестройка"
Заключение
Слайд 3Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся
в период информационных технологий. Определенный тип буржуазной культуры, с помощью которого господствующие классы манипулируют сознанием масс; это индустрия по производству культурных и идеологических стереотипов, направленных на духовную стандартизацию человека.
Слайд 4Цель «М. к.» состоит в формировании определенного стереотипа «массо- вого человека» — политически пассивной, инертной личности, подчиняющейся элите и ведомой ею, лишенной способности самостоятельно рассуждать и мыслить, чуждой всякому критическому
осмыслению происходящих социальных процессов, слепо воспринимающей «духовные стандарты» буржуазного общества, теряющей черты индивидуальности, человечности, гармоничности.
Слайд 5Культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной
с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и недалекого лидера-пророка…
Слайд 61.Особенности культуры в первые годы Советской власти
Слайд 8Чтобы достигнуть цивилизованности, нужна культурная революция. Впервые данный термин употребил В.И. Ленин
в работе 1923 г. «О кооперации». В ходе этой реолюции за 10–20 лет необходимо было ликвидировать неграмотность и научиться толково, грамотно – не «по-азиатски», а «по-европейски» – торговать и вести дела. Одной из базовых черт индустриальной культуры в ХХ в. становится развитая система массового образования. В силу специфики России её становление в годы культурной революции включало ликвидацию неграмотности. И эта сложная задача была в основном решена к середине ХХ в.
Слайд 10Начало борьбы с неграмотностью положил декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР» (1919 г.). По нему все, не умеющие читать и писать, должны были пройти 3-4-месячные курсы и обучиться грамоте на русском или родном языке. Для этого создавались соответствующие условия (предоставление помещений, сокращения рабочего дня на 2 часа и др.).
Слайд 11В 1920 г. образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Большую работу
проводило общество «Долой неграмотность», созданное в 1923 г. комсомолом. К 1939 г. было обучено 50 млн неграмотных и 40 млн малограмотных
Слайд 12Переход к советскому типу культуры предусматривал воспитание нового человека, носителя коммунистической морали
и марксистского мировоззрения.
Слайд 132.Духовная и художественная культура периода тоталитаризма
Слайд 1530-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной
идеологии они именовались как годы первых пятилеток, массового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а потом и семилетнее). Коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, первые стройки отражались и переживались в общественном сознании очень эмоционально.
Слайд 16Перед художниками появилась массовая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Театры, художественные музеи,
концертные залы посещаются огромными количествами людей. Развивается киносеть, большими тиражами издаются книги, открываются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, мажорным.
Слайд 17 Тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской
массовой культуры.
Её черты - доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двух цветность взгляда на мир, обожествление вождя ,героизация населения, псевдо оптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы.
Слайд 203. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
Война внесла большие изменения
в издательское дело. В военное время в основном выпускались небольшие по объему брошюры, инструктивные или научно-популярные, агитационно-пропагандистские плакаты. Используя опыт политпросвет работы периода Гражданской войны - "Окна РОСТА", стали издавать плакаты "Окна ТАСС". Историческая тематика заняла видное место в лекционной работе, в массовых пропагандистских изданиях, в произведениях художественной литературы и искусства.
Особенно возросло значение средств массовой информации. Основным средством являлось радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР
Слайд 21Плакаты были действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.
Слайд 24Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов
СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Красной армии, партизанам, молодежи.
Слайд 264. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"
Время хрущевской "оттепели" прямо
и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию. Одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата.
Слайд 3070-80ые годы характеризуются в советской культуре как период "застоя".
Более двадцати лет
в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.
Слайд 385. Отечественная культура и "перестройка"
Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим
образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.
Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.
Слайд 40
Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского
периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.
Слайд 43Какие только страшные события не происходили в нашем Отечестве: войны, революции,
бунты, завинчивание цензурных гаек, гражданская война, террор, - все эти ужасные, с точки зрения гуманизма, времена имели ведь культурные плоды и подчас незаурядные. Более того, в России существует парадоксальное явление - чем страшнее и сложнее жизнь, тем больше появляется подлинных шедевров культуры. И хоть сейчас очень разные мнения о культуре советского времени, я думаю, что в сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру. А нам стоит взять на вооружение только самое лучшее.