Слайд 1КИНОНАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВА ВИДЕОТВОРЧЕСТВА
Слайд 2Основное отличие показа жизни в телерепортаже от изображения её в игровом
фильме состоит в несрежиссированности происходящего на экране. Фиксация факта без вмешательства извне, запечатление жизни такой, какая она есть, врасплох, а не «причёсанной»,специально подготовленной к съёмке – смысл телевизионного репортажа.
Слайд 3Выдающийся советский
режиссёр-документалист Дзига Ветров сравнивал кинокамеру с киноглазом, которым мы смотрим на мир.
Слайд 4В 1924 году вышел первый полнометражный фильм «Кино-Глаз» с подзаголовком «Жизнь
врасплох». Этот фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме. Под таким же названием у Вертова была теория о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. По сути дела, съемка жизни врасплох означала для него примерно то же, что в современном кинематографе понимается под репортажным методом.
Слайд 5Образ в изображении рождается только благодаря выражению в нём творческой мысли
и воли художника.
Непосредственность видения мира и выбор из всего многообразия того, что более всего затронуло ваше сердце, превращают съёмку документального фильма в художественное творчество.
Слайд 6Правда и интерес к происходящему
в документальном фильме обеспечиваются благодаря длительному и целенаправленному наблюдению за человеком или ситуацией. Человек привыкает к камере, не замечает её, оставаясь самим собой.
Слайд 7Наблюдение – это некая видеоохота,
требующая терпения, внимания и заинтересованности в том, что снимаешь. В особенности это касается человека в кадре.
Слайд 8В процессе съёмки режиссёры иногда прибегают
к провокации как катализатору снимаемого события. Зрителям интересно наблюдать за реакцией человека, попавшего в неожиданную ситуацию, и эффект, который производит на него эта неожиданность.
Слайд 9Чаще используется приём скрытой камеры.
Спрятанная от посторонних глаз камера помогает оператору фиксировать непритворные реакции людей, естественность их поведения.
Слайд 10Усвоив элементарную сценарно-режиссёрскую
и операторскую грамоту в построении видеофразы, можно перейти к созданию коротких фильмов, которые по аналогии с живописью и музыкой называются этюдами.
Слайд 11Термин «этюд» в кино и телепрактике заимствован
из живописи и других искусств. В живописи этюд – это небольшая работа, выполненная с натуры, в музыке – упражнение, нацеленное на развитие
исполнительской техники и композиционного мастерства, в философии – размышление, исследование одного вопроса, узкой темы.
Этюд к картине
Виктора Васнецова «Алёнушка»
Музыкальный
этюд
Слайд 12Все эти характеристики в полной мере определяют содержание и форму видеоэтюда.
Видеоэтюд – это документальная (натурная) съёмка, посвящённая разработке какой-либо одной темы, являющаяся одновременно творческим упражнением на развитие композиционного и монтажно-съёмочного мастерства.
Слайд 13Видеоэтюд предполагает особый взгляд на мир,
в основе которого лежит эмоционально-поэтическое отношение к снимаемому. За серыми громадами домов и проносящимися машинами
можно почувствовать дыхание города в шелесте листьев или отблесках огней ночного города.
Слайд 14В этюде изображение важнее всего.
Оно является здесь главным действующим лицом,
средством выражения замысла и создания кинообраза, когда вы пытаетесь увидеть в окружающем, в людях что-то неповторимое, близкое и интересное вам.
Слайд 15Сюжетное и изобразительное развитие темы в этюде может быть поддержано музыкой
и шумами. Звук активно влияет на восприятие происходящего на экране. Разное музыкально-звуковое решение эпизода даёт и разное его эмоционально-смысловое прочтение.
Слайд 16Термин сюжет пришёл в телепрактику
из журналистики и обозначает краткое экранное повествование о каком-либо событии. В видеосюжете главное — экранный рассказ о событии, повествование которого предстаёт перед нами в жанрах репортажа, очерка, интервью.
Слайд 17Информационные телепередачи, как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах.
Репортаж —
это сообщение с места события, которое произошло или происходит. Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике.
Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.
Слайд 18Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, информацию о событии.
Он сценарно и монтажно выстраивается так, что не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах.
Слайд 19Введение авторского мнения, проявление своей позиции
и личных комментариев превращают репортаж в очерк.
Очерк – это информация о людях и событиях, как и репортаж. Но это уже не чисто новостное сообщение, это рассказ, включающий в себя исторические или иные мотивы, параллели с другими событиями,
размышления автора о героях очерка.
Слайд 20Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью.
Интервью –
это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает на них ответы. Интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.
Слайд 21Простейшее решение: камера направлена на героя,
мы слышим вопросы невидимого интервьюера
и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище.
Слайд 22Язык экранных образов всё время меняется, расширяется особенно благодаря телевидению.
Мы часто обнаруживаем документально-хроникальные фрагменты в игровых фильмах, а также постановочные фильмы, снятые в стилистике документального кино. И документальные телефильмы
активно осваивают находки мастеров игрового кино.
Телесериал «Школа»
Слайд 23ЗАДАНИЕ:
Составьте кроссворд из 10 слов
на тему: «Искусство кино и телевидения»