Слайд 2Изменение восприятия в эпоху барокко
XVII век – одна из самых ярких
и блистательных страниц в истории искусства.
Это время, когда стремительно менялась привычная картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения.
Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни.
Происходит революционный переворот в естествознании, появляются новые философские течения, а в искусстве – новые стили и жанры.
Слайд 3Изменение восприятия в эпоху барокко
Представления о человеке значительно изменились. Теперь он
мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой – великой силой, способной управлять природой.
Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания, географии.
Вопрос: «Какие именно открытия того времени изменили мировосприятие людей?»
Слайд 4ЭСТЕТИКА БАРОККО
итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»,
порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»
(дословно «жемчужина с пороком»)
Слайд 5ЭСТЕТИКА БАРОККО
Излишняя вычурность произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной
из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко.
Вопрос: Как воспринимали новый стиль современники?
Что не вызывало разногласий во взглядах на эстетику барокко?
Слайд 6ЭСТЕТИКА БАРОККО
Человек становится предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко
человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлеченная в бурный водоворот событий и страстей.
Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нем почти с физическим страхом смерти и инстинктом самосохранения.
Слайд 7ЭСТЕТИКА БАРОККО
В произведениях барокко, с одной стороны, переданы напряженность конфликтов, преодоление
духа противоречий, тревога, а с другой – стремление к возрождению гармонии в жизни.
Вопрос: Что является главными темами искусства барокко?
Слайд 8Главные темы искусства барокко
Мучения и страдания человека
Мистические аллегории
Соотношение добра и зла,
жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них
Совмещение реальности с причудливой фантазией.
Слайд 9ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БАРОККО
Синтез архитектуры, живописи и скульптуры
Грандиозность и масштабность
Преувеличенная пышность
Пристрастие
к эффектным зрелищам
Совмещение иллюзорного и реального
Сильные контрасты масштабов и ритмов материалов и фактур, света и тени
Изобилие и нагромождение причудливых деталей.
Слайд 10Торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом
Ярче всего этот стиль проявил
себя в архитектуре
Слайд 11 Дворцы и церкви барокко приобрели живописность и динамичность
и как бы вливались в окружающее пространство.
Слайд 12 Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой
Слайд 13Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство
Слайд 14Живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
Слайд 15ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ БАРОККО
ЖЕНЩИНЫ
Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная
причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
МУЖЧИНЫ
идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен— от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный».
Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики.
Слайд 16Портрет Елизаветы де Бурбон.
Диего Веласкес.
Инфанта Маргарита Австрийская,
1660
Рубенс, Петер Пауль. «Портрет Елены
Фоурмен в свадебном одеянии»
Слайд 17Антонис ван Дейк Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637
Рембрандт, Харменс ван Рейн.
«Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой»
Иасент Риго, Людовик XIV
Слайд 18БАРОККО В РОССИИ
В России отдельные черты барокко проявились во второй половине
XVII века, а его расцвет приходится на середину XVIII столетия.
В большей мере влияние барокко испытала русская литература, а архитектура и живопись – гораздо в меньшей степени.
Слайд 19Литература барокко
С. Полоцкий и Ф. Прокопович – представители барочной отечественной литературы.
Барочная литература в России нашла свое выражение прежде всего в придворной поэзии, но развивалась она несколько иначе, нежели в западноевропейских странах. Дело в том, что, как известно, барокко пришло на смену ренессансу, которого в России почти не знали.
Слайд 20Симеон Полоцкий
Этот поэт стремился к воспроизведению в своих стихах различных понятий
и представлений. Полоцкий придал поэзии логичность и даже несколько сблизил ее с наукой. Сборники его творений напоминают энциклопедические словари. Его произведения преимущественно посвящены различным общественным вопросам.
Слайд 21Живопись барокко
Русское барокко не обладало мистицизмом и экзальтацией, характерными для стран
Европы, а имело национальные особенности. Русский стиль обладал чувством гордости за государственные успехи и народа. Живопись освободилась от средневековья и религии и обратилась к темам светского общества, к образу человека-деятеля.
Слайд 22Портрет Екатерины I
с арапчонком,
Адольский И-Б.Г.
Портрет Перта I,
Никитин
И.Н.
Слайд 23Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org
http://allpainters.ru/napravleniya/barokko-v-zhivopisi.html
http://sghistoryspb.ucoz.com/load/iskusstvo_ii_chast/muzykalnaja_kultura_barokko/3-1-0-123
http://fb.ru/article/231963/stil-barokko-v-rossii-predstaviteli-barokko-v-rossii
https://yandex.ru/images