Слайд 1Знание научное, знание художественное.
8 класс, 4 урок.
Слайд 2Цели урока:
1.Основные принципы знаний научных и знаний художественных.
2.Грани личности Леонардо да
Винчи-художника и ученого.
Слайд 3Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково.
Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы все-
мирного тяготения существуют как данность. В науке каж-
дое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся пред-
ставления о тех или иных явлениях. Например, открытие
Магелланом Америки стало веским основанием для опровер-
жения представлений человечества о том, что Земля плоская.
До XVII в. считалось, что центром Вселенной является Земля
(геоцентрическая система). После открытия Коперника чело-
вечество признало, что Земля и другие планеты вращаются
вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Слайд 4В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности
старого. Раскопки археологов
открыли миру удивительное
изящество и художественное совершенство изделий масте-
ров древности. Главной темой искусства во все времена был
человек. Но его изображение в дошедших до нас художест-
венных произведениях разных эпох различно. И нас не сму-
щают схематичность или нарушение пропорций в изображе-
ниях прошлого.
Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства.
Слайд 5Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в
селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Запись из дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Слайд 6В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.
Мастерская
Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
Слайд 7Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо
написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Ангел, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Слайд 8Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам
да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён.
Слайд 9Анатомия и медицина.
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи
заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».
Слайд 10Тайная Вечеря. Леонардо да Винчи.
Создана в 1495—1498 годы в доминиканском
монастыре Санта-Мария-делле-Грациев Милане.
Слайд 12Основные достижения да Винчи
Исключительно важен вклад Леонардо в развитие мировой художественной
культуры. Стал основоположником новой живописной техники.
Колесцовый пистолетный замок.
Танк.
Парашют.
Велосипед.
Переносные армейские мосты.
Катапульта.
Прожектор.
Телескоп.
Робот.
Огромное наследие оставил Леонардо и в литературе. Большая часть его произведений дошла до наших дней плохо упорядоченной, а зачастую написанной и тайнописью.